Нагрузки от мостовых и подвесных кранов

4.1. Нагрузки от мостовых и подвесных кранов следует определять в зависимости от групп режи­мов их работы, устанавливаемых ГОСТ 25546—82, от вида привода и от способа подвеса груза. При­мерный перечень мостовых и подвесных кранов разных групп режимов работы приведен в справоч­ном приложении 1.

4.2. Полные нормативные значения вертикаль­ных нагрузок, передаваемых колесами кранов на балки кранового пути, и другие необходимые для расчета данные следует принимать в соответствии с требованиями государственных стандартов на краны, а для нестандартных кранов — в соответст­вии с данными, указанными в паспортах заводов-изготовителей.

Примечание. Под крановым путем понимаются обе балки, несущие один мостовой кран, и все балки, несу­щие один подвесной кран (две балки — при однопролет­ном, три — при двухпролетном подвесном кране и т. п.) .

4.3. Нормативное значение горизонтальной на­грузки, направленной вдоль кранового пути и вызы­ваемой торможением моста электрического крана, следует принимать равным 0,1 полного нормативно­го значения вертикальной нагрузки на тормозные колеса рассматриваемой стороны крана.

4.4. Нормативное значение горизонтальной на­грузки, направленной поперек кранового пути и вызываемой торможением электрической тележки, следует принимать равным:

СНиП 2.01.07-85 Стр.7

для кранов с гибким подвесом груза — 0,05 суммы подъемной силы крана и веса тележки;

для кранов с жестким подвесом груза — 0,1 сум­мы подъемной силы крана и веса тележки.

Эту нагрузку следует учитывать при расчете поперечных рам зданий и балок крановых путей. При этом принимается, что нагрузка передается на одну сторону (балку) кранового пути, распреде­ляется поровну между всеми опирающимися на нее колесами крана и может быть направлена как внутрь, так и наружу рассматриваемого пролета.

4.5. Нормативное значение горизонтальной на­грузки, направленной поперек кранового пути и вызываемой перекосами мостовых электрических кранов и непараллельностью крановых путей (боко­вой силой), для каждого ходового колеса крана следует принимать равным 0,1 полного норматив­ного значения вертикальной нагрузки на колесо.

Эту нагрузку необходимо учитывать только при расчете прочности и устойчивости балок крановых путей и их креплений к колоннам в зданиях с кра­нами групп режимов работы 7К, 8К. При этом при­нимается, что нагрузка передается на балку крано­вого пути от всех колес одной стороны крана и может быть направлена как внутрь, так и наружу рассматриваемого пролета здания. Нагрузку, ука­занную в п. 4.4, не следует учитывать совместно с боковой силой.

4.6. Горизонтальные нагрузки от торможения моста и тележки крана и боковые силы считаются приложенными в месте контакта ходовых колес крана с рельсом.

4.7. Нормативное значение горизонтальной на­грузки, направленной вдоль кранового пути и вызы­ваемой ударом крана о тупиковый упор, следует определять в соответствии с указаниями, приведен­ными в обязательном приложении 2. Эту нагрузку необходимо учитывать только при расчете упоров и их креплений к балкам кранового пути.

4.8. Коэффициент надежности по нагрузке для крановых нагрузок следует принимать γf = 1,1.

Примечание. При учете местного и динамического действия сосредоточенной вертикальной нагрузки от одно­го колеса крана полное нормативное значение этой нагруз­ки следует умножать при расчете прочности балок крано­вых путей на дополнительный коэффициент γf1, равный:

1,6—для группы режима работы кранов 8К с жест­ким подвесом груза;

1,4—для группы режима работы кранов 8К с гиб­ким подвесом груза;

1,3 — для группы режима работы кранов 7К;

1,1 —для остальных групп режимов работы кранов. При проверке местной устойчивости стенок балок зна­чение дополнительного коэффициента следует принимать равным 1,1.

4.9. При расчете прочности и устойчивости балок кранового пути и их креплений к несущим конст­рукциям расчетные значения вертикальных крано­вых нагрузок следует умножать на коэффициент динамичности, равный:

при шаге колонн не более 12 м:

1,2—для группы режима работы мостовых кра­нов 8К;

1,1 —для групп режимов работы мостовых кра­нов 6К и 7К, а также для всех групп режимов рабо­ты подвесных кранов;

при шаге колонн свыше 12 м — 1,1 для группы режима работы мостовых кранов 8К.

Расчетные значения горизонтальных нагрузок от мостовых кранов группы режима работы 8К сле­дует учитывать с коэффициентом динамичности, равным 1,1.

В остальных случаях коэффициент динамичности принимается равным, 1,0.

При расчете конструкций на выносливость, про­верке прогибов балок крановых путей и смещений колонн, а также при учете местного действия сосре­доточенной вертикальной нагрузки от одного коле­са крана коэффициент динамичности учитывать не следует.

