Реализация учебных программ по технологии и профориентации в условиях перехода на ФГОС ООО
Огановская Елена Юрьевна
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 указано, что изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
• развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
• активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
• совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
• формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
1) сознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Образовательная область «Технология» включает один учебный предмет «Технологию».
Планируемые результаты освоения учебной программы
В результате изучения образовательной области «Технология» основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения предметной области «Технология» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов путей решения проблемы, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциациитребований к подготовке обучающихся. Дифференциация предметных образовательных результатов подразумевает базовый уровень - «Выпускник научится…»; и повышенный уровень - «Выпускник получит возможность научиться…», что подразумевает наличие разноуровневых заданий.
Базисный учебный план в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования включает изучение учебного предмета «Технология» из расчета в 5, 6, 7 классах по 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю в 8 классах-34 часа, из расчёта -1 учебный час в неделю.
При проведении занятий по предмету "Технология" осуществляется деление класса на две группы (при наполняемости класса 25 и более человек). Деление на подгруппы при количестве школьников менее 25 человек в классе осуществляется согласно финансирования, определено учредителем образовательной организации (Администрации районов).
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учёта интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений (наличие мастерских, оборудования и соответствующих инструментов) программы по технологии строятся по трем направлениям:
• «Индустриальные технологии» (Технология. Технический труд).
• «Технологии ведения дома» (Технология. Обслуживающий труд).
• «Технология. Сельскохозяйственный труд» - преимущественно для сельских школ.
Каждое направление включает в себя базовые и инвариантные разделы.
Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения предлагает содержание курса «Технология», которое определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения.
Согласно ФГОС ООО учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов. Содержание обучения технологии имеет интегрированный характер и предполагает построение образовательного процесса на основе межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных и графических операций; с химией и биологией при характеристике свойств материалов, строения организмов; с физикой при изучении устройства, принципов работы машин и механизмов и физических закономерностей, современных технологий; с географией при характеристике климатических и экономических условий в регионах; с черчением при построении чертежей; с изобразительным искусством при разработке эскизов, изготовлении продукта; с информатикой и информационными технологиями при сборе информации, исследовании; историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов, с моделированием, как методом познания и способом деятельности; с психологией при характеристике особенностей личности; с экологией при определении влияния различных веществ на окружающую среду; с экономикой при расчете затрат; с эстетикой при воплощении в проекте желаемой эстетической идеи, а также с другими предметами или образовательными областями, способствующими решению проблем по созданию технологических продуктов.
Такой подход создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Предмет «Технология» может реализовываться в контексте «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности», предлагаемом ФГОС ООО, а по содержанию наполняться соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома).
Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. Для формирования представлений о мире профессий (Предметные результаты изучения предметной области «Технология», пункт 6 ФГОС ООО) и метопредметных результатов, связанных с «…формированием готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда» (18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ФГОС ООО), построением индивидуального профессионального маршрута в рамках предпрофильной подготовки необходима реализация курса профориентации в количестве 34 часов в год из расчёта - 1 учебный часв неделю. Программа может быть реализована за счет вариативной части учебного плана, а в дальнейшем и внеурочной деятельности. Банк программ элективных курсов, подкрепленных соответствующим УМК, создан на кафедре естественнонаучного образования ГБУ ДПО СПб АППО. На кафедре реализуется курс повышения квалификации «Профориентация. Предпрофильная подготовка в условиях реализации ФГОС» для подготовки учителей в области профессиональной ориентации обучающихся.