Технические нормативные правовые акты
ГОСТ 18486-87. Лесоводство. Термины и определения.
СТБ 1711-2007. Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия.
СТБ 1712-2007. Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия.
СТБ 1360-2002. Устойчивое лесоуправление и лесопользование. Рубки главного пользования. Требования к технологиям.
ТКП 143-2008 (02080). Правила рубок леса в Республике Беларусь.
ТКП 060-2006 (02080). Правила отвода и таксации лесосек в лесах Республики Беларусь.
ТУ РБ 100195503.016-2004. Знаки натурные лесохозяйственные. Технические условия.
Распределение глаголов по уровням усвоения учебного материала,
их смысловая характеристика и использование для описания результатов обучения
Уровень | Глагол | Толкование глагола по словарю* | Использование глаголов для характеристики уровней усвоения | Примеры формулировок результатов обучения | |
I. Представление | Высказывать | Выражать, передавать словами что-либо | Высказывать обобщенно мысли, мнения, суждения | Высказывает общее суждение о значимости измерительных устройств | |
Называть | определять, характеризовать каким-либо словом, относя к числу кого-, чего-либо | Называть что-либо, оперируя известными терминами, очевидными признаками | Называет возможные неисправности устройства, используя перечень очевидных признаков | ||
Различать | Распознавать, обнаруживать зрением или с помощью других органов чувств; отличать от чего-либо по каким-либо признакам; устанавливать различие между чем-, кем-либо | Различать предметы, явления, процессы и пр. по внешним очевидным признакам или явно выраженным свойствам | Различает типичные марки монтажных проводов по характерным внешним признакам | ||
Распознавать | узнавать по каким-либо признакам, определять | Распознавать по очевидным признакам объекты, предметы, явления и пр. | Распознает по внешнему виду режущий, слесарно-монтажный инструмент | ||
Руководствоваться | действовать согласно каким-либо правилам, указаниям, в зависимости от чего-либо | Руководствоваться в своих действиях конкретными знаниями, условиями, требованиями и пр. | Руководствуется требованиями инструкции при подключении прибора в сеть | ||
II. Понимание | Излагать | Сообщать, передавать что-либо в связной форме устно или письменно | Излагать мысли, сведения, ясно, точно и полно, передавая их смысл, содержание на основе глубокого понимания сущности | Излагает алгоритм отыскания неисправности | |
Объяснять | Растолковав, сделать ясным, понятным; истолковать, раскрыть причину, смысл, закономерность | Объяснять суть процессов, явлений, принципы выбора методов и средств, решение задач и пр. логически обоснованно | Объясняет устройство и принцип действия транзистора | ||
Описывать | Излагать сведения о составе, особенностях чего-либо | Описывать ясно и точно результаты наблюдений, особенности, признаки, свойства изучаемых объектов, явлений, процессов и пр. | Описывает сущность, отличительные особенности явления электромагнитной индукции | ||
II Понимание | Определять | 1. Устанавливать с точностью, выяснять что-либо неизвестное, неясное. 2. Раскрывать сущность, содержание чего-либо (явления, понятия), давать его характеристику | Определять назначение, область применения чего-либо на основании глубокого понимания сущности. Определять понятия, значение терминов | Определяет условия и области применения материала. Определяет сущность коэффициента усиления | |
Раскрывать | Обнаруживать, делать известным, объяснять | Раскрывать связи, отношения, скрытые особенности, свойства, качества предметов, явлений и др. | Раскрывает особенности, сущность явлений, процессов, взаимосвязей | ||
Трактовать | 1. Определять постановку какого-либо вопроса, проблемы. 2. Рассуждать, объяснять, толковать что-либо | Трактовать проблемы, вопросы и пр., обдумывая и обосновывая свое мнение | Трактует суть физического процесса, последовательность выполнения операций | ||
Формулировать | Кратко и точно выражать мысли, решения | Формулировать мысли, решения, предложения, требования и пр. ясно, доступно для окружающих | Формулирует условия, задачи, ясно выражая суть проблемы | ||
III. Применение | Анализировать | 1. Делать всесторонний разбор, детально изучать, рассматривать что-либо. 2. Производить анализ чего-либо | Анализировать факты, явления, процессы, всесторонне изучая их проявления, свойства и пр. | Анализирует экономический эффект применения специального инструмента | |
Аргументировать | приводить доводы в подтверждение или опровержение чего-либо | Аргументировать свое мнение, решение, опираясь на понимание сущности процессов, явлений, понятий, конкретные факты | Аргументирует необходимость рациональной организации рабочего места | ||