4.10. Вертикальные нагрузки при расчете проч­ности и устойчивости балок крановых путей сле­дует учитывать не более чем от двух наиболее неблагоприятных по воздействию мостовых или подвесных кранов.

4.11. Вертикальные нагрузки при расчете проч­ности и устойчивости рам, колонн, фундаментов, а также оснований в зданиях с мостовыми кранами в нескольких пролетах (в каждом пролете на од­ном ярусе) следует принимать на каждом пути не более чем от двух наиболее неблагоприятных по воздействию кранов, а при учете совмещения в од­ном створе кранов разных пролетов — не более чем от четырех наиболее неблагоприятных по воздейст­вию кранов.

4.12. Вертикальные нагрузки при расчете проч­ности и устойчивости рам, колонн, стропильных и подстропильных конструкций, фундаментов, а также оснований зданий с подвесными кранами на одном или нескольких путях следует принимать на каждом пути не более чем от двух наиболее не­благоприятных по воздействию кранов. При учете совмещения в одном створе подвесных кранов, работающих на разных путях, вертикальные нагруз­ки следует принимать:

не более чем от двух кранов — для колонн, под­стропильных конструкций, фундаментов и основа­ний крайнего ряда при двух крановых путях в про­лете;

не более чем от четырех кранов:

для колонн, подстропильных конструкций, фун­даментов и оснований среднего ряда;

для колонн, подстропильных конструкций, фун­даментов и оснований крайнего ряда при трех кра­новых путях в пролете;

для стропильных конструкций при двух или трех крановых путях в пролете.

4.13. Горизонтальные нагрузки при расчете проч­ности и устойчивости балок крановых путей, ко­лонн, рам, стропильных и подстропильных конст­рукций, фундаментов, а также оснований следует учитывать не более чем от двух наиболее неблаго­приятных по воздействию кранов, расположенных на одном крановом пути или на разных путях в одном створе. При этом для каждого крана необхо­димо учитывать только одну горизонтальную на­грузку (поперечную или продольную).

4.14. Число кранов, учитываемое в расчетах проч­ности и устойчивости при определении вертикаль­ных и горизонтальных нагрузок от мостовых кранов на двух или трех ярусах

Стр.8 СНиП 2.01.07-85

в пролете, при одно­временном размещении в пролете как подвесных, так и мостовых кранов, а также при эксплуатации подвесных кранов, предназначенных для передачи груза с одного крана на другой с помощью перекид­ных мостиков, следует принимать по строительному заданию на основании технологических решений.

4.15. При определении вертикальных и горизон­тальных прогибов балок крановых путей, а также горизонтальных смещений колонн нагрузку сле­дует учитывать от одного наиболее неблагоприят­ного по воздействию крана.

4.16. При наличии на крановом пути одного кра­на и при условии, что второй кран не будет установ­лен во время эксплуатации сооружения, нагрузки на этом пути должны быть учтены только от одного крана.

4.17. При учете двух кранов нагрузки от них не­обходимо умножать на коэффициент сочетаний:

ψ = 0,85 — для групп режимов работы кранов 1К-6К;

ψ = 0,95 — для групп режимов работы кранов 7К, 8К.

При учете четырех кранов нагрузки от них необ­ходимо умножать на коэффициент сочетаний:

ψ = 0,7 — для групп режимов работы кранов 1К-6К;

ψ = 0,8 — для групп режимов работы кранов 7К, 8К.

При учете одного крана вертикальные и горизон­тальные нагрузки от него необходимо принимать без снижения.

4.18. При расчете на выносливость балок крано­вых путей под электрические мостовые краны и креплений этих балок к несущим конструкциям следует учитывать пониженные нормативные значе­ния нагрузок в соответствии с п. 1.7и. При этом для проверки выносливости стенок балок в зоне дейст­вия сосредоточенной вертикальной нагрузки от од­ного колеса крана пониженные нормативные значе­ния вертикального усилия колеса следует умножать на коэффициент, учитываемый при расчете проч­ности балок крановых путей в соответствии с при­мечанием к п. 4.8. Группы режимов работы кра­нов, при которых следует производить расчет на выносливость, устанавливаются нормами проекти­рования конструкций.

СНЕГОВЫЕ НАГРУЗКИ

5.1. Полное нормативное значение снеговой на­грузки на горизонтальную проекцию покрытия s следует определять по формуле

s = Soμ , (5)

где s0 — нормативное значение веса снегового по­крова на 1 м2 горизонтальной поверхности земли, принимаемое в соответствии с п. 5.2;

μ — коэффициент перехода от веса снегового покрова земли к снеговой нагрузке на покрытие, принимаемый в соответствии с пп. 5.3-5.6.

5.2. Нормативное значение веса снегового покро­ва s0 на 1 м2 горизонтальной поверхности земли следует принимать в зависимости от снегового райо­на СССР по данным табл. 4.

