Христианская традиция питания
ВВЕДЕНИЕ
Немногим более чем тысячу лет назад состоялось крещение Киевской Руси. Это произошло в 989 г. Вслед за принятием христианства на Руси стали возникать монастыри. В те смутные годы они были не просто местом служения Богу и обителью для монахов, но культурным и торговым центром. А во время войн и набегов их высокие стены служили надежной защитой для окрестных жителей. В монастырях переписывались книги, собирались библиотеки, создавались иконы и летописи. Монахи лечили больных и раненых, собирали лекарственные травы. В монастырях выпекали хлеб, умели варить квас, пиво, готовили щи, кулебяки, каши, пекли блины и пироги, заготавливали съестные различные припасы на случай длительной осады.
В начале XX века в России насчитывалось более тысячи монастырей, большая часть которых располагалась вокруг первопрестольной столицы Москвы и наиболее древних городов: Новгорода, Пскова, Смоленска, Суздаля, Ярославля. Наиболее известные монастыри — Свято-Данилов, Чудов монастырь, Спасо-Андронников, Богоявленский; Псково-Печерский, Новодевичий, Вознесенский, Кремлевский и другие.
Со времени принятия христианства на Руси в монастырях вырабатывались основные принципы здорового питания, благодаря которым монахи в течение всей своей жизни сохраняли отменное здоровье. К сожалению, теперь эти принципы в большинстве своем утеряны безвозвратно. О том, насколько они были эффективны, позволяют судить сведения из некоторых литературных источников, в которых воспевается сила духа и тела монахов, их долголетие.
Ценность монастырской кухни состоит прежде всего в простоте и доступности кушаний, их полезности и дешевизне. Основной ее принцип — наиболее полное использование натуральных продуктов: больше свежей зелени, овощей, фруктов; минимум мяса, соли, сахара, специй; минимум жарения и тепловой обработки продуктов. Особую роль в формировании здорового рационального питания диктовал строгий монастырский устав, ограничивающий потребление животных продуктов, а также специальные постные дни и многодневные посты. Так, например, в постные дни — в среду и пятницу — запрещалось употреблять мясо и молочные продукты, рыбу и даже растительное масло. Весьма строгие были многодневные посты, особенно Великий — перед Пасхой. В православии существует четыре поста: весенний — Великий, накануне Пасхи (17 недель), летний — Петров; осенний — Успенский; зимний — Рождественский. В общей сложности более 200 дней в году соблюдались посты. К постам готовились заранее. Летом и осенью сушили, мочили, квасили, заготавливали овощи, плоды, ягоды, грибы, травы, коренья, стебли, листья.
В христианском году было совсем немного дней, когда дозволялось есть без всяких ограничений, в разговенье — на великий праздник.
У каждого монастыря, имеющего многовековую историю, были свои рукописные поваренные книги. Как правило, они состояли из старорусских блюд. Монастырские поваренные книги хранили немало «фирменных» блюд. Зачастую невозможно установить место рождения этих рецептов — настолько они древние и редко употребляемые.
На протяжении веков монастырская кухня впитывала в себя все лучшее, полезное и доступное в питании. Ее рецепты с честью выдержали проверку времени и дошли до наших дней.
ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПИТАНИЯ
Жизнь в первых монастырях была очень тяжелой. Пища допускалась самая простая: хлеб, вода, кушанья из зелени и бобов ("вариво с зелием" и "сочиво", по терминологии славянских уставов), иногда сыр. Приправу составляли соль и оливковое ("деревянное") масло. Ели один раз в день. Только в субботу и воскресенье полагалась еще вторая - вечерняя трапеза. Никто не имел ничего своего, но все было общим достоянием. Монахи проводили время в молитвах и труде. Но несмотря на это, стремление к монашеской жизни было столь велико, что число монахов в первых монастырях достигало пятидесяти тысяч.
Монастыри IV-V веков приняли преемство нравственной высоты, братской любви, христианского единства, царивших в первохристианских общинах.
В общежительных монастырях еда была общей для всех. В обычае было весь хлеб, остававшийся на братском столе после трапезы, не убирать в запас, а раздавать голодным, просящим подаяние. Многие монастыри устраивали ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся.
