Структура машиностроительного производства
Машиностроение является ведущей отраслью современной промышленности. Значение машиностроительного производства определяется тем, что оно создает один из важнейших элементов производительных сил –орудия труда. Продукция машиностроения поставляется всем отраслям народного хозяйства. Поэтому их технический прогресс во многом зависит от уровня развития машиностроения.
Машиностроение в силу разнообразия орудий производства и общественного разделения труда подразделяется на отдельные отрасли. Главными отраслями машиностроения являются: станкостроение, тяжелое машиностроение, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др.
Производительность машины оценивается в зависимости от количества (объема) выпускаемой продукции, отнесенной к выполняемой полезной работе ко времени работы машины.
Экономичность машины характеризуется коэффициентом ее полезного действия (кпд), численностью обслуживающего персонала, топливной экономичностью двигателя и другими показателями.
Надежность – свойство машины сохранять во времени в установленных пределах работоспособность всех параметров, характеризующих ее способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения машины и условий ее применения включает сочетания свойств: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Безотказность – свойство машины непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Долговечность характеризует свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность – свойство машины, заключающееся в ее приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Вероятность безотказной работы машины – вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ машины исключен. Средняя наработка на отказ – отношение наработки восстанавливаемой машины к матемaтическому числу ее отказов в течение этой наработки. Важным свойством машин является их технологичность, т.е. степень соответствия конструкции машины оптимальным условиям ее изготовления при заданном масштабе выпуска.
Себестоимость машин существенно зависит от степени стандартизации и унификации конструктивных элементов, высокий уровень которых является предпосылкой для применения прогрессивной технологии и высокопроизводительного оборудования при их изготовлении.
Виды и свойства металлов
Металлами называются непрозрачные кристаллические вещества, обладающие специфическим блеском (хорошей отражательной способностью), высокими теплопроводностью и электрической проводимостью, способностью испускать электроны при нагревании (термоэлектронная эмиссия), ковкостью и другими характерными свойствами. В отличие от других пластических материалов только металлы могут упрочняться при пластической деформации.
По внешним признакам все металлы можно условно разделить на две группы: черные, имеющие темно-серый цвет, и цветные красного, желтого или белого цвета. Особую подгруппу среди цветных металлов составляют благородные — серебро, золото, металлы платиновой группы (платина, палладий, радий, осмий, рутений), которые обладают высокой устойчивостью к коррозии. Металлы различаются между собой также плотностью, температурой плавления, тепло- и электропроводностью и т. д.
Металлы и их сплавы характеризуются свойствами, которые принято разделять на физические (плотность, температура плавления, теплоемкость, электропроводность, коэффициент линейного расширения, магнитные свойства); механические (прочность, твердость, ударная вязкость, сопротивление усталости), определяющие работоспособность металлов; технологические (ковкость, жидкотекучесть, свариваемость, обрабатываемость), характеризующие способность металлов и сплавов к различным методам горячей и холодной обработки; химические (коррозионная стойкость, жаропрочность, жаростойкость), определяющие стойкость металлов в агрессивных средах при нормальных и повышенных температурах. [1]
Производство чугуна
Исходными материалами для производства чугуна являются руды, топливо и флюсы. Руда, топливо и флюсы, взятые в определенных дозах (по массе), называются шихтой.
Получение железа из железной руды производится в две стадии. Оно начинается с подготовки руды-измельчения и нагревания. Руду измельчают на куски диаметром не более 10 см. Затем измельченную руду прокаливают для удаления воды и летучих примесей. На второй стадии железную руду восстанавливают до железа с помощью оксида углерода в доменной печи. Восстановление проводится при температурах порядка 700°С.
Шихтовые материалы в определенной последовательности слоями загружают в доменную печь. Через фурменные отверстия в доменную печь поступает горячий воздух. Сгорание кокса происходит с образованием диоксида углерода: С+02=СО2. При высокой температуре и наличии раскаленного кокса диоксид углерода преобразуется в его оксид: С02+С=2СО.
По мере выгорания кокса шихтовые материалы перемещаются вниз, а навстречу им снизу вверх движется мощный поток раскаленных газов, в котором шихта высушивается и прогревается. При температурах 500...900°С происходит основной процесс плавки — восстановление железа из руды. Восстановление оксидов железа оксидами углерода принято называть косвенным восстановлением. Параллельно идет процесс восстановления железа твердым углеродом раскаленного кокса, называемый прямым восстановлением.
Железо плавится при 1540 °С. Расплавленное железо вместе с расплавленным шлаком стекает в нижнюю часть печи. Расплавленный шлак плавает на поверхности расплавленного железа. Периодически из печи выпускают на соответствующем уровне каждый из этих слоев. Доменная печь работает круглосуточно, в непрерывном режиме.
Основным продуктом доменного производства является чугун, представляющий сплав железа с углеродом (2...4,5%) и другими элементами (марганцем, кремнием, фосфором, серой и др.). Исходя из химического состава и назначения, различают передельный, литейный и специальный чугуны.
Около 85...90 % всего выплавляемого чугуна приходится на передельный (белый) чугун, который отличается повышенной твердостью, хрупкостью и используется в основном для производства стали.
Литейный (серый) чугун характеризуется повышенным содержанием кремния (до 4%), способствующего выделению углерода в виде графита. Такой чугун обладает хорошими литейными свойствами и применяется для изготовления различных деталей.
Производство стали
Сталь – это сплав железа с углеродом, где содержание углерода колеблется от 0,01 до 2 %. Кроме углерода, она содержит марганец, кремний, серу, доля которых в стали незначительна. Стали обладают высокой механической прочностью, сравнительно легко обрабатываются давлением, резанием, хорошо свариваются и являются поэтому конструкционным материалом.
Для выплавки стали используются следующие шихтовые материалы: чугун (жидкий или твердый); стальной и чугунный лом; железная руда; металлизованные окатыши; ферросплавы; флюсы.
Основу шихты составляет чугун (55%) и металлолом (45%). В качестве шихты используется твердый (если на заводе отсутствует доменный цех) или жидкий чугун.
В сталеплавильном производстве в качестве флюсов используются известняк, известь, боксит, плавиковый шпат; окислителями служат железная руда, окалина, кислород, агломерат и др.
Применяется газообразное топливо – доменный, генераторный, коксовый, природный газ; жидкое – мазут, смола; твердое – каменноугольная пыль. От выбора исходных материалов, их подготовки к плавке зависит не только качество выплавляемой стали, но и ее себестоимость.