Классификация основных видов контроля на ремонтном предприятии

Классификация проводилась по нескольким признакам.

В зависимости от места организации контроля на том или ином этапе ремонтного производства различают: входной, операционный и приемочный контроли.

Входной контроль – контроль ремонтного фонда, запасных частей, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, поступающих от других предприятий или участков производства. Такой вид контроля позволяет избежать снижения качества из-за ошибок поставщиков.

Операционный контроль – контроль продукции или технологического процесса, выполняемый после завершения определенной производственной операции.

Приемочный контроль – контроль готовой продукции после завершения всех технологических операций, по результатам которого принимается решение о пригодности продукции к поставке или использованию.

По охвату контролируемой продукции входной, операционный и приемочный контроль может быть сплошным и выборочным.

Сплошной контроль – контроль, при котором решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам проверки каждой единицы продукции.

Выборочный контроль – контроль, при котором решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам проверки одной или нескольких проб из партии или потока продукции.

По месту проведения контроль может быть скользящим или стационарным.

Стационарный контроль – приемочный или операционный контроль, выполняемый на специально оборудованном в цехе контрольном пункте, куда доставляют детали для контроля. Этот вид контроля применяют в авторемонтном производстве, т.к. он хорошо вписывается в ритм технологического процесса. Стационарный контроль не применяют в том случае, если он не встраивается в ритм технологического процесса.

Скользящим называется такой вид контроля, при котором средства контроля доставляются на рабочее место, где контролер проводит измерения.

Необходимо отметить, что особым видом контроля качества продукции являются испытания. Испытания продукции – экспериментальное определение значения параметров и показателей качества продукции в процессе функционирования или при имитации условий эксплуатации, а также при воспроизведении определенных воздействий на продукцию по заданной программе.

Входной контроль качества комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов.

Этот вид контроля проводится для установления соответствия качества комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов требованиям стандартов, технических условий, договорам о поставках, а также для проверки их пригодности для использования в режиме и условиях, отличающих от указанных в технических условиях или стандартах. Для осуществления этого вида контроля формируются специальные группы входного контроля. Технология проведения входного контроля разрабатывается с учетом характера производственного процесса и требований к качеству готовой продукции, документации по входному контролю качества, стандартов, технических условий по каждому из комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов.

Входной контроль также может быть сплошным и выборочным. Вид контроля определяется главным технологом предприятия, типом контролируемой продукции и согласованности с поставщиком. Сплошной контроль производят при поступлении на предприятие ремонтного фонда.

На ремонтном предприятии состояние деталей ремонтного фонда оценивается на специальном участке дефектации. Дефектация деталей и их распределение по группам годности является по существу входным контролем деталей ремонтного фонда.

От качества и точности работы контролеров, их подготовленности и технической оснащенности определяется стоимость капитального ремонта, номенклатуры восстанавливаемых и повторно используемых деталей, а, следовательно, и расход запасных частей деталей на ремонт машины.

Квалиметрия.

Все, что производит человек, выражается совокупностью из четырех элементов:

продукция;

услуги;

информация;

энергия.

Каждый их этих элементов наиболее полно характеризует три фундаментальные величины: количество; затраты на производство, реализацию и потребление; качество единицы количества.

Первая из этих величин – количество – является основой расчетов в комплексе технологических дисциплин. Вторую – затраты – изучают и учитывают в комплексе экономических дисциплин. Качество, практически до последнего времени, не учитывали ни в технологических, ни в экономических, ни в управленческих дисциплинах. Связано это с тем, что отсутствовала теория и прикладной инструментарий достоверного количественного выражения (оценивания) качества продукции, услуг информации и энергии. Без такого оценивания практически невозможно обеспечить эффективное функционирование экономических систем. Сказанное выше безусловно относится и к управленческой деятельности.

Любой руководитель в процессе работы сталкивается с проблемой количественного оценивания качества, с необходимостью управления качеством. В зависимости от специфики работы это может быть управление качеством производственного процесса, управление качеством конструирования, управление качеством продукции, управление качеством подбора персонала. В этих системах задача заключается в том, чтобы качество управляемого объекта привести в заданное время из состояния А в состояния Б, а для этого необходимо уметь количественно выражать состояния А и Б, т.е. давать количественную оценку его качества. Во-вторых, для качества необходимо уметь оценивать его количественно в тех случаях, когда необходимо принимать решения по качеству двух или большего числа вариантов.

Пример:

модель ДСМ для закупки ее или отправки на экспорт.

тип организационной структуры.

комплект ДСТ для строительства дороги в конкретных условиях местности.

выбор из числа нескольких претендентов одного наиболее подходящего для этого вида работы или специалиста.

Из приведенных примеров ясно, что при численном сопоставлении вариантов больше двух и с учетом того обстоятельства, что качество каждого из вариантов определяется совокупностью многих параметров, неизбежен вывод, что для решения такого класса задач обязательно необходимо умение количественно оценивать качество.

В-третьих, количественное оценивание качества необходимо для решения, в особенности экономических задач, в которых повышение точности расчетов необходимо учитывать не только количественные, но и качественные факторы. К числу таких факторов можно отнести организационные, технические, технологические, социальные, экологические, эргономические, эстетические и др. факторы.

Т.к. квалиметрия является относительно новым научным направлением и изучает методологию и проблематику, как количественного оценивания качества различных объектов, так и отдельных качественных характеристик, которые в настоящее время не могут быть выражены в обычных экономических единицах измерения.

Существует три основных метода квалиметрии:

упрощенный;

приближенный;

точный.

Упрощенный метод требует гораздо меньше времени на изучение, но вместе с тем позволяет с приемлемой точностью решать достаточно большое количество задач, встречающихся на практике.

Для освоения дисциплины квалиметрии необходимо:

Знать:

сущность понятия «качество» и его отличие от сходных понятий – полезность, технический уровень, техническое совершенство, потребительская стоимость и др.

сущность процесса управления качеством, т.е. круг объектов, в отношении которых может применяться аппарат квалиметрии;

основные принципы, на которых базируется квалиметрический анализ;

особенности различных применяющихся в квалиметрии методов и условий их целесообразного использования, алгоритм упрощенного метода.

Уметь:

строить «дерево свойств» для определения вида объектов, относящихся к ДСМ и оборудованию;

разрабатывать частные методики оценки различных видов ДСМ и оборудования с целью выбора лучшего по качеству варианта.

Иметь понятие об:

исторических перспективах развития методов квалиметрии, основных отличиях алгоритмов точно и приближенного методов от алгоритма упрощенного метода квалиметрии;

аналитических способах (неэкспертных) определения количественных значений коэффициентов важности.

Наши рекомендации