В монастырях сложилась особая культура питания, соответствующая аскетическому идеалу. Основой ее была идея подчинения плоти духу, идея духовного преображения всей жизни человека. Полностью исключалось употребление мяса. Во время трапезы запрещались праздные разговоры, читались душеполезные поучения. И даже помещением для нее зачастую служила сама церковь. Тем самым трапеза как бы становилась частью богослужения и из чисто физиологического процесса принятия пищи поднималась до проникнутого светом Преображения чина ее вкушения.
В течение столетий монастыри были создателями и хранителями секретов приготовления пищи. Уединение от мира в тиши лесов и на берегах озер способствовало использованию в пищу богатых даров природы - рыбы, грибов, ягод, орехов, меда.
Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб Бородинский, рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.
Распространение в обществе аскетического идеала привело к тому, что пост стал нормой христианского быта. В последующее время особое внимание Церкви к посту было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязанностями христианина, а другие отрицали всякое значение постов. Учение Церкви о посте суммировалось Гангрским собором, который запретил нарушение установленных постов, но в то же время запретил осуждать собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволенное время. Окончательно сроки православных постов были установлены только на Константинопольском соборе в 1166 году.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово — один из самых проникновенных и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. Как и все религиозные праздники, оно сопровождается только ему присущими традициями, обрядами, в том числе кулинарными.
Канун Рождества именуется навечерием или «сочельником». Вечер 6 января называют также «колядами». Сочельник — это заключительный день Рождественского поста. Во всех православных монастырях в навечерие, если только оно не случится на субботу и воскресение, совершаются Царские Часы и около полудня Литургия Василия Великого с Вечернею. В сам праздник совершается литургия Златоустого. Если же навечерие бывает в субботу и воскресенье, то Царские Часы читаются в пятницу.
Многие блюда готовились только одни раз в году и только к Рождеству (кутья, пряники, медовики, изделия с маком, медом).
КРЕЩЕНИЕ
Накануне Крещения не едят до первой звезды, а на постную вечернюю трапезу подают особое блюдо - сочиво, откуда происходит название и самого сочельника. Сочиво представляет собой вареную пшеницу, ячмень, рожь, гречиху или горох с ореховым и маковым "соком" - молочком - и медом.
Существовала русская традиция готовить для крестин особую крестильную кашу. Такую кашу старались сделать как можно вкуснее - на молоке и сливках, даже крупу порой замачивали в молоке, ее обильно сдабривали маслом, вареньем и сахаром, украшали половинками вареных яиц. В нее запекали курицу или петуха, смотря по тому, кто родился: девочка или мальчик.
Присутствующей на крестинах детворе раздавали орехи, горох, печенье и пряники.
Мелкая выпечка из сдобного дрожжевого теста: плюшки, бублики, крендельки, булочки - называлась бабкиными пирогами и также являлась традиционным крестильным блюдом. Всеми этими маленькими подарками радовали многочисленных ребятишек, чтобы и для них рождение малыша стало радостью.
Глава 2. 1. КАША
Каша является одним из древнейших блюд человечества. Существует мнение, что хлеб произошел от каши - густая, переваренная каша являлась прообразом пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и появилась мука, а вместе с ней - пресный хлеб.
На Руси каша была одним из главнейших блюд. "Русского мужика без каши не накормишь", - говорили в народе. Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши и т. п. Да и сейчас еще густой суп называют кашицей.
Каша составляла основу трапезы, как бедных, так и богатых людей в будни и праздники. Без каши не обходилось ни одно сколько-нибудь значительное событие в жизни русской семьи: крестины, свадьба, похороны.
Крестины и свадьбы иногда так и назывались "каша". Соответственно "звать на кашу" означало приглашать к участию в семейном торжестве. Новгородская летопись 1239 года, сообщая о браке Александра Невского, говорит, что князь "венчался в Троице, ту (там) кашу чинили, а в Новгороде другую". На свадьбе кашу подавали, как правило, на второй день в доме молодых на новом хозяйстве, чтобы в доме был достаток. За эту кашу гости платили монетой, а потом пустой горшок весело разбивали на счастье молодых. Отсюда и первый обед после свадьбы получил название "каша".
