Расчет механизмов на точность
Дунаев П.Ф. "Расчет допусков размеров", 1992 г.
Дунаев П.Ф. "Размерные цепи" 1963 г.
Соломин И.С., Соломин С.Н. "Расчет сборочных и технологических размерных цепей", 1980 г.
Тимофеев В.Н. "Методика расчета размерных цепей"
Вопрос о выборе метода достижения точности машины решается на основе технико-экономических расчетов и должен соответствовать типу производства. Выбор метода начинается с тщательного изучения сборочных чертежей и установления связей и взаимодействия всех сборочных единиц и деталей машины. При этом необходимо четко сформулировать задачи, которые требуется решать в процессе достижения ее точности. Исходя из поставленных задач находят исходные (замыкающие) звенья и выявляют соответствующие им размерные цепи.
Размерная цепь — это совокупность функционально связанных размеров, образующих замкнутый контур и участвующих в решении поставленной задачи.
Каждый из размеров, образующих размерную цепь, называют звеном размерной цепи. Звенья размерной цепи обозначают прописными буквами русского алфавита. Любая размерная цепь имеет одно исходное (замыкающее) звено и два или больше составляющих звена.
Исходным звеном называется звено, к которому предъявляется основное требование точности, определяющее качество изделия в соответствии с техническими требованиями. Понятие исходного звена используется при решении прямой задачи, т.е. при проектном расчете.
Если исходное звено в процессе сборки изделия получается последним, замыкая размерную цепь, оно называется замыкающим звеном.
Все остальные звенья размерной цепи называются составляющими. Среди них различают увеличивающие и уменьшающие звенья. Увеличивающим звеном называется звено, при увеличении которого замыкающее звено увеличивается. Уменьшающим звеном называется звено, при увеличении которого замыкающее звено уменьшается.
Обычно исходными звеньями являются расстояния между поверхностями или осями, их относительные повороты, которые требуется обеспечить при конструировании машины и достичь в процессе ее изготовления.
В качестве составляющих звеньев размерной цепи могут быть приняты:
- расстояния (относительные повороты) между поверхностями (их осями) деталей, образующих исходное звено;
- расстояния (относительные повороты) между поверхностями вспомогательных и основных баз деталей.
Соблюдая эти положения, для выявления цепи необходимо идти от поверхностей или осей деталей, образующих исходное звено, к поверхностям (осям) деталей, размеры которых оказывают влияние на исходное звено, до образования замкнутого контура. Замкнутость контура размерной цепи является одним из условий правильности ее построения. Следует иметь в виду, что правильность выявленной размерной цепи зависит от четкости формулировки задачи, а поставленная задача может быть решена с помощью единственной правильно построенной размерной цепи. Все задачи вытекают из требований к точности машины.
При размерном анализе встречаются два типа задач: прямая и обратная.
Прямая задача. По определенному из служебного назначения машины номинальному размеру и допуску (предельным отклонениям) исходного звена определяют номинальные размеры, допуски и предельные отклонения всех составляющих звеньев размерной цепи. Задача решается на стадии проектных расчетов.
Обратная задача. По установленным номинальным размерам, допускам и предельным отклонениям составляющих звеньев определяют номинальный размер, допуск и предельные отклонения замыкающего звена. Задача решается на стадии проверочных расчетов. Решением обратной задачи проверяется правильность решения прямой задачи.
При разработке конструкции машины конструктор предусматривает методы достижения точности ее параметров. Задача технолога — выяснить эти методы и с позиции реальных условий производства оценить их. Известны следующие методы достижения точности замыкающего звена:
1) метод полной взаимозаменяемости;
2) метод неполной взаимозаменяемости;
3) метод групповой взаимозаменяемости;
4) метод регулирования (метод подвижного компенсатора);
5) метод пригонки или изготовления по месту.
Метод полной взаимозаменяемости
Сущность метода полной взаимозаменяемости заключается в том, что точность замыкающего звена обеспечивается у всех без исключения изделий без какого-либо подбора звеньев или их пригонки.
При этом прямая и обратная задачи решаются методом максимума и минимума, основанным на том, что при расчетах учитываются максимальные и минимальные размеры составляющих звеньев и их самые неблагоприятные сочетания в одной сборочной единице.