Включать | 1. Вводить, вносить в состав, в число кого-, чего-либо. 2. Присоединять к системе чего-либо | Включать новое в систему уже известного, существующего | Включает в совокупность известных сведений о приборе новые данные | ||
Выводить (делать вывод) | Идти к какому-либо мнению, оценке, заключению рассуждением | Делать выводы на основе наблюдений, рассуждений, анализа и т. п. | Делает вывод о пригодности той или иной детали | ||
Выявлять | сделать явным, очевидным, обнаружить, вскрыть | Выявлять скрытые связи, качества, свойства, отличительные признаки, изначально присущие предметам, явлениям, процессам и пр. | Выявляет причины брака при выполнении сборочных операций | ||
Группировать | Разделять на группы по каким-либо признакам; классифицировать | Группировать предметы, явления и пр. по общим признакам, свойствам и т. п. | Группирует требования к качеству продукции на основе соответствующих критериев | ||
Доказывать | Подтверждать какое-либо положение фактами, доводами, умозаключениями | Доказывать правильность решений, действий и пр., логически последовательно приводя доводы и подтверждая их фактами | Доказывает необходимость использования соответствующего изоляционного материала | ||
Дополнять | Делать более полным, прибавив что-либо сверх имеющегося; пополнять | Дополнять ответ, знания, сведения и пр. недостающей, дополнительной информацией | Дополняет предлагаемые методы поиска неисправностей | ||
III. Применение | Заключать (делать заключение) | 1. Строить умозаключения, делать утверждение, являющееся выводом из чего-либо. 2. Заканчивать, завершать | Делать заключение об объекте, предмете, всесторонне изучив и оценив его свойства, достоинства и недостатки | Делает заключение о возможности использования соответствующего измерительного инструмента | |
Квалифицировать | Оценивать, определять качество или степень достоинства кого-, чего-либо | Квалифицировать действия, относя их к определенной группе, устанавливая степень их соответствия определенным требованиям | Квалифицирует поступки с позиций нравственности и морали | ||
Классифицировать | распределять по группам, разрядам, классам | Классифицировать объекты, явления, процессы и пр. по группам, классам, разрядам и т. д. на основе общих существенных признаков | Классифицирует строительные материалы по ... | ||
Комментировать | 1. Давать объяснение, толкование чему-либо. 2. Рассуждать, пояснять | Комментировать действия, факты, текст и др., критически рассуждая, поясняя со своей точки зрения | Комментирует полученные результаты измерений | ||
Конкретизировать | Выражать в более конкретной, наглядной форме; уточнять | Конкретизировать общие положения, соотнося их с реально существующими условиями, точно определенными задачами | Конкретизирует предлагаемые методы поиска неисправностей | ||
Обобщать | Делать общие выводы из рассмотрения отдельных фактов | Обобщать разрозненные факты, явления и пр. в нечто единое на основе общих признаков и делать выводы | Обобщает изученный материал, делает выводы | ||
III. Применение | Обосновывать | Подтверждать что-либо фактами, серьезными доводами, доказательствами | Обосновывать заключения, выводы, действия, принимаемые решения и пр. глубокими и убедительными доводами | Обосновывает выбор средств измерений | |
Оперировать | Пользоваться чем-либо, производить какие-либо действия над чем-либо | Оперировать при рассуждениях, доказательствах и т. п. какими-либо данными, фактами, терминами и др. | Оперирует сведениями, фактами при принятии управленческого решения | ||
Отбирать | Выделять из общего числа, выбирать | Отбирать что-либо по определенным признакам из соответствующей совокупности | Отбирает наиболее важные сведения из полученной информации | ||
Оценивать (давать оценку) | 1. Определять качество, уровень чего-либо. 2. Высказывать мнение, суждение о ценности или значении кого-, чего-либо | Оценивать качество предметов, рациональность действий, сопоставляя их с определенными требованиями | Оценивает предлагаемый вариант решения задачи | ||
Распределять | Размещать, располагать в определенной последовательности, порядке | Распределять обязанности, время, предметы и пр., определяя порядок, последовательность | Распределяет используемые материалы по степени их пригодности при изготовлении … | ||
Соотносить | Устанавливать соотношение между чем-либо, взаимную связь | Соотносить новые результаты, понятия, факты, явления и пр. с уже известными, находя определенные связи, закономерности и т. д. | Соотносит результаты измерений с требованиями стандартов | ||