На похоронах и в дни поминовения усопших подавалась особая каша - кутия.
Кашей угощали на общих деревенских работах - помочах. У В. Даля приводится такое значение слова "каша" - "помочь на жатве", "пожинки (начало жатвы), пируют, толпа кашниц ходит с песнями".
Кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречи и других круп. Самой почитаемой в России кашей являлась гречневая: "Мать наша, гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота". Из вареного, высушенного и истолченного овса получали толокно, которое являлось прекрасным продуктом и из которого повсеместно варили толокняные каши. Об овсяной говорили: "Овсяная каша хвалилась, что с маслом коровьим родилась". Конечно же, масло необходимо для любой каши - "заварил кашу, так не жалей масла".
Готовили каши из смеси разных круп. Каждая крупа, в зависимости от вида обработки, подразделяется на виды. Из гречки делают ядрицу и продел, из ячменя - перловую (крупяное зерно), голландку (зерна помельче) и ячневую (совсем мелкие зерна). Из проса варили пшенную кашу, из твердой пшеничной крупы - манную, из цельного дробленого овса - овсяную.
Каша - одно из питательных блюд. Приготовить кашу не сложно. Главное, правильно определить соотношение круп и воды.
Пасха
В первое воскресение после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, Православная Церковь отмечает главный праздник - Светлое Христово Воскресение, Пасху. Ему предшествует подготовительный пост.
Поскольку поститься семь недель подряд без подготовки тяжело, то для того, чтобы постепенно войти в состояние поста, в течение нескольких предшествующих недель верующие готовятся к нему духовно и физически.
Воскресение за пять недель до начала поста посвящено мытарю Закхею. В Римской империи богатые люди за известную плату получали у римского правительства право на сбор податей в какой-либо провинции. Эти откупщики назывались мытарями. При отсутствии должной ответственности мытари употребляли все средства насилия для собственного обогащения. Имя мытаря выражало человека без чувств, без правил, способного ко всякому злодеянию.
За воскресеньем о мытаре и фарисее идет сплошная седмица, то есть отменяется еженедельный пост в среду и пятницу, как предостережение христианам не уподобляться фарисею, превозносящему себя за соблюдение двухдневного поста. Пищевые ограничения снимаются еще и потому, что людям необходимо набраться сил перед приближающимся Великим, постом.
Следующее воскресение - о блудном сыне. В образе блудного сына подразумевается как отдельный человек, так и все человечество.
Седмица, наступающая затем, обычная: разрешается любая пища, но в среду и пятницу - строгий пост, являющийся первым провозвестием Великого поста.
В завершающую ее субботу, которая называется родительской субботой, совершается поминовение всех, "от века усопших православных христиан". Напоминание о смерти усиливает желание изменить жизнь в нравственном плане к лучшему.
Предпоследнее воскресенье перед постом, следующее за вселенской родительской субботой, называется мясопустным. Это последний день, когда разрешается, есть мясо, мясное заговенье.
Глава 3. 2.МАСЛЕНИЦА
Последняя неделя перед Великим постом называется сырной, масляной, или масленицей. В течение ее уже запрещается употребление мяса, но можно есть молочные (сырные) продукты, яйца, рыбу. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.
Каждый день масленицы имел свое название, и с ним были связаны свои обычаи. Так, среда называлась "лакомки". На "лакомки" теща приглашала к себе молодых. Отсюда происходит выражение "пойти к теще на блины". В пятницу устраивались "тещины вечерки" - молодожены встречали в своем доме родителей жены.
Прекрасной традицией масленицы является посещение друзей и близких для того, чтобы "проститься" перед постом, то есть попросить прощения за все вольные и невольные обиды, примириться. Последнее воскресенье так и называется - "прощеное".
Прощеное воскресенье - день взаимного прощения обид. Это прощение необходимо перед великопостной жертвой воздержания, о чем говорит Евангелие: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой". Без обид на сердце, с миром в душе вступают христиане в Великий пост.
Глава 4. ВЕЛИКИЙ ПОСТ
За 49 дней до Пасхи начинается Великий пост. Он длится семь недель. Его целью является духовная подготовка верующих к встрече великого праздника - Светлого Христова Воскресения.
