Сущность, структура и показатели международной торговли

Тема 2.2 ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

План:

Сущность, структура и показатели международной торговли.

Торговля услугами и ее роль в международных экономических отношениях.

Международный рынок технологий.

Транспортное обслуживание международных экономических связей

Сущность, структура и показатели международной торговли.

Международная торговля представляет собой процесс движе­ния товаров и услуг между странами, основанный на международном разделении пруда. Она включает в себя два разнонаправленных пото­ка: экспорт и импорт. Экспорт - это вывоз товаров и услуг за границу. Импорт - ввоз товаров и услуг из-за границы. Если из страны выво­зятся ранее ввезенные в нее товары, то такое движение товара назы­вается реэкспортом, а если в страну ввозятся ранее вывезенные из нее товары - реимпортом.

Соотношение между экспортом и импортом называется внешне­торговым сальдо, оно может быть положительным и отрицательным. Положительное (активное) внешнеторговое сальдо имеет место в слу­чае, если экспорт страны превышает импорт. Отрицательное (пассив­ное) сальдо складывается, если импорт превышает экспорт. Для каж­дой страны наиболее желательно положительное внешнеторговое сальдо, так как это свидетельствует об активной внешнеторговой по­литике, приводит к росту валютных поступлений в страну и создает условия для внутреннего экономического роста.

Объемы экспорта и импорта считаются в каждой стране как в натуральных, так и стоимостных показателях. Стоимостные показате­ли рассчитываются в национальных денежных единицах и долларах США для международных сопоставлений.

Сумма стоимости экспорта и импорта страны образует ее внеш­неторговый оборот. Для оценки мировой) внешнеторгового оборота суммируют экспорт всех стран мира, так как внутристрановая мето­дика подсчета мирового внешнеторгового оборота не подходит, по­скольку в рамках мирового кругооборота товаров и услуг импорт од­них товаров одновременно является экспортом их для другой страны. Чтобы избежать двойного подсчета суммируется только экспорт.

Доля, занимаемая страной на мировом рынке, определяется по­казателем экспортной квоты, она, характеризует и уровень открыто­сти национальной экономики для внешнего рынка

Экспортная квота = Сущность, структура и показатели международной торговли - student2.ru

Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрас­тающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности продукции.

Международная торговля выполняет следующие функции:

-комплементарная: снабжение страны теми благами, которые не могут в ней производится из-за природно-климатических, техниче­ских условий;

-субституционная: обмен благами для реализации сравнитель­ных преимуществ страны. Производство благ для внешнего рынка по­зволяет увеличить масштабы производства до оптимальных, повы­сить серийность производства и снизить издержки производства. Им­порт товаров дает возможность не выпускать малорентабельную и убыточную для национального производства продукцию, так как де­шевле купить;

-создание дополнительного спроса: совокупный спрос в стране возрастает на величину чистого экспорта. В результате растет вели­чина национального дохода.

На динамику мировой торговли, ее структуру, географию ока­зывает воздействие множество факторов. Наиболее важными являют­ся: НТП и углубление международного разделения труда. Сущест­венное влияние сегодня на мировую торговлю оказывают процессы глобализации экономики, приводящие к «срастанию» рынков отдель­ных стран.

На мировую торговлю влияет и изменение соотношения сил в мире, появление новых экономических и политических центров, уси­ление многополярного характера мировой экономики и ее конкурент­ности.

Географическая структура мировой торговли характеризуется следующим:

1. Основную роль в мировой торговле играют развитые страны. На группу стран ОЭСР приходится 3/4 мирового экспорта товаров и услуг. Лидерами международной торговли являются США, Германия, Япония. В структуре внешней торговли развитых стран представлены все товарные группы: промышленные товары, услуги, сырье. Причем развитые страны и экспортируют и импортируют все группы товаров и в различных географических направлениях, т. е. для них характерна товарная и географическая диверсификация.

2. Основные потоки международной торговли сконцентрирова­ны внутри группы самых развитых стран мира. Более половины объ­ема мировой торговли приходится на торговлю развитых стран друг с другом.