Сравнивать | 1. Сопоставлять для установления сходства или различия. 2. Образно уподоблять, приравнивать | Сравнивать какие-либо объекты, предметы, явления и пр. между собой или с образцами, определяя их сходство, различие, соответствие требованиям | Сравнивает различные марки проводов между собой | ||
III. Применение | Устанавливать | 1. Доказывать, выяснять, обнаруживать. 2. Определять, назначать, утверждать, вводить в действие | 1. Устанавливать причинно-следственные связи, зависимости, значение фактов, явлений и пр. 2. Устанавливать нормы, порядок, план и т. д. | Устанавливает причину неисправности, зависимости между величинами, требования безопасности труда | |
Характеризовать | Давать характеристику чему-, кому-либо. Определять отличительные признаки | Характеризовать объекты, предметы, процессы, явления на основании глубокого понимания их сущности и особенностей | Характеризует основные требования технологического процесса | ||
Апробировать | 1. Официально дать одобрение чему-либо. 2. Обследовать для установления пригодности | Апробировать что-либо с целью заключения о пригодности, определения наиболее рационального пути использования | Апробирует различные способы обработки материала для определения наиболее рационального | ||
Внедрять | Вводить куда-либо, использовать в практической деятельности | Внедрять в практическую деятельность достижения науки, техники, изобретения, рациональные предложения, прогрессивные идеи, опыт, знания | Внедряет новые методы, приемы, средства | ||
Выполнять | Осуществлять, совершать, делать | Выполнять задания, действия, работу и пр., опираясь на теоретические знания | Выполняет сборку и монтаж усилителя | ||
III. Применение | Демонстрировать | Показывать публично, наглядно, зримо свидетельствовать, обнаруживать что-либо | Демонстрировать что-либо в действии | Демонстрирует умения в профилактическом осмотре оборудования | |
Закреплять | Сделать прочным, устойчивым | Закреплять что-либо в процессе выполнения практических работ | Закрепляет провода на контактных лепестках | ||
Извлекать | Вынимать, доставать, добывать, выводить | Извлекать что-либо полезное, нужное из общей совокупности или, наоборот, вредное, мешающее | Извлекает остатки сверла из отверстия | ||
Изменять | Поправить, переменить, изменить что-либо прежнее | Изменять форму, параметры, действия и др. для достижения определенной цели | Изменяет режимы резания в процессе токарной обработки | ||
Измерять | Определять какой-либо мерой величину чего-либо | Измерять параметры предметов, устройств, процессов, явлений, систем и др., используя специальное оборудование | Измеряет сопротивление изоляции при помощи ... | ||
Имитировать | Воспроизводить с возможной точностью, подражать кому-, чему-либо | Имитировать какие-либо действия, способы их выполнения, стиль поведения | Имитирует рабочие движения на тренажере | ||
Использовать | Применять, употреблять с пользой, пользоваться кем-, чем-либо | Использовать предметы, ресурсы, время, знания и др. в практических целях | Использует техническую документацию при выполнении слесарно-сборочных работ | ||
Испытывать | Проверять на опыте, пробовать, подвергать испытанию, проверке | Испытывать качества, свойства, пригодность объектов, определяя их соответствие каким-либо требованиям | Испытывает надежность электродвигателя в различных режимах | ||
III. Применение | Налаживать | Приводить в рабочее состояние, делать пригодным для пользования | Налаживать аппаратуру, оборудование и др., регулируя, добиваясь соответствия определенным требованиям | Налаживает деревообрабатывающий станок по инструкции | |
Обеспечивать | 1. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. 2. Снабжать чем-либо в нужном количестве | 1. Обеспечивать надежность, прочность и другие необходимые условия для осуществления чего-либо. 2. Обеспечивать производство или любую другую деятельность необходимыми ресурсами | Обеспечивает выполнение требований электробезопасности, рабочее место необходимым инструментом | ||
Организовывать | 1. Подготавливать, налаживать. 2. Объединять для какой-либо цели. 3. Упорядочивать что-либо | 1. Организовывать производство, обучение и др. 2. Организовывать целенаправленные действия группы людей | Организует работу монтажников более низкой квалификации | ||
Оформлять | Придавать чему-либо окончательную, установленную или необходимую форму | Оформлять эстетически продукцию, помещение, издание и др., юридически различные документы, отношения и др. | Оформляет бланки заказа | ||