Преимущества метода полной взаимозаменяемости:
- простота и экономичность сборки;
- возможность автоматизации сборочных процессов;
- возможность кооперирования предприятий;
- упрощение системы изготовления запасных частей и снабжения ими потребителей;
К недостаткам метода следует отнести относительно небольшие по сравнению с другими методами допуски составляющих звеньев. Поэтому метод применяют в случаях небольшого числа составляющих звеньев.
Основные уравнения:
1) уравнение размерной цепи в номиналах
где: n - число звеньев размерной цепи;
x - передаточное отношение j-го звена размерной цепи.
А - номинальный размер j-го звена размерной цепи;
В цепях с параллельными звеньями x=+1 для увеличивающих и x=-l для уменьшающих звеньев:
m – число увеличивающих звеньев;
k – число уменьшающих звеньев.
m+k=n-1
2) Уравнение допусков:
или для линейных размерных цепей: .
3) Уравнение, определяющее расчетное значение координаты середины поля допуска:
где DOi – координаты середин полей допусков увеличивающих и уменьшающих звеньев.
4) Верхнее и нижнее отклонения замыкающего звена:
Отклонения / Для звеньев: | замыкающего | составляющего |
верхнее | ||
нижнее |
Порядок расчета размерных цепей:
Порядок решения прямой задачи:
1) Составляется схема размерной цепи;
2) Записываем уравнение номиналов и определяем номинальный размер АD:
3) Определим средний квалитет размерной цепи по среднему числу единиц допуска приходящемуся на одно составляющее звено по формуле [3, стр. 32]:
где: - допуск замыкающего звена, за вычетом суммы допусков стандартизованных размеров, мм;
к – количество стандартизованных размеров;
i - значение единицы допуска для каждого звена, кроме стандартизированных.
После определения среднего числа единиц поля допуска определяется квалитет и назначаются стандартные отклонения. Для размеров охватывающих поверхностей отклонения назначаем как для основного отверстия (Н), т.е. в плюс; для размеров охватываемых поверхностей отклонения назначаем как для основного вала (h), т.е. в минус; для остальных назначаем симметричные отклонения, т.е.±IT/2 (Js).
4) Производится проверка правильности назначения допусков по величине. Для этого находится расчетная величина поля рассеяния и сравнивается с заданной. При этом должно выполняться условие:
£ТD
5) Проверяется правильность назначения допусков по расположению отклонений. Для этого рассчитываются верхние и нижние отклонения замыкающего звена и сравниваются с заданными:
Для отличия расчетных величин от заданных пометим первые индексом в виде штриха ('). Если ESD¹ ES'D и (или) EID¹EI'D, то корректируются отклонения на одно из звеньев (назначаются другие поля допуска). Для этого используется последняя пара формул, где вместо расчетных ставятся заданные значения отклонений замыкающего звена, а отклонения одного из звеньев принимаются как неизвестные.
Пример.
Метод неполной взаимозаменяемости (вероятностный метод).
Сущность метода неполной взаимозаменяемости заключается в том, что точность замыкающего звена обеспечивается не для всех изделий, а только у заранее установленной их части, т.е. устанавливается процент риска - процент изделий, у которых точность замыкающего звена может не обеспечиваться. Следует заметить, что процент риска — это вероятность получения бракованных изделий. Причем в случае получения негодного механизма, это изделие не выбрасывается, а разбирается на составляющие, детали перемешиваются с другими годными и механизм собирается вновь.
Метод исходит из предположения о том, что вероятность попадания деталей в предельных сочетаниях в одну сборочную единицу мала, поэтому расчет на максимум-минимум нерационален. Метод используется в типах производства с большим объемом выпуска (начиная с серийного) и установившимся технологическим процессом.
Расчет параметров составляющих звеньев выполняют теоретико-вероятностным методом, основанным на:
1) уравнении размерной цепи в номиналах
m – число увеличивающих звеньев;
k – число уменьшающих звеньев.
2) определении допуска замыкающего звена:
где t - коэффициент, зависящий от процента риска (табл. );
li - коэффициент, характеризующий закон распределения размеров.
Процент риска Р | 4,5 | 0,27 | 0,1 | 0,01 | |||
t | 1,65 | 2,57 | 3,29 | 3,89 |
При нормальном законе распределения размеров l2i=1/9; при неизвестном законе распределения принимают l2i=1/3; при законе треугольника - l2i=1/6.