Во время Великого поста по церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения - мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза - на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников - 22 марта, святителя Григория Двоеслова - 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста - Чистый понедельник - и предпоследний - Великий Пяток (Страстную Пятницу) - рекомендуется проводить вообще без пищи.
Чтобы пост служил укреплению здоровья, мало лишь отказа от "тяжелой" для пищеварения пищи - мяса, жиров. Нужно исключить любые злоупотребления - пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. Здесь важна сбалансированность питания и разнообразность его, употребление достаточного количества витаминов, в первую очередь, в свежих овощах и фруктах. Не должно быть перееданий. В России издавна существовала богатая традиция постного стола. "Домострой" (XVI век) дает следующий перечень великопостных блюд: "Лапша гороховая, пшено с маковым маслом, целый горох да горох лущенный, двойные щи, блины да луковники, да левашники, да пироги подовые с маком, да кисели, и сладкие и пресные.
А сладкое, - в какие дни доведется: ломти арбуза и дынь в патоке, яблоки в патоке, груши в патоке, вишни, мазуни с имбирем, с шафраном, с перцем, патока с имбирем, с шафраном, с перцем, напитки медовые и квасные, простые с изюмом да с пшеном, шишки, пастила из различных ягод, редька в патоке.
По субботам и по воскресеньям на Великий пост подаются: мучное - кбаники, сушеные рыжики, рыжики в масле, жареные пироги с пшеном, с вязигой и с горохом, блины с маковым молочком да с маслом".
В 1667 году Святейшему патриарху в среду первой седмицы Великого поста было подано: "хлебца чет, папошник, взвар сладкий с тмином и с ягоды, перцем да с шафраном, хрен, грибочки, капуста топтаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюковный с медом, кашка терта с маковым сочком и проч. Того же дня было к патриарху прислано: кубок романеи, кубок ренского, кубок малвазии, хлебец крупичатый, полоса арбузная, горшечек патоки с имбирем, горшечек мазуни с имбирем, три шишки ядер".
Получить представление о постном столе жителей российских городов начала XX века можно по воспоминаниям героя романа И. Шмелева "Лето Господне": «В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки... зажгли постную, голого стекла лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно грустно: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыка" - и я напеваю за ним чудесное: "И святое-е воскресение Твое сла-а-вим!" Радостное до слез бьется в моей душе и светит в эти грустные дни поста...
В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом... Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно. Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... будет мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченный, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с "белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещенье, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладка-сладка "рязань"... а "грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! Почему все такие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем на "постный рынок", где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был.,.»
Неторопливое, тихое шествие Великого поста начинается с Чистого понедельника. На Руси отношение к посту было благоговейно-умилительное, его рассматривали как духовное благо. Русский человек с радостью был готов принести Христу жертву воздержания.
В субботу первой седмицы поста празднуется память воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой подвиг святому была дана благодать укреплять во время поста и предохранять от осквернения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью). В память об этом событии первая суббота поста посвящена св. Феодору, а накануне, в пятницу, после литургии читается канон св. Феодору Тирону и благословляется коливо. Коливо представляет собой вареную пшеницу, рис или ячмень с изюмом, медом, маком. Оно является не только постным блюдом, которое едят в дни Великого поста и в сочельник, но и поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об усопших.
Напоминание о смерти, о тленности земного существования усиливает поиски человеком истинной Жизни. Такими напоминаниями являются родительские дни, которые приходятся на вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. Поскольку во время богослужений Великого поста не совершается обычного поминовения усопших, то оно переносится на три указанные субботы. Молясь за умерших, "зряще их гроб", человек думает и о своем неизбежном конце, когда он один на один предстанет перед престолом Всевышнего. Что скажет он тогда? Изыдет ли в "воскресение жизни" или в "воскресение осуждения"? Третье воскресенье поста посвящается Кресту Господню. В этот день совершается поклонение ему, «В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются "кресты": подходит "Крестопоклонная".
"Кресты" - особое печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое, где лежат попереченки "креста" - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали еще до прабабушки Устиньи - в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: - Православная наша вера, русская, она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет и малым в радость.
