Целевые технологии в органах ГиМУ. Типы ситуаций между руководителем и подчиненным в процессе РУР

Цель управленческого решения:

Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или реализации УР, направленного на достижение цели компании. Например, «Совершенствование системы управления качеством продукции».

Как явление цель также представляет собой мотивированные документы — задание на разработку УР, философия УР или стратегия УР.

Условия, которым в общем виде цель должна удовлетворять:

• быть желаемой для ее инициатора (руководителя, специалиста) (Ж);

• иметь технические, экономические и другие возможности для разработки и реализации (В);

• быть необходимой для коллектива компании и общества (Н);

• находиться в рамках исторической приемлемости для ближайшего окружения внешней среды (ИП);

• текст цели должен включать ключевое слово, означающее постоянное изменение. Например, достижение, расширение, сокращение, развитие, получение максимальной прибыли и т.д.

Инициативно-целевая технология РУР. Инициативно-целевая технология основана: на выдаче заданий для разработки или реализации УР, без указания средств и методов их выполнения.

Рассчитана: на инициативного и профессионального исполнителя.

Инициативно-целевая технология ПРУР обычно не гарантирует достижение поставленной цели компании.

Предусматривает: разработку руководителем только конечной цели управления и сопутствующих ей задач, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. Это обусловлено тем, что руководителю самому не известны конкретные пути достижения цели и он предоставляет исполнителям право на инициативу. Обычно такая ситуация складывается при инновационной деятельности, а также при недостаточном профессиональном уровне руководителя или другого инициатора УР.

Программно-целевая технология ПЦТ (используется наиболее часто). Состоит: в выдаче руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения.

Используется: для типовых работ с использованием стандартных средств и методов.

Предусматривает: внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения.

Программно-целевая технология ПРУР обычно гарантирует достижение поставленной цели компании

Регламентная технология. Технология состоит: в выдаче руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, ориентировочных методов и времени их выполнения.

Основана: на соблюдении требования (регламента) о безусловном не удалении от цели, то есть возможны: либо приближение к цели, либо неизменяемость результатов в течение краткого срока.

Обусловлена: твердой уверенностью руководителя в положительных результатах УР, хотя он точно не знает конкретных путей достижения цели. Обычно такая ситуация складывается при разработке или реализации УР, касающихся больших масс людей, страны или миропорядка в целом.

Предусматривает: жесткий контроль над динамикой процесса выполнения задания.

С точки зрения социально-психологического подхода взаимодействия между людьми - как просто линейными сотрудниками, так и в иерархии руководитель-подчиненный̆, можно выделить 2 подхода: 1) с позиции классической̆ психологической̆ организации типов личности; 2) исходя из индивидуальных особенностей̆ каждого человека по восприятию, оценке и передаче информации.

Первый̆ подход с точки зрения организации психики личности выделил впервые древнегреческий̆ врач Гиппократ и обозначил этот признак поведения человека как темперамент.

Темперамент —это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической̆ деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей̆, мотивов и содержания. Другими словами, темперамент характеризует возбуждение/торможение центральной̆ нервной̆ системы. Темперамент всегда стабилен и слабо меняется в течение жизни.

Традиционно выделяется 4 основных типа темперамента:

Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.


Холерик - быстрый̆, страстный̆, порывистый̆, однако совершенно неуравновешенный̆, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый̆. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник - живой̆, горячий̆, подвижный̆ человек, с частой̆ сменой̆ настроения, впечатлений, с быстрой̆ реакцией̆ на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной̆ мимикой̆. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если же работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик - человек легко ранимый̆, склонный̆ к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Второй подход исходит из индивидуальных особенностей каждого человека по восприятию, оценке и передаче информации. Базируется он на таком научном направлении как НЛП (нейролингвистическое программирование) - или по-другому, науке о фильтрах нашего восприятия. НЛП зародилось в военной отрасли, где стояла задача быстрой адаптации военнослужащих с населением и взаимно дружественного отношения с ним в ходе военных операций за рубежом. Сейчас эти технологии нашли повсеместное применение и в бытовой, и в рабочей, и в управленческой коммуникации.

НЛП вводит понятия территории (весь информационный поток, который воспринимает человек), фильтра восприятия (когда наше сознание ограничивает этот поток воспринимаемой информации), карты (собственная модель мира, персональный фильтр человека своего собственного восприятия мира), врат сортировки (базовые принципы и ценности, увлечения, "резонансные" точки интересов человека).

В западной науке в этом подходе по восприятию / передаче / интерпретации информации выделяется 4 основных информационных канала:

• визуальный - то, что человек воспринимает зрительно, глазами (самая быстрая дистанционная скорость передачи информации);

•аудиальный - то, что мы слышим и передается звуками (средняя скорость дистанционной передачи информации):

• кинестетический - то, что чувствуем - тактильные, осязательные, контактные ощущения (самый медленный "контактный" канал передачи информации);

• дигитальный (или, по-русски, проще - мыслительный, аналитический канал) - продумывание, промысливание поступающей информации.


Следует отметить, что у любого человека задействованы всегда все каналы, однако преимущественная работа идет по 1-2 каналам, т.е. в них человек себя чувствует наиболее комфортно при восприятии информации. Например, при проигрывании и заучивании фортепианного этюда - один человек будет воспринимать информацию полностью аудиально (на слух), другой может визуально вспоминать последовательность нот в тетради, третий - кинестетически, по ощущениям и последовательности движений пальцев. Возможно, конечно, и смешанное восприятие 1-2-х или даже всех 3-х каналов.

И темперамент и каналы восприятия информации необходимо учитывать при выстраивании служебных отношений как с коллегами - "сотрудник - сотрудник", так и при руководстве/делегировании дел - "подчиненный - руководитель". При сознательном учете этих двух подходов выстраивание отношений значительно упрощается, и, как следствие, происходит выравнивание, гармонизация рабочих отношений, установление легкого, теплого, дружеского климата в коллективе.

С организационной точки зрения управления рабочим процессом и распределения дел рекомендуется применение нескольких простых методов.

В первую очередь, один из самых легких и понятных - это ABC-анализ, где ранжирование задач происходит по правилу Парето согласно приоритету, важности, срочности, значению, ценности ресурса. Вместе с ним можно использовать XYZ-анализ, если параллельно еще необходимо анализировать и прогнозировать по частоте стабильность / сезонность тех или иных управленческих процессов, объектов, ресурсов.

Для организации, планирования и эффективного использования времени можно применять также простой, надежный и проверенный временем метод - построение Матрицы Эйзенхауэра по приоритетам (важности) и времени. Матрица состоит из 4-х квадрантов, соответствующим разделению по осям: "Срочные дела", "Несрочные дела" и "Важные дела", "Неважные дела".

Самым перспективным и прогрессивным методом на сегодняшний день, но в то же время и самым сложным и длительным в освоении, считается метод GTD (англ. Getting Things Done - рус. "Доведение дел до завершения"), введенный американским экспертом и консультантом в вопросах управления временем и личной продуктивности Дэвидом Алленом. В методе используется три базовых модели - управление рабочим процессом, 6-уровневая модель обзора работы и естественный метод планирования, которые помогают хранить, отслеживать, использовать и вовремя напоминать информацию по выполнению задачи.

Наши рекомендации