Решение прямой задачи в методе неполной взаимозаменяемости выполняют в следующей последовательности:
1) по сборочному чертежу изделия выявляют составляющие звенья Ai, строят размерную цепь, определяют по ней увеличивающие и уменьшающие звенья;
2) записывают параметры исходного (замыкающего) звена: номинальный размер АD, предельные отклонения ЕSAD и ЕIAD, допуск ТD, координату середины поля допуска ЕсD;
3) задают процент риска, определяют значение коэффициента t (см. табл. ), устанавливают законы распределения составляющих звеньев и коэффициенты li;
4) определяют допуска составляющих звеньев:
4.1) согласно способу назначения допусков одного квалитета точности определяют среднее значение допусков составляющих звеньев:
4.2) допуски составляющих звеньев назначаются по одному квалитету точности п среднему значению количества единиц допуска:
где i – единица допуска номинального размера составляющих звеньев.
5) по номинальным размерам составляющих звеньев и с учетом полученного среднего значения на все составляющие звенья, кроме одного (на одно звено может быть установлен нестандартный допуск), назначают стандартные допуски по ГОСТ 25347—82;
6) проверяют правильность определения допусков составляющих звеньев по формуле
7) задают расположение допусков всех составляющих звеньев (в +, - или ±), кроме одного, отклонение на которое будет нестандартным. В качестве него выбирают простое в изготовлении и измерении звено;
8) определяют предельные отклонения оставшегося неизвестным звена. Координату середины поля допуска звена, оставшегося неизвестным получают из формулы:
где SЕсD, SЕсув и SЕсум – координаты середин полей допусков замыкающего, увеличивающих и уменьшающих звеньев соответственно, т.е.:
После определяют сами предельные отклонения оставшегося неизвестным звена из уравнения:
ESAi=Eci+0,5Ti
EIAi=Eci-0,5Ti
11) выполняют проверку правильности расчетов:
Пример.
Метод групповой взаимозаменяемости
Метод групповой взаимозаменяемости — это метод, при котором требуемая точность замыкающего звена достигается путем включения в размерную цепь составляющих звеньев, принадлежащих к одной из групп, на которые они предварительно рассортированы. Сущность метода заключается в том, что детали собираемого изделия обрабатывают по расширенным экономически достижимым допускам и сортируют по их действительным размерам на группы таким образом, чтобы при соединении деталей, входящих в одноименные группы, была обеспечена точность замыкающего звена, установленная требованиями сборочного чертежа. Метод групповой взаимозаменяемости применяется, в основном, для размерных цепей, состоящих из небольшого числа звеньев (обычно трех, иногда четырех). Он используется при сборке соединений особо высокой точности, практически недостижимой методами полной и неполной взаимозаменяемости (шариковые подшипники, плунжерные пары, резьбовые соединения с натягом, соединения пальца с шатуном и поршнем и др.). Сборка соединений по методу групповой взаимозаменяемости называется селективной сборкой.
1. При этом методе расчеты сводятся к определению групповых допусков деталей и групп, на которые должны быть рассортированы сопрягаемые детали, а также предельных групповых размеров. Расчетная схема показана на рис. 1.11, где ТА1 и ТА2 — расширенные (производственные) допуски вала и отверстия; ТАгр1 и ТАгр2 — групповые допуски вала и отверстия; Smin и Smax — минимальный и максимальный производственные зазоры; Sгрmin и Sгрmax — минимальный и максимальный групповые зазоры.
Из расчетной схемы видно, что:
Для обеспечения постоянства предельных зазоров во всех группах необходимо, чтобы ТА1=ТА2, и тогда, соответственно ТА1гр=ТА2гр.
Метод групповой взаимозаменяемости позволяет значительно повысить точность сборки без существенного повышения требований к точности механической обработки деталей или расширить допуски на механическую обработку без снижения точности сборки. Этот метод целесообразно использовать в массовом и крупносерийном производствах, где дополнительные затраты на сортировку, маркировку, сборку и хранение деталей по группам окупаются высоким качеством изделий. К недостаткам метода следует отнести:
- усложнение контроля деталей;
- увеличение незавершенного производства за счет разного числа деталей в одноименных группах;
- невозможность поставки отдельных деталей в качестве запасных частей (запасные части поставляются только в виде полных комплектов).
Пример 3.
В соединении «плунжер — отверстие» в корпусе гидропанели обеспечить зазор S=3—13 мкм. Номинальный диаметр соединения 15 мм.
Согласно заданию Smin = 3 мкм, Smax =13 мкм. Допуск посадки (допуск зазора)
TS= Smax- Smin=13- 3=10 (мкм).
