Лекция 6. Управление процессом подготовки производства новой техники
Подготовка производства к выпуску новой продукции носит комплексный характер, этот процесс можно представить схематически:
Рис. 7. Процесс подготовки производства новой техники
КПП – конструкторская подготовка производства
ТПП – технологическая подготовка производства
ОСПП – освоение промышленного производства
ОП – опытное производство
ППИ – промышленное производство и изделия
ОЭСПП - организационная, экономическая и социальная подготовка производства
ПРОПП – программное обеспечение производства
Подготовка производства делится на внутреннюю и внешнюю:
Внешнюю подготовку осуществляют проектные, научные организации и специализированные конструкторские бюро.
Внутренняя подготовка осуществляется на самом предприятии и включает в себя:
1. Разработка конструкции изделий состоит из:
- выполнение необходимых расчетов
- проектирование конструкций
- изготовление опытных образцов
- корректировка конструкторской документации
2. Разработка технологии производства включает:
- создание документации на технологические процессы
- проектирование и изготовление специального технологического оборудования
3. Внедрение или введение новой техники в производство:
- поставка, монтаж, наладка и приемочные испытания серийной продукции.
На крупном машиностроительном предприятии с массовым производством подготовка производства новых изделий ведется централизованно под руководством главного инженера, которому подчиняются главный конструктор, главный технолог, начальник лаборатории, начальник планового отдела. Конструкции создаются в экспериментальном цехе или в опытном производстве. На малых предприятиях подготовка производства ведется децентрализовано, конструкторская и технологическая подготовка сосредоточенна в техническом отделе, который подчиняется главному инженеру.
Конструкторская подготовка производства включает инженерное прогнозирование, параметрическую оптимизацию и обеспечение производства.
Инженерное прогнозирование осуществляется в контакте с инновационными менеджерами, определяет срок и порядок промышленного освоения новых изделий, темпы и порядок освоения.
Параметрическая оптимизация – процесс, связанный с обеспечением оптимального ряда параметров и типоразмеров выпускаемой продукции, определяется объем выпускаемой продукции.
Обеспечение технологичности - необходимо для достижения требуемого качества производимой продукции. Для оценки технологичности используют следующие показатели: трудоемкость изготовления изделия (человеко-часы), удельная материалоемкостьизделия определяется как отношение расхода материала на одно изделие к величине полезного эффекта.
Технологическая подготовка производства представляет собой мероприятие необходимое для подготовки полных комплектов конструкторской и технологической документации, необходимой для выпуска запланированного объема продукции с учетом технико-экономических показателей.
Инновационный менеджер совместно с технологами может участвовать в разработке методов технологического контроля, т.е. соответствия технологического процесса требованиям технологической и конструкторской документации.
Список литературы:
1. Инновационный менеджмент/ под ред С.Д. Ильенковой. – М.: -ЮНИТИ-ДАНА, 2003
2. Управлениями инновациями:17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7.- М.: ИНФРА - М,1999-328с.
Лекция 7. Методы выбора инновационной стратегии
Инновационные цели
Понятие инновационной цели. Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия, реализации которой в свою очередь требует целевого управления инновацией.
Инновационными целями могут быть требования: о создании нового продукта; о переходе на новую технологию; о подготовке новой услуги; о переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру.
Формулирование инновационной цели. При формулировании инновационных целей и стратегий имеются принципиальные различия. Первые определяются как векторы развития, а вторые – как направления действий (то есть направления использования ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и использования ресурсов. Однако цель и стратегия связаны одной логической цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня управления. Реализация стратегии требует ее формулировки как цели.