3.Большая часть международного торгового оборота разви­вающихся стран приходится на их торговлю с развитыми странами. 13 структуре экспорта развивающихся стран преобладает сырье, топлив­но-энергетические ресурсы, а в структуре импорта - промышленные товары, технологии, услуги. Исключением являются новые индустри­альные страны, в структуре экспорта которых преобладает продукция обрабатывающей промытленности (около 70 %), эти страны экспор­тирую! и продукцию высоких технологий.

4.Страны с переходной экономикой занимают незначитель­ную долю в мировой торговле (около 10 %). География их торговых отношений различна, но наибольший удельный вес приходится на развитые страны. Например, экспорт России в 2007 г. составил 352,5 млрд долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья 299,9 млрд долларов, в страны СНГ - 52,6 млрд долл.

Импорт России в 2007 году составил 199,7 млрд долларов и по сравнению с 2006 годом возрос на 44,9%, в том числе из стран дальнего заребежья-169,9 млрд долл. (рост на 47,2 %), из стран СНГ - 29,8 млрд долл. (рост на 33,4 %). В страновой структуре внешней торговли России особое место как крупнейший экономический партнер страны занимает Европейский Союз. На его долю в 2007 г. приходилось 51,4 % российского товарооборота (в 2006 г. - 54,3 %). На страны СНГ в отчетном периоде 2007 г. приходилось 14,9 % российского то­варооборота (в 2006 г. - 14,7 %), на страны ЕврАзЭС - 8,7 % (8,3 %), на страны АТЭС - 19,2 % (17,1 %).

Основными торговыми партнерами России в 2007 г. среди стран дальнего зарубежья были Германия (123,0 % к 2006 г.), Нидерланды - 46,6 млрд долл. (120,9 %), Китай - 40,3 млрд долл. (140,6 %), Италия - 36,1 млрд долл. (117,0 %), Турция - 22,5 млрд долл. (132,1 %), Япония - 20,1 млрд долл. (164,1 %), Польша - 17,9 млрд долл. (120,4 %), США - 17,5 млрд долл. (116,2 %), Соединенное королевство - 16,7 млрд долл. (118,4 %), Франция - 16,4 млрд долл. (121,4 %)'.

Государственное регулирование международной торговли мо­жет быть односторонним, двухсторонним и многосторонним. При од­ностороннем регулировании инструменты государственного регули­рования используются правительством страны в одностороннем по­рядке без согласования и консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политически напря­женных отношений между торговыми партнерами (обложение от­дельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т. д.).

При двустороннем регулировании меры торговой политики со­гласовываются между странами, являющимися торговыми партнера­ми. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов дру­гой страны, государства могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сер­тификатов качества и пр.

При многостороннем регулировании торговая политика согла­совывается между всеми участниками и регулируется многосторон­ними соглашениями. Примеры многосторонней политики включаю! Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ или В ГО), со­глашения в сфере торговли стран - членов ЕС.

Научно-технический прогресс привел к следующим изменениям товарной структуры международной торговли:

1) увеличение доли в мировом экспорте промышленной продук­ции, прежде всего, продукции высоких технологий. До 80 % в струк­туре мировой торговли сегодня занимает промышленная продукция;

2)увеличение удельного веса услуг в мировом экспорте;

3)сокращение доли сырьевых и топливно-энергетических то­варов;

4)сокращение доли продукции аграрно-промышленного ком­плекса, в первую очередь, продовольствия.

Внешняя торговля страны имеет существенное значение для ее внутреннего экономического развития, удовлетворения потребностей нации в экономических благах, обеспечения условий для отечествен­ного бизнеса, а также для внешнеполитических отношений страны. Поэтому в развитие и регулирование внешнеторговых отношений обязательно вмешивается государство.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в меж­дународную торговлю различают протекционистскую политику и политику’ свободной торговли.

