Сущность, структура и показатели международной торговли
Тема 2.2 ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
План:
Сущность, структура и показатели международной торговли.
Торговля услугами и ее роль в международных экономических отношениях.
Международный рынок технологий.
Транспортное обслуживание международных экономических связей
Сущность, структура и показатели международной торговли.
Международная торговля представляет собой процесс движения товаров и услуг между странами, основанный на международном разделении пруда. Она включает в себя два разнонаправленных потока: экспорт и импорт. Экспорт - это вывоз товаров и услуг за границу. Импорт - ввоз товаров и услуг из-за границы. Если из страны вывозятся ранее ввезенные в нее товары, то такое движение товара называется реэкспортом, а если в страну ввозятся ранее вывезенные из нее товары - реимпортом.
Соотношение между экспортом и импортом называется внешнеторговым сальдо, оно может быть положительным и отрицательным. Положительное (активное) внешнеторговое сальдо имеет место в случае, если экспорт страны превышает импорт. Отрицательное (пассивное) сальдо складывается, если импорт превышает экспорт. Для каждой страны наиболее желательно положительное внешнеторговое сальдо, так как это свидетельствует об активной внешнеторговой политике, приводит к росту валютных поступлений в страну и создает условия для внутреннего экономического роста.
Объемы экспорта и импорта считаются в каждой стране как в натуральных, так и стоимостных показателях. Стоимостные показатели рассчитываются в национальных денежных единицах и долларах США для международных сопоставлений.
Сумма стоимости экспорта и импорта страны образует ее внешнеторговый оборот. Для оценки мировой) внешнеторгового оборота суммируют экспорт всех стран мира, так как внутристрановая методика подсчета мирового внешнеторгового оборота не подходит, поскольку в рамках мирового кругооборота товаров и услуг импорт одних товаров одновременно является экспортом их для другой страны. Чтобы избежать двойного подсчета суммируется только экспорт.
Доля, занимаемая страной на мировом рынке, определяется показателем экспортной квоты, она, характеризует и уровень открытости национальной экономики для внешнего рынка
Экспортная квота =
Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности продукции.
Международная торговля выполняет следующие функции:
-комплементарная: снабжение страны теми благами, которые не могут в ней производится из-за природно-климатических, технических условий;
-субституционная: обмен благами для реализации сравнительных преимуществ страны. Производство благ для внешнего рынка позволяет увеличить масштабы производства до оптимальных, повысить серийность производства и снизить издержки производства. Импорт товаров дает возможность не выпускать малорентабельную и убыточную для национального производства продукцию, так как дешевле купить;
-создание дополнительного спроса: совокупный спрос в стране возрастает на величину чистого экспорта. В результате растет величина национального дохода.
На динамику мировой торговли, ее структуру, географию оказывает воздействие множество факторов. Наиболее важными являются: НТП и углубление международного разделения труда. Существенное влияние сегодня на мировую торговлю оказывают процессы глобализации экономики, приводящие к «срастанию» рынков отдельных стран.
На мировую торговлю влияет и изменение соотношения сил в мире, появление новых экономических и политических центров, усиление многополярного характера мировой экономики и ее конкурентности.
Географическая структура мировой торговли характеризуется следующим:
1. Основную роль в мировой торговле играют развитые страны. На группу стран ОЭСР приходится 3/4 мирового экспорта товаров и услуг. Лидерами международной торговли являются США, Германия, Япония. В структуре внешней торговли развитых стран представлены все товарные группы: промышленные товары, услуги, сырье. Причем развитые страны и экспортируют и импортируют все группы товаров и в различных географических направлениях, т. е. для них характерна товарная и географическая диверсификация.
2. Основные потоки международной торговли сконцентрированы внутри группы самых развитых стран мира. Более половины объема мировой торговли приходится на торговлю развитых стран друг с другом.
3.Большая часть международного торгового оборота развивающихся стран приходится на их торговлю с развитыми странами. 13 структуре экспорта развивающихся стран преобладает сырье, топливно-энергетические ресурсы, а в структуре импорта - промышленные товары, технологии, услуги. Исключением являются новые индустриальные страны, в структуре экспорта которых преобладает продукция обрабатывающей промытленности (около 70 %), эти страны экспортирую! и продукцию высоких технологий.
4.Страны с переходной экономикой занимают незначительную долю в мировой торговле (около 10 %). География их торговых отношений различна, но наибольший удельный вес приходится на развитые страны. Например, экспорт России в 2007 г. составил 352,5 млрд долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья 299,9 млрд долларов, в страны СНГ - 52,6 млрд долл.