С другой стороны допуск посадки
ТS = ТD + Тd
где ТD — допуск на диаметр отверстия;
Тd — допуск на диаметр плунжера (вала).
Принимаем, что ТD=Тd (одно из условий селективной сборки). Тогда ТD=Td=TS/2=10/2=5 мкм.
Из полученного результата следует, что для обеспечения зазора в установленных пределах обе детали должны быть изготовлены с допуском Т=5 мкм. Такой допуск для D=d=15 мм соответствует 4-му квалитету точности. Изготовление плунжера и отверстия с такой высокой точностью представляет достаточно сложную задачу, и в современных производственных условиях ее решение может быть даже невозможно. Поэтому увеличиваем допуски на плунжер и отверстие в 4 раза, т.е. устанавливаем производственные допуски на изготовление деталей. Тогда ТDгр = Тdгр = 20 мкм.
Такой допуск для d=15 мм соответствует примерно 7-му квалитету точности (IТ7 =18 мкм). Изготовление деталей с такой точностью возможно обычными методами. После изготовления детали должны быть рассортированы на четыре группы. Для расчета размеров деталей в группах вычерчиваем схему полей допусков соединения (рис. 1.12) и составляем карту сортировки деталей (табл. 1.12).
Методы регулирования и пригонки
Метод регулирования — это метод, при котором точность замыкающего звена достигается изменением размера или положения компенсирующего звена без снятия слоя металла. При использовании этого метода в конструкцию изделия вводится специальная деталь — компенсатор. Компенсаторы могут быть неподвижными, подвижными и упругими. Неподвижные компенсаторы обычно выполняют в виде прокладок, колец, втулок, плит и т.п. Собираемые детали в этом случае изготавливаются по расширенным, экономически целесообразным производственным допускам. Тогда производственный допуск замыкающего звена:
где ТА'i — производственные (увеличенные) допуски составляющих звеньев;
n — число звеньев в размерной цепи.
Величина компенсации определяется по формуле
Тк =ТА'D-ТАD+ТMK
где ТАD— допуск замыкающего звена, установленный сборочным чертежом; Тмк — допуск на изготовление компенсатора.
Достоинствами метода являются возможность изготовления деталей по расширенным допускам и возможность восстановления точности замыкающего звена при обслуживании или ремонте изделия путем замены компенсатора.
К недостаткам следует отнести увеличение объема сборочных работ, так как необходимая величина компенсации может быть определена путем измерения действительной величины замыкающего звена в собранном изделии. После этого следует полная или частичная разборка изделия и установка (замена) необходимого компенсатора.
Компенсаторы должны быть надежными. Их положение в собранном изделии фиксируется гайками, стопорными винтами, клиньями и т.п. В таких случаях точность замыкающего звена обеспечивается перемещением компенсатора. Дополнительные сборочные работы, необходимые при использовании неподвижных компенсаторов, в этом случае практически исключаются.
Метод пригонки. Сущность метода такая же, как и метода регулирования. Отличие состоит в том, что на компенсирующем звене оставляют дополнительный слой металла ТАD. После сборки и установления действительной величины замыкающего звена с компенсатора снимают требуемый слой металла.
Разновидности размерных цепей
По характеру звеньев размерные цепи можно разделить на цепи со скалярными звеньями, с векторными звеньями и звеньями-зазорами.
Скалярными называются звенья, отклонение которых определяется лишь их величиной. К этим звеньям относятся отклонения линейных размеров, отклонение от параллельности, отклонение от заданного угла и им подобные.
Векторными называются звенья, отклонение которых определяется не только их величиной, но и направлением. К ним относят радиальное, торцовое биения.
По расположению размерные цепи подразделяются на цепи с параллельными звеньями, непараллельными звеньями и угловыми звеньями [Расчет цепей с параллельными звеньями был рассмотрен ранее (см. расчет max-min, вероятностным методом)].
Пример размерной цепи с угловыми звеньями: неперпендикулярность оси шпинделя вертикально-фрезерного станка плоскости его стола:
Пример размерной цепи с непараллельными звеньями:
В размерных цепях с непараллельными звеньями изменение непараллельного звена на некоторую величину dy ведет к изменению замыкающего звена на dj. Отношение dj/dy называется передаточным отношением:
или x=cosa
где a - угол между направлением замыкающего и составляющего звеньев.
Тогда:
dj=dy×cosa