Моральные аспекты техники: компьютерная этика
Ответ:Как видно из ее первых определений, компьютерная этика ограничивалась вопросами, связанными с угрозой тайнам частных лиц и защитой корпоративных секретов — институциональным автоматизированным управлением, гарантирующим неприкосновенность частных тайн, и незаконным вторжением посторонних в автоматизированные базы данных и сети. В своей работе Компьютерная этика, 1985 Дебора Джонсон рассматривает эти и примыкающие к ним вопросы, касающиеся этических кодексов специалистов в области компьютерной этики, ответственности за собой и ошибки, проявленные или допущенные в ходе функционирования компьютерных программ, а также отношений между компьютерной техникой и институциональной властью. Каким, собственно, общественным и идеологическим интересам служат определенные виды доступа к компьютеру и его использования? Отстаивание прав рабочих перед лицом производственной и конторской автоматизации составляет лишь один аспект ответа на этот вопрос. Другой важный аспект фокусирует основное внимание на скрытых антропологических импликациях значений искусственного интеллекта (на последствиях его использования для человека). В общем и целом компьютерная этика ставит вопрос о правильном и неправильном использовании информации в информационном обществе. Каковы этические нормы создания, распространения и использования информации не просто в компьютерах и с помощью компьютеров, но и во всех средствах обработки информации и с помощью этих средств, начиная с телефона и радио и кончая телевидением и спутниками? Здесь проблема частной тайны становится более широкой в связи с феноменологией, т.е. анализом конкретных проблем производства и потребления в развитом техническом обществе. Для Вольфгана Ширмахера (1986), например, идея использования информационной технологии для "защиты" или сохранения конфиденциального характера некоторой информации равносильна предложению использовать энергетическую технологию для защиты энергии. По своей природе информационная технология должна быть зксплуатационна: это означает, что она должна заниматься эксплуатационным использованием информации и лучшим решением вышеназванной проблемы. По мнению Ширмахера, это представляет собой дальнейшую интенсивную работу по распространению и всестороннему использованию информации, что в свою очередь приведет к открытости информации, и последняя таким образом изменит свой характер. С другой стороны, использование информационной техники в области принятия решений ставит вопросы об ответственности. Не заключается ли здесь дело в том, что определенные типы информационных технологий настолько сложны, что их в принципе не в состоянии понять или даже подвергнуть проверке сами их проектировщики? В связи с этим Вальтер Циммерли (1986) утверждал, что вопрос об ответственности за "информационное загрязнение" не может быть эффективно решен при помощи общих принципов утилитаристской, или деонтологической моральной системы, а то, что им названо "парадоксом информационной технологии" (чем больше информации, тем меньше возможность контроля), требует развития информационной этики для специальных случаев (казуистик), возможно, аналогично той, которая часто используется в медицине. Иногда следует даже воздержаться от создания компьютеров и машинно-зависимых артефактов именно потому, что они не поддаются контролю человека. В начале машинной эры Норберт Винер предупреждал, что в области принятия решений исключительно важно отделять "человеческое" от машинного. Следующий шаг --- дискуссия о компьютерных преступлениях, бросающих вызов юридическим и моральным нормам "докомпьютерной" эпохи. В популярной в свое время статье "Компьютерное разрушение западной цивилизации" проводится очевидная мысль: если подавляющее большинство работающих сможет трудиться за дисплеем, не выходя из дому, то общество может попросту распаться на отдельные социальные "атомы". Кроме того, современные компьютерные сети, которыми пользуются супермаркеты, банки, клиники, создают идеальную основу для тотального контроля над личностью. Какая уж тут демократия, когда исчерпывающая информация о каждом может быть получена другими без его ведома. Системы стратегической обороны в космосе. Кошмарная перспектива звездных войн. Понимание того, что если бы мы даже выпустили джинна из бутылки, то не знали бы, о чем его попросить. Объем работы по созданию программного обеспечения здесь, как утверждают некоторые эксперты, превысил бы миллионы человеко-лет. Возникает ощущение, что мы имеем в руках сокровище, но не очень-то понимаем, как им распорядиться. И как любой очень большой дар, этот дар может быть опасен. Встает естественный вопрос, как им разумно воспользоваться. Дополнительные вопросы и сравнения: Вопрос, заслуживающий большего внимания, хотя ранее и обсуждался, касается этики технического развития. Проблемы окружающей среды, биомедицинская практика и даже компьютерная техника играют разную роль, приобретают разный характер в развитом и развивающемся мире, причем вопрос о последствиях как в одном, так и в другом регионах мира еще недостаточно изучен. Другой важный этический вопрос касается зависимости между техникой и полом человека. Например, проблема атомного оружия больше тревожит женщин. Желание доминировать и управлять природой может ассоциироваться с господством над женщинами и управлением ими. В областях, связанных с биомедицинским контролем над рождаемостью, абортом и с репродуктивными технологиями, преобладают женщины, в то время как в сфере инженерной этики, как и компьютерной этики — мужчины. Исследования вопросов влияния пола (биологии) и рода (социальной дифференциации между полами) на эту и моральные аспекты техники находятся всего лишь в зачаточном состоянии и должны быть продолжены. Наряду с вопросами техники и этики существует и вопрос об отношении техники и эстетики. Эстетике техники до сих пор почти не уделялось серьезного внимания со стороны философии. Правомерно ли понятие красоты в технике, отличное от соответствующего понятия в других областях знания? Инженеры и архитекторы неоднократно утверждали, что понятие красоты в технике правомерно, однако оно еще нуждается в систематическом исследовании или увязке с нетехническими концепциями красоты. В каждой из пяти новых областей этики традиционные расхождения между естественным законом, утилитаризмом и деонтологией проявляются в новом контексте. Является ли определенное техническое действие правильным в силу внутренне присущего ему характера или о нем следует судить, только принимая во внимание его положительные или отрицательные последствия? Какова суть отношений между природой человека и техникой? Интересно также и то, что сама техника, по-видимому, покровительствует определенным типам этических систем. И, возможно, не случайно, что техническое завоевание природы подрывает традицию естественного закона, а общество, в котором господствовала бы концепция технической или инструментальной рациональности, стало строго утилитарным по своим культурным установкам. Этические дискуссии по поводу техники привели к появлению новых категорий в этике, таких, как конфиденциальность (рrivасу), безопасность (sаfеtу), ответственность и риск, которые не имели столь большого значения в прежней моральной философии.