Свобода торговли (freetrade) - политика фритредерства или по­литика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм государственная политика защиты внутренне­го рынка от иностранной конкуренции путем использования тариф­ных и нетарифных инструментов торговой политики. Что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленное] и, или свобода торговли, которая позволяет напря­мую сравнивать национальные издержки производства с междуна­родными, предмет многовекового спора экономистов и политиков.

Можно выделить несколько форм протекционизма:

-селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или товаров;

-отраслевой протекционизм - защищает определенные отрас­ли, прежде всего сельское хозяйство;

-коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

-скрытый протекционизм осуществляется методами внут­ренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ста­вок таможенных пошлин, которые используются для целей налогооб­ложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый та­моженными органами при импорте или экспорте товаров.

Функции таможенных пошлин заключаются в следующем:

-фискальная формирования доходной части госбюджета;

протекционистская - защита внутреннего рынка от иностран­ной конкуренции;

-балансировочная - предотвращение нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых.

К нетарифным методам регулирования международной торгов­ли относятся:

Количественные методы:

-квотирование - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на данный промежуток времени;

-лицензирование- регулирование внешнеэкономической дея­тельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за оп­ределенный промежуток времени;

-«добровольные» ограничения экспорта - количественное ог­раничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партне­ров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, приня­тый в рамках официального межправительственного или неофици­ального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Скрытые методы торговой политики:

-технические барьеры - контроль импорта товаров на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

-внутренние налоги и сборы - методы торговой политики, на­правленные на повышение внутренней цены импортного товара и со­кращение его конкурентоспособности на внутреннем рынке (напри­мер, НДС, акцизы, сбор в фонд развития экспорта (Австрия), сбор на охрану окружающей среды (Дания));

-государственные закупки - метод торговой политики, тре­бующий от государственных органов и предприятий покупать опре­деленные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

-требование о содержании местных компонентов - законода­тельно установленная доля конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

Финансовые методы торговой политики:

-субсидия - денежная выплата, направленная на поддержку на­циональных производителей и косвенную дискриминацию импорта;

экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной политики, предусматривающий финансовое стимулирование государ­ством развития экспорта национальными фирмами;

-демпинг - продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже рыночного уровня, существующего в этих странах.

Нетарифные ограничения почти не регулируются международ­ными соглашениями и правительства, используя их в своей торговой политике, чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ог­раничений, которые регулируются ВТО.

Международное регулирование мировой торговли проявляется в форме деятельности региональных и общемировых экономических организаций, союзов, группировок, получивших распространение в конце XX - начале XXI вв. (сейчас насчитывается около 100 подоб­ных организаций).

В рамках ООН международное регулирование мировой торгов­ли осуществляют:

-Конференция ООН по торговле и развитою (ЮНКТАД);

-Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРЛЛ).

Крупнейшей всемирной организацией по проблемам междуна­родной торговли является ВТО Всемирная торговая организация, которая преобразована из ГЛТТ - Генерального соглашения по тари­фам и торговле, подписанного в Женеве в 1947 г. 22 странами. На Уругвайском раунде 1986-1994 гг. было принято решение о преобра­зовании ГЛЛТ в ВТО, начавшей свою деятельность в 1995 г. и насчи­тывающей к началу 2008 г. 151 участника.

ВТО - это система соглашений о нормах и правилах междуна­родной торговли, которая включает в себя:

1.Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1994 г., которое играет определяющую роль.

2.Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

3.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

4.Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС).

5.Соглашение но техническим барьерам в торговле;

6.Антидемпинговый кодекс и др., всего 56 правовых докумен­тов.

Главные принципы ГАТТ основного соглашения ВТО - за­ключаются в следующем:

1)режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации);

2)принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (защита национального производст­ва только с помощью таможенных пошлин);

3)сокращение пошлин в результате многосторонних перегово­ров и исключение возможности их повышения;

4)развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

5)предоставление льготного режима торговли для развиваю­щихся стран;

6)заключение региональных торговых соглашений.

Наши рекомендации