5.3. Схемы распределения снеговой нагрузки и значения коэффициентов μ. следует принимать в соответствии с обязательным приложением 3, при этом промежуточные значения коэффициентов μ необходимо определять линейной интерполяцией.

В тех случаях, когда более неблагоприятные ус­ловия работы элементов конструкций возникают при частичном загружении, следует рассматривать схемы со снеговой нагрузкой, действующей на поло­вине или четверти пролета (для покрытий с фонаря­ми — на участках шириной b).

Примечание. В необходимых случаях снеговые нагрузки следует определять с учетом предусмотренного дальнейшего расширения здания.

5.4. Варианты с повышенными местными снего­выми нагрузками, приведенные в обязательном приложении 3, необходимо учитывать при расчете плит, настилов и прогонов покрытий, а также при расчете тех элементов несущих конструкций (ферм, балок, колонн и т. п.), для которых указанные ва­рианты определяют размеры сечений.

Примечание. При расчетах конструкций допуска­ется применение упрощенных схем снеговых нагрузок, эквивалентных по воздействию схемам нагрузок, приве­денным в обязательном приложении 3. При расчете рам и колонн производственных зданий допускается учет только равномерно распределенной снеговой нагрузки, за исклю­чением мест перепадов покрытий, где необходимо учиты­вать повышенную снеговую нагрузку.

нагрузки от мостовых и подвесных кранов - student2.ru 5.5. Коэффициенты μ, установленные в соответст­вии с указаниями схем 1,2, 5 и 6 обязательного при­ложения 3 для пологих (с уклонами до 12% или с < 0,05) покрытий

однопролетных и много­пролетных зданий без фонарей, проектируемых в районах со средней скоростью ветра за три наиболее

Таблица 4

Снеговые районы СССР (принимаются по карте 1 обязательного приложения 5) I II III IV V VI
s0, кПа (кгс/м2) 0,5 (50) 0,7 (70) 1,0(100) 1,5(150) 2,0 (200) 2,5 (250)
Примечание. Нормативное значение веса снегового покрова в горных и малоизученных районах, обозначенных на карте 1 обязательного приложения 5, а также в пунктах с высотой над уровнем моря более 1500 м и в местах со сложным рельефом следует устанавливать на основании данных Госкомгидромета. При этом в качестве нормативного значения веса снегового покрова s0 следует принимать среднее значение ежегодных максимумов запаса воды по результатам снегосъемок на участке, защищенном от воздействия ветра, за период не менее 10 лет.

СНиП 2.01.07-85 Стр.9

холодных месяцаυ >2 м/с, следует снижать умно­жением на коэффициент k = 1,2 — 0,1г.

Для покрытий с уклонами от 12 до 20 % однопро­летных и многопролетных зданий без фонарей, про­ектируемых в районах с v ³ 4 м/с, коэффициенты μ, установленные в соответствии с указаниями схем 1 и 5 обязательного приложения 3, следует снижать умножением на коэффициент, равный 0,85.

Среднюю скорость ветра v за три наиболее холод­ных месяца следует принимать по карте 2 обязатель­ного приложения 5.

нагрузки от мостовых и подвесных кранов - student2.ru В указанных случаях для зданий шириной b до 90 м и высотой h > 10 м коэффициент k необхо­димо дополнительно снижать умножением на коэф­фициент k1 = 1- 0,2

но не менее 0,7.

Снижение снеговой нагрузки, предусматриваемое настоящим пунктом, не распространяется:

а) на покрытия зданий в районах со средней ме­сячной температурой воздуха в январе выше минус 5 °С (см. карту 5 обязательного приложения 5);

б) на покрытия зданий, защищенных от прямого воздействия ветра соседними более высокими зда­ниями, удаленными менее чем на 10h1 где h1 — раз­ность высот соседнего и проектируемого зданий;

в) на участки покрытий длиной b, b1 и b2 у пере­падов высот зданий и парапетов (см. схемы 8—11 обязательного приложения 3).

5.6. Коэффициенты μ при определении снеговых нагрузок для неутепленных покрытий цехов с по­вышенными тепловыделениями при уклонах кров­ли свыше 3 % и обеспечении надлежащего отвода талой воды следует снижать на 20 % независимо от снижения, предусмотренного п. 5.5.

5.7. Коэффициент надежности по нагрузке γf для снеговой нагрузки следует принимать равным 1,4. При расчете элементов конструкции покрытия, для которых отношение учитываемого нормативного значения равномерно распределенной нагрузки от веса покрытия (включая вес стационарного обору­дования) к нормативному значению веса снегового покрова s0менее 0,8, γf следует принимать равным 1,6.

