Классификации методов обучения

Существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной дея­тельности. Согласно ей они делятся на две группы.

♦ Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся вос­принимают, заучивают и осознают информацию, переданную учителем.

♦ Исследовательский метод. Направлен он на само­стоятельное изучение материала и приобретение знаний.

.

Некоторые ученые в соответствии с источниками зна­ний подразделяют методы на три категории:

· словесные;

· наглядные;

· практические.

Существует и классификация методов обучения со­гласно дидактическим задачам. В итоге получается следущее.

1. приобретение учащимися знаний:

а) подготовка учеников к выслушиванию объясне­ния учителя. Методы: предварительные наблюдения, предварительное чтение материала;

б) изложение знаний учителем. Методы: объясне­ние, рассказ, беседа, лекция, показ учебных пособий, наглядных объектов, проведение опытов;

в) обдумывание темы, изложенной учителем, и ее закрепление на практике. Метод: изучение книж­ного и учебного материала,

г) получение знаний учениками без предварительного объяснения учителем. Методы: работа скнигами, учебниками, практические опыты.

· формирование у учащихся навы­ков и умений. Метод: выполнение упражнении.

· применение учениками знаний на практике. Метод: составление и решение задач, про­ведение лабораторных и творческих работ.

4.закрепление полученных знанийи умений на практике. Методы: чтение учебного ма­териала, повторное проведение некоторых практи­ческих работ и выполнение упражнений, проведение бесед. Заключительные беседы по изученному ранее материалу.

5. проверка знаний и умений на практике. Методы: устный опрос изученного мате­риала, текущая проверка знаний посредством наблю­дения. Выполнение письменных и практических контрольных работ.

Существует и еще одна классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы органи­зации познавательной деятельности учащихся, с помо­щью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками.

1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктив­ный, метод. Этот метод связан прежде всего с усво­ением учениками уже готовых знаний. Эти знания сообщает им учитель в разнообразных формах, а они, соответственно, эти знания воспроизводят.

17. Проблемный метод. В этом случае ученики активно участвуют в обсуждении и решении различного рода учебных проблем. Эти проблемы выдвигает сам учитель в познавательных целях.

18. Исследовательский метод. Здесь проблемурешают сами учащиеся. Учитель же играет роль организа­тора самостоятельной поисковой деятельности учеников.

19. Частично-поисковый метод. Это более доступный ипростой метод по сравнению с исследовательским.

В связи с этим некоторые дидакты предлагают ис­пользовать следующее деление методов обучения: словес­ные, наглядные, практические. Но следует отметить, что все эти методы используются в совокупности или в раз­личных сочетаниях.

Существует и еще одна классификация методов обуче­ния, предложенная М.И. Махмутовым. Она представляет собой своеобразный вариант классификации, разработан­ный И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Ее автор выделя­ет четыре метода обучения, которые он называет так:

♦ информационно-исполнительский;

♦ объяснительно-репродуктивный;

♦ информационно-поисковый;

♦ побуждающе-исследователъский.

Известна и еще одна классификация, по которой ме­тоды обучения делятся на три большие группы:

· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Они способствуют обеспе­чению процесса опосредования личностью учебной информации;

· методы стимулирования и мотивации учебно-позна­вательной деятельности. Они обеспечивают важ­нейшие функции регулировки учебного процесса, а также его познавательную, волевую и эмоциональ­ную активизацию;

· методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательного процесса. Они помогаютучителю контролировать учебную работу учащихся, а также осуществляют самоконтроль учеников.

В каждой из этих групп учитывается тесное взаимодействие между учениками и учителем.

В каждой группе методов можно выделить подгруппы. В первой группе (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности) рассматривают перцептивные методы. Ко второй подгруппе относятся логические методы, или, как их еще называют, методы организации и осуществле­ния мыслительной деятельности индуктивного, дедуктив­ного и другого характера. Третью подгруппу составляют гностические методы, методы репродуктивного и поискового характера. Последними в эту группу включе­ны методы управления в обучении или, другими словами, методы управляемой и самоуправляемой учебно-практи­ческой деятельности.

Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Так, выделяются следующие две подгруппы:

♦ методы формирования интереса к учению;

♦ методы развития долга и ответственности в учении. Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специ­фические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного инте­реса. К.такого рода методам можно отнести следующие методы:

♦ познавательных игр;

♦ учебных дискуссий;

♦ создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познаватель­ной новизны.

К контролю и самоконтролю относят методы:

♦ устного контроля;

♦ письменного контроля;

♦ лабораторно-практического контроля;

♦ программированного и непрограммированного контроля;

♦ самоконтроля и т.д.

Наши рекомендации