Импорт России в 2007 году составил 199,7 млрд долларов и по сравнению с 2006 годом возрос на 44,9%, в том числе из стран дальнего заребежья-169,9 млрд долл. (рост на 47,2 %), из стран СНГ - 29,8 млрд долл. (рост на 33,4 %). В страновой структуре внешней торговли России особое место как крупнейший экономический партнер страны занимает Европейский Союз. На его долю в 2007 г. приходилось 51,4 % российского товарооборота (в 2006 г. - 54,3 %). На страны СНГ в отчетном периоде 2007 г. приходилось 14,9 % российского товарооборота (в 2006 г. - 14,7 %), на страны ЕврАзЭС - 8,7 % (8,3 %), на страны АТЭС - 19,2 % (17,1 %).
Основными торговыми партнерами России в 2007 г. среди стран дальнего зарубежья были Германия (123,0 % к 2006 г.), Нидерланды - 46,6 млрд долл. (120,9 %), Китай - 40,3 млрд долл. (140,6 %), Италия - 36,1 млрд долл. (117,0 %), Турция - 22,5 млрд долл. (132,1 %), Япония - 20,1 млрд долл. (164,1 %), Польша - 17,9 млрд долл. (120,4 %), США - 17,5 млрд долл. (116,2 %), Соединенное королевство - 16,7 млрд долл. (118,4 %), Франция - 16,4 млрд долл. (121,4 %)'.
Государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двухсторонним и многосторонним. При одностороннем регулировании инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования и консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политически напряженных отношений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т. д.).
При двустороннем регулировании меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой страны, государства могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
При многостороннем регулировании торговая политика согласовывается между всеми участниками и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включаю! Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ или В ГО), соглашения в сфере торговли стран - членов ЕС.
Научно-технический прогресс привел к следующим изменениям товарной структуры международной торговли:
1) увеличение доли в мировом экспорте промышленной продукции, прежде всего, продукции высоких технологий. До 80 % в структуре мировой торговли сегодня занимает промышленная продукция;
2)увеличение удельного веса услуг в мировом экспорте;
3)сокращение доли сырьевых и топливно-энергетических товаров;
4)сокращение доли продукции аграрно-промышленного комплекса, в первую очередь, продовольствия.
Внешняя торговля страны имеет существенное значение для ее внутреннего экономического развития, удовлетворения потребностей нации в экономических благах, обеспечения условий для отечественного бизнеса, а также для внешнеполитических отношений страны. Поэтому в развитие и регулирование внешнеторговых отношений обязательно вмешивается государство.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую политику и политику’ свободной торговли.
Свобода торговли (freetrade) - политика фритредерства или политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленное] и, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, предмет многовекового спора экономистов и политиков.
Можно выделить несколько форм протекционизма:
-селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или товаров;
-отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
-коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
-скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.
Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товаров.
Функции таможенных пошлин заключаются в следующем:
-фискальная формирования доходной части госбюджета;
протекционистская - защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
-балансировочная - предотвращение нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых.
К нетарифным методам регулирования международной торговли относятся:
Количественные методы:
-квотирование - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на данный промежуток времени;
-лицензирование- регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени;
-«добровольные» ограничения экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятый в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Скрытые методы торговой политики:
-технические барьеры - контроль импорта товаров на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;
-внутренние налоги и сборы - методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение его конкурентоспособности на внутреннем рынке (например, НДС, акцизы, сбор в фонд развития экспорта (Австрия), сбор на охрану окружающей среды (Дания));
-государственные закупки - метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;
-требование о содержании местных компонентов - законодательно установленная доля конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.
Финансовые методы торговой политики:
-субсидия - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта;
экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами;
-демпинг - продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже рыночного уровня, существующего в этих странах.
Нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями и правительства, используя их в своей торговой политике, чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются ВТО.
Международное регулирование мировой торговли проявляется в форме деятельности региональных и общемировых экономических организаций, союзов, группировок, получивших распространение в конце XX - начале XXI вв. (сейчас насчитывается около 100 подобных организаций).
В рамках ООН международное регулирование мировой торговли осуществляют:
-Конференция ООН по торговле и развитою (ЮНКТАД);
-Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРЛЛ).
Крупнейшей всемирной организацией по проблемам международной торговли является ВТО Всемирная торговая организация, которая преобразована из ГЛТТ - Генерального соглашения по тарифам и торговле, подписанного в Женеве в 1947 г. 22 странами. На Уругвайском раунде 1986-1994 гг. было принято решение о преобразовании ГЛЛТ в ВТО, начавшей свою деятельность в 1995 г. и насчитывающей к началу 2008 г. 151 участника.
ВТО - это система соглашений о нормах и правилах международной торговли, которая включает в себя:
1.Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1994 г., которое играет определяющую роль.
2.Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
3.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
4.Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС).
5.Соглашение но техническим барьерам в торговле;
6.Антидемпинговый кодекс и др., всего 56 правовых документов.
Главные принципы ГАТТ основного соглашения ВТО - заключаются в следующем:
1)режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации);
2)принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (защита национального производства только с помощью таможенных пошлин);
3)сокращение пошлин в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их повышения;
4)развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
5)предоставление льготного режима торговли для развивающихся стран;
6)заключение региональных торговых соглашений.