И это сущая, правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, "кресты-то"». И. А. Шмелев. ("Лето Господне".)
В разных местах России печенье "кресты" приготовляли по-разному. Оно могло быть круглым, с рисунком креста на поверхности, или в виде четырехконечного "Корсунского" крестика. Его украшали изюмом и цукатами, а иногда на радость детворе в одно из таких печений запекали денежку.
Был еще один праздник Великого поста, на который приготовляли затейливое печенье. Это день сорока Севастийских мучеников (22 марта). С незапамятных времен в России его считали днем прилета жаворонков. И печенье напоминало по форме маленьких птичек. Наиболее широко известны две формы "жаворонков". В первом случае приготовляли небольшую лепешку из теста толщиной 0,5-1 см, защипывали один край, чтобы образовался носик, а другой край надрезали, чтобы получились крылья и расправленный хвост. Около носика помещали две изюминки - глазки. Во втором случае из теста скатывали жгутик, завязывали его узлом, один конец надрезали, как будто расправленный хвост, а с другого прищипывали "носик" и украшали изюминками-глазками.
На пятой седмице, на утрени четверга снова читается Великий канон св. Андрея Критского, на этот раз полностью. Чтение его соединяется с чтением жития преподобной Марии Египетской. Эта служба называется Великим стоянием. Мария Египетская, бывшая поначалу великой грешницей, а затем ставшая великой подвижницей, являет образец человеческого покаяния и пример неисчерпаемого милосердия Божия. Ей посвящается пятое воскресенье поста.
На утрени пятой субботы поста читается Акафист Божией Матери (Похвала Богородице). Празднование пятой субботы в честь Божией Матери возникло в древности, когда еще в будние дни поста отменялись любые праздники. Поскольку Благовещение, приходящееся всегда на 7 апреля, невозможно было достойно отметить, то это празднование переносилось на пятую субботу поста. Со временем день Благовещения стали отмечать, не перенося, на какой бы день недели он ни пришелся, а обычай прославлять Богородицу на пятой седмице остался.
В пятницу на шестой седмице кончается собственно Великий пост. В следующий день вспоминается воскресение праведного Лазаря, и хотя это - суббота, но вся служба бывает воскресной. "Общее воскресение прежде твоею страсти уверяя, из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже" (т.е. "Прежде твоих страданий желая убедить всех в общем, воскресении, Ты из мертвых воздвиг Лазаря, Христе Боже"), - так поется в тропаре праздника. Это предвестие воскресения находит отражение и в праздничной трапезе - на ней разрешается вкушение икры. Как из маленькой икринки, по виду более похожей на мертвую землю, развивается рыба, так и история Лазаря, по воле Христа вышедшего из гроба на четвертый день после смерти, является залогом того, что воскреснет каждый человек. Воскресение Лазаря увенчивает Великую четыредесятни-цу, воскресение Лазаря служит прологом к Воскресению Христову. В отверстые врата Иерусалима торжественно въезжает Господь, чтобы принести Себя в жертву, явив тем самым высшую совершенную любовь, побеждающую смерть. В шестое воскресенье поста отмечается двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим. По примеру иерусалимских жителей, срезавших ветви деревьев и встречавших Христа с пальмовыми листьями в руках, православные христиане встречают Своего Господа с ветками вербы. Первые распускающиеся цветы, белые и пушистые, возвещают о воскресении природы, о расцвете любви в человеческих душах, о Воскресении Спасителя и грядущем воскресении мертвых, но красный цвет ветвей напоминает, что чудо воскресения совершается Кровью Господней через великие скорби, страдания и смерть. В честь великого праздника на трапезе разрешается вино, растительное масло и рыба.
Со следующего дня начинается Страстная седмица - воспоминание о Страстях Господних. В Страстной Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа, когда Он со своими учениками вкусил пасхальную трапезу. Эта последняя трапеза Христа накануне Его страданий имеет огромнейшее значение для христианского вероучения, является центральным моментом, вокруг которого впоследствии сформировалось все христианское богослужение.