Планировать | 1. Предполагать, рассчитывать, иметь в своих планах. 2. Устраивать, располагать в соответствии с определенным планом | Планировать деятельность, намечая ее этапы для достижения определенной цели | Планирует свою деятельность, работу бригады, составляя соответствующие документы | ||
Проверять | 1. Удостовериться в правильности чего-либо. 2. Подвергнуть испытанию для выяснения чего-либо | 1. Проверять точность расчетов, решений, выполнения действий и др. 2. Проверять соответствие качества товаров, услуг, параметров, процессов и др. установленным требованиям | Проверяет качество выполненной работы | ||
Производить | 1. Делать, выполнять, устанавливать. 2. Изготовлять, вырабатывать | Производить расчеты, операции, продукцию | Производит монтаж узлов и блоков | ||
III. Применение | Разрабатывать | Тщательно всесторонне исследовать, подготавливать | Разрабатывать детально, точно и тщательно что-либо | Разрабатывает план проведения технического обслуживания оборудования | |
Рассчитывать | 1. Производить исчисление чего-либо, учитывать данные или возможности совершения чего-либо. 2. Предусматривать, задумывать, заранее определять | Рассчитывать количество, конструкцию, параметры, режимы и др. | Рассчитывает режимы работы ... | ||
Расшифровывать | Разбирать, читать зашифрованное, закодированное | Расшифровывать скрытый смысл символов, знаков, схем, графиков и пр. | Расшифровывает марки деталей, проводов, резисторов | ||
Регулировать | 1. Упорядочивать, налаживать, подчинять определенному порядку. 2. Воздействовать на работу механизма и его частей, добиваясь нужного протекания какого-либо процесса | Регулировать процессы, параметры, механизмы, системы, отношения | Регулирует зазор, параметры блока питания | ||
Решать | 1. Обдумав, прийти к какому-либо выводу, к необходимости каких-либо действий. 2. Выполнять конкретные задания, действия и т. п. | Решать вопросы, задачи, проблемы, связанные с обучением и профессиональной деятельностью | Решает типовые задачи, примеры | ||
Собирать | Взяв из разных источников, сосредоточить в одном месте | Собирать что-либо из совокупности отдельно взятых предметов и т. п. | Собирает коробку передач | ||
Соединять | Скреплять, связывать одно с другим, составлять из кого-, чего-либо единое целое, объединять; сочетать, совмещать | Соединять вместе в процессе деятельности что-либо разрозненное, отдельное | Соединяет провода, детали | ||
Составлять | Собирать, соединив, объединив что-либо, образовать какое-либо целое | Составлять схемы, уравнения, таблицы, планы и др. | Составляет схемы соединений на основе принципиальных | ||
Управлять | Руководить, направлять деятельность кого-, чего-либо | Управлять деятельностью людей или работой механизмов | Управляет станком, механизмом, машиной, бригадой | ||
III. Применение | Устранять | Удалять, изживать, ликвидировать | Устранять что-либо мешающее нормальному протеканию процессов | Устраняет неисправности ... | |
Формировать | 1. Придавать определенную форму, законченность. 2. Образовывать, составлять в определенном порядке | Формировать фонд, систему, архив и т. п. в соответствии с инструкцией, алгоритмом | Формирует банк данных, заказ | ||
Читать | Воспринимать написанное буквами или другими знаками | Читать условные графические изображения, надписи, программы, тексты на различных языках и др. | Читает чертеж, схему, текст | ||
Эксплуатировать | 1. Использовать по назначению орудия труда, средства производства и т. п. 2. Обрабатывать, разрабатывать что-либо (землю, природные ресурсы и т. п.) | Эксплуатировать оборудование, помещения, месторождения и др., соблюдая определенные правила | Эксплуатирует швейную машину, станок, прибор | ||
IV. Творчество (перенос опыта) | Видоизменять | Вносить изменения, частично изменять, преобразовывать в отношении частностей, отдельных признаков | Видоизменять продукцию, процессы, формы деятельности и т. п. с целью их совершенствования | Видоизменяет порядок выполнения строительно-монтажных работ | |
Выделять | 1. Отделять от общего целого; вычленять; подчеркивать. 2. Определять для какой-либо цели | Выделять специфическое из общего, целого на основании заданных условий | Выделяет группу диэлектриков на основании требований, предъявляемых к их свойствам | ||
Импровизировать | Создавать в момент исполнения чего-либо без подготовки | Импровизировать в процессе творческой работы, реализуя спонтанно возникающие идеи, варианты и др. | Импровизирует при исполнении музыкального произведения, при проведении испытаний, исследований | ||
Интегрировать | Объединять части в одно целое | Интегрировать разнообразную информацию в определенную систему, блоки, модули | Интегрирует учебные планы, используемые для различных уровней профессионального образования | ||