ВЕТРОВЫЕ НАГРУЗКИ

6.1. Ветровую нагрузку на сооружение следует рассматривать как совокупность:

а) нормального давления we, приложенного к внешней поверхности сооружения или элемента;

б) сил трения wf, направленных по касательной к внешней поверхности и отнесенных к площади ее горизонтальной (для шедовых или волнистых по­крытий, покрытий с фонарями) или вертикальной проекции (для стен с лоджиями и подобных конст­рукций);

в) нормального давления wi, приложенного к внутренним поверхностям зданий с проницаемыми ограждениями, с открывающимися или постоянно открытыми проемами;

либо как нормальное давление wx, wy, обуслов­ленное общим сопротивлением сооружения в на­правлении осей х и у и условно приложенное к про­екции сооружения на плоскость, перпендикулярную соответствующей оси.

6.2. Ветровую нагрузку следует определять как сумму средней и пульсационной составляющих.

При определении внутреннего давления wi, а так­же при расчете многоэтажных зданий высотой до 40 м и одноэтажных производственных зданий вы­сотой до 36 м при отношении высоты к пролету менее 1,5, размещаемых в местностях типов А и В (см. п. 6.5), пульсационную составляющую ветро­вой нагрузки допускается не учитывать.

6.3. Нормативное значение средней составляю­щей ветровой нагрузки wm на высоте z над поверх­ностью земли следует определять по формуле

wm = w0 kc, (6)

где w0 — нормативное значение ветрового давления (см. п. 6.4);

k — коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте (см. п.6.5);

с — аэродинамический коэффициент (см. п. 6.6).

6.4. Нормативное значение ветрового давления w0 следует принимать в зависимости от ветрового района СССР по данным табл. 5.

Для горных и малоизученных районов, обозна­ченных на карте 3, нормативное значение ветрово­го давления w0 допускается устанавливать на ос­нове данных метеостанций Госкомгидромета, а также результатов обследования районов строи­тельства с учетом опыта эксплуатации сооружений. При этом нормативное значение ветрового дав­ления w0, Па, следует определять по формуле

нагрузки от мостовых и подвесных кранов - student2.ru

(7)

где v0 — скорость ветра на уровне 10 м над поверх­ностью земли для местности типа А, соот­ветствующая 10-минутному интервалу ос­реднения и превышаемая в среднем раз в 5 лет (если техническими условиями, утвержденными в установленном поряд­ке, не регламентированы другие периоды повторяемости скоростей ветра),

6.5. Коэффициенты k, учитывающие изменение ветрового давления по высоте z, определяются по

Таблица 5

Ветровые районы СССР (принимаются по карте 3 обязатель­ного приложения 5)   Iа     I     II     III     IV     V     VI     VII  
w0, кПа (кгс/м2) 0,17(17) 0,23 (23) 0,30(30) 0,38 (38) 0,48 (48) 0,60(60) 0,73(73) 0,85(85)

Стр.10 СНиП 2.01.07-85

табл. 6 в зависимости от типа местности. Прини­маются следующие типы местности:

А — открытые побережья морей, озер и водо­хранилищ, пустыни, степи, лесостепи, тундра;

В — городские территории, лесные массивы и другие местности, равномерно покры­тые препятствиями высотой более 10 м;

С — городские районы с застройкой здания­ми высотой более 25 м.

Сооружение считается расположенным в мест­ности данного типа, если эта местность сохраняется с наветренной стороны сооружения на расстоянии З0h — при высоте сооружения h до 60 м и 2 км — при большей высоте.

Таблица 6

Высота z,м Коэффициенты k для типов местности
А В С
£ 5 0,75 0,5 0,4
1,0 0,65 0,4
1,25 0,85 0,55
1,5 1,1 0,8
1,7 1,3 1,0
1,85 1,45 1,15
2,0 1,6 1,25
2,25 1,9 1,55
2,45 2,1 1,8
2,65 2,3 2,0
2,75 2,5 2,2
2,75 2,75 2,35
³ 480 2,75 2,75 2,75
Примечание. При определении ветровой нагруз­ки типы местности могут быть различными для разных расчетных направлений ветра.

6.6. При определении компонентов ветровой нагрузки we, wf, wi, wx, wy следует использовать соответствующие значения аэродинамических коэф­фициентов: внешнего давления се, трения сf, внут­реннего давления сi, и лобового сопротивления cx или cу, принимаемых по обязательному прило­жению 4, где стрелками è показано направление ветра. Знак „плюс" у коэффициентов ce или сi соответствует направлению давления ветра на соответствующую поверхность, знак „минус" — от поверхности. Промежуточные значения нагру­зок следует определять линейной интерполя­цией.

При расчете креплений элементов ограждения к несущим конструкциям в углах здания и по внеш­нему контуру покрытия следует учитывать мест­ное отрицательное давление ветра с аэродинамичес­ким коэффициентом се = -2, распределенное вдоль поверхностей на ширине 1