Ежегодный праздник ветхозаветной Пасхи, которую, подобно всем иудеям, отмечал Христос, был посвящен знаменательному событию из древней истории евреев - исходу из Египта. Согласно Библии, девять страшных бедствий посылал Бог на египтян, чтобы заставить их отпустить на свободу томящихся в рабстве евреев. Но египетский царь - фараон - оставался непреклонен. Тогда свершилась последняя десятая кара - ангел смерти прошел в одну ночь по земле египетской и поразил первенцев во всех домах - от дворца фараона до жилища раба.
По велению Бога в ту ночь каждая еврейская семья заколола по ягненку и помазала его кровью косяки дверей, - и смерть, карающая египтян, миновала еврейские дома. Отсюда происходит само слово "пасха", что на древнееврейском языке означает "прохождение мимо" или "пощада". После этого устрашенный фараон разрешил евреям покинуть Египет. С тех пор каждый год к вечеру 14-го дня весеннего месяца нисана (авива) каждый израильтянин обязан был исполнить пасхальный обряд, иначе он отлучался от народа Божия. В жертву приносился ягненок, после чего вечером в кругу семьи совершалась пасхальная трапеза. Она открывалась чашею вина, перед которой отец семейства возглашал благодарение Богу, говоря: "Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивший плод лозы виноградной". Сказав это, он отпивал из чаши, что делали затем и все прочие. Потом вкушали горькие травы, символизирующие горькие времена рабства. Тут кто-либо из младших спрашивал: "Что значит все это?" И тогда глава семейства объяснял обряды Пасхи и историю исхода. При этом пели 113 и 114 псалмы. Затем шла по рукам вторая пасхальная чаша, и наступал черед пресного хлеба. Пресный хлеб напоминал, что евреи, спешно покидая Египет, не имели времени даже для приготовления дрожжевого теста и взяли на дорогу лишь пресные лепешки - опресноки. Праздник Пасхи имел, поэтому еще второе название - праздник опресноков. Начиная с 14 нисана, ни в одном еврейском доме не должно было быть квасного (дрожжевого) хлеба, его остатки сжигались, и в течение последующей недели можно было, есть лишь пресный хлеб. Начальствующий на пасхальной трапезе брал один из пресных хлебов, разламывал его на две половины и, положив их на другой хлеб, произносил: "Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб".
Потом хлеб разделялся между присутствующими. Наконец приступали к самому агнцу (ягненку), испеченному на углях. Этот агнец также назывался пасхой. Его съедали, не ломая костей. За пасхой подавали другие кушанья, среди которых была третья общая чаша вина, называвшаяся "чашею благословения", вслед за нею пели четыре псалма: с 114 по 117. В заключение испивали последнюю, четвертую чашу. Во всех этих чашах вино было смешано с водой.
Подробное описание пасхальных обычаев позволяет лучше представить обстановку Тайной вечери Господней. Враги Христа тщательно следили, чтобы схватить Его, когда Он будет наедине с учениками. Пасхальная ночь была для этого очень удобным моментом. Поэтому даже апостолам, среди которых был предатель, Господь не назвал места, где Он будет, есть Пасху. По Его велению апостолы Петр и Иоанн нашли комнату у неизвестного человека и там приготовили все, что требовалось по закону. Отсюда сама трапеза получила название Тайной вечери.
Во время Тайной вечери исполнялись положенные обряды. Ученики благоговейно слушали последние наставления Спасителя. Только Иуда, задумавший предать Его, удалился, чтобы донести первосвященникам, где удобнее схватить Христа.
Когда трапеза подходила к концу, Христос, взяв хлеб, благословил, преломил и дал ученикам со словами: "Примите, ядите, сие есть Тело Мое". Наступила очередь последней чаши вина. Христос, взяв чашу, произнес благодарение Богу и подал ученикам, сказав: "Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая в оставление грехов". И пили от нее все. При этом Христос заповедал творить все то же в память о Нем. По завершении трапезы все с пением псалмов двинулись к Гефсиманскому саду. Христос шел навстречу чаше страданий, ужасу предательства, издевательств, клеветы и позорной смертной казни...