Интерпретировать | Истолковывать, раскрывать смысл чего-либо, объяснять | Интерпретировать смысл событий, явлений, процессов и пр. на основе новейших достижений науки и техники, творческого подхода к его сущности | Интерпретирует физический смысл явления, оригинально раскрывая его суть | ||
Комбинировать | Сочетать, соединять в определенных соотношениях, располагать в определенном порядке | Комбинировать старые и новые методы, приемы работы для достижения поставленной цели | Комбинирует при создании верхней одежды детали из кожи и сукна для достижения высоких влаго- и теплозащитных свойств изделия | ||
IV. Творчество (перенос опыта) | Конструировать | 1. Создавать в определенном составе. 2. Создавать конструкцию чего-либо, строить | Конструировать аппараты, машины, оборудование, здания, сооружения и пр., творчески применяя свой опыт, достижения науки и техники, нестандартно решая стоящие задачи | Конструирует образцы новой техники | |
Корректировать | Вносить частичные исправления во что-либо | Корректировать направление деятельности, принимаемые решения в изменяющихся условиях | Корректирует план работы с учетом изменившихся условий | ||
Моделировать | 1. Изготовлять образец чего-либо. 2. Исследовать объекты познания на их моделях | Моделировать новые предметы, техпроцессы и т. п. | Моделирует новые фасоны одежды | ||
Модернизировать | Изменять в соответствии с современными требованиями | Модернизировать устаревшее оборудование, технологии, здания и пр. для успешного применения в новых условиях | Модернизирует используемое оборудование в условиях обновления технологического процесса | ||
Модифицировать | 1. Видоизменять. 2. Вносить изменения, сообщающие чему-либо новые признаки и свойства | Модифицировать продукцию с учетом различных условий эксплуатации, требований потребителей и т. д. | Модифицирует изделие, расширяя возможности его применения | ||
Обновлять | Заменять новым что-либо негодное, устаревшее; делать совершеннее, придавать новый вид | Обновлять оборудование, технологии, методы работы и т. п., чтобы обеспечить их соответствие новым условиям | Обновляет методы руководства коллективом | ||
Переносить | Направлять, переключать, распространять на кого-, что-либо иное, на другое место | Переносить передовые методы труда в практику работы всего предприятия, накопленный опыт поведения в стандартных ситуациях на действия в новых, сложных (экстремальных) условиях и т. п. | Переносит имеющийся опыт для разрешения нетиповой проблемной ситуации | ||
IV. Творчество (перенос опыта) | Перестраивать | 1. Изменять, заново переделывать что-либо. 2. Располагать по-иному, изменив что-либо, организовать по-новому | Перестраивать традиционные подходы, стереотипы с учетом новых условий | Перестраивает установленный ранее порядок обслуживания покупателей | |
Преобразовывать | 1. Совершенно переделывать, изменять к лучшему, перестраивать. 2. Превратить из одного вида, качества в другой вид, качество | 1. Преобразовывать систему управления, структуру организации, технологический процесс и т. п. под влиянием новых условий. 2. Преобразовывать математические выражения, схемы | Преобразует формулу, математическое выражение | ||
Прогнозировать | Сделать заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо на основании каких-либо данных | Прогнозировать результаты деятельности, последствия событий, развитие процессов и т. п., учитывая влияние изменяющихся условий | Прогнозирует результат применения нестандартного оборудования | ||
Проектировать | Разрабатывать, составлять проект, предполагать, намечать | Проектировать здания, сооружения, процессы, ситуации и т. п.; проектировать свой образ жизни | Проектирует технологический процесс механической обработки оригинальной детали | ||
Систематизировать | Упорядочивать, приводить в порядок, систему | Систематизировать предметы, информацию, принципы, методы, какие-либо элементы, части и т. п., объединяя их по общему признаку или назначению | Систематизирует справочные данные для оптимизации процесса их поиска | ||
IV. Творчество (перенос опыта) | Совершенствовать | Делать лучше, совершеннее | Совершенствовать методы работы, мастерство, творчески применяя достижения науки и практики | Совершенствует технологию раскроя ткани, используя нетрадиционные способы | |
Типизировать | Сводить многообразие чего-либо к небольшому числу избранных типов, относить к определенному типу, осуществлять типизацию | Типизировать производство машин, деталей, строительных конструкций | Типизирует разнообразие деталей с целью упрощения эксплуатации устройств | ||