От Тайной вечери берет начало главное христианское Таинство - Таинство Евхаристии (благодарения) - центральная часть христианского богослужения. Памятуя слова Христа, первые христиане, подобно апостолам, ежедневно собирались под вечер на общую трапезу. Они приносили с собой еду, какую кто имел, чтобы разделить на всех. Эти общие трапезы получили название вечери любви (или агапы). В общих чертах они напоминали Тайную вечерю Христа с апостолами. Во время трапезы произносилась молитва благодарения, во время которой, по учению Православной Церкви, хлеб и вино таинственно становились Телом и Кровью Господней. Трапеза соединялась с общим причащением - вкушением Тела и Крови. Порядок агап описан во многих произведениях ранней христианской литературы. Одно из древнейших изображений их приведено на фреске III века в римских катакомбах Прискиллы. Долгое время эти трапезы являлись единственным, собственно христианским богослужением. Впоследствии агапы были утрачены, а Таинство Евхаристии вошло в современную литургию. Хотя каждая литургия напоминает христианам о Тайной вечере, но литургия Страстного Четверга - особенно. В этот день все православные по возможности стремятся причаститься. Даже строгость поста несколько ослабляется - разрешается вкушение вина и растительного масла. Радость общения с Господом дает возможность быть соучастником Его страданий в Страстную Пятницу и Его торжества в Светлое Христово Воскресенье. Вечером в Великий Четверг читаются так называемые «Двенадцать Евангелий», в которых рассказывается вся история страданий Христовых: предания Его в руки пер, восвященников и фарисеев, суда прокуратора Пилата, распятия, смерти и погребения. В течение этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой и по старому обычаю делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем. В благочестивых семьях существует обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи.
В Великую Пятницу в церкви выносится плащаница. Слово "плащаница" означает "плат", т. е. кусок материи. Таким платом обвил святой Иосиф Тело Христово. На плащанице, которую выносят в церкви, изображен образ Спасителя, положенного во гроб. По случаю великой скорби, связанной с воспоминанием смерти Христовой, в Великую Пятницу не полагается ничего есть.
Вечером совершается чин погребения Христа. В конце его под печальное пение хора "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" плащаница обносится вокруг церкви, что является символом схождения Христа в ад.
Наконец наступает Страстная Суббота - преддверие великого праздника Воскресения Христова. Христос еще покоится в гробе, но недалек час его победы над смертью.
В древнее время христиане так и не расходились из церкви после субботней литургии. В память об этом сохранился обычай освящать хлеб и вино, которыми христиане питались в этот день. Во, время службы священники меняют черные великопостные облачения на белые, пасхальные. В домах заканчивается последняя подготовка - пекутся куличи, красятся яйца. Все наполнено трепетным ожиданием Праздника.
Утверждаю
Директор Гладков Р.А.
«24» января 2007г
Технологическая карта
Помидоры, фаршированные треской.
рецептура № - колонка -
Наименование блюда | Закладная | |||
на 1 порцию | на __ порций | |||
брутто | нетто | брутто | нетто | |
Помидоры | ||||
Треска (филе) | ||||
Яблоко | ||||
Яйца | 0,25шт. | |||
Сметана | ||||
Зелень |
Выход блюда 110
Калькулятор ____________
Краткая технология приготовления блюда
Плотные помидоры промыть, срезать верхушки, удалить из сердцевины часть мякоти, зерна и отжать сок. Крутые яйца, вареную треску, мякоть помидоров, очищенное яблоко мелко нарезать. Укроп нашинковать. Продукты соединить, заправить сметаной, солью. Полученным заполнить помидоры и посыпать сверху рубленой зеленью. Вместо сметаны можно положить майонез, а вместо яблок – груши или свежие абрикосы.
Зав. производством Петров А.А.
Утверждаю
Директор Гладков Р.А.
«24» января 2007г
Технологическая карта
Уха раковая
рецептура № - колонка-
Наименование блюда | Закладная | |||
на 1 порцию | на __ порций | |||
брутто | нетто | брутто | нетто | |
Рыбный бульон | ||||
Раки | ||||
Рыбное филе | ||||
Пшеничный хлеб | ||||
Сливки | ||||
Яйца | 0,4шт. | |||
Сливочное масло |
Выход блюда 500
Калькулятор ____________
Краткая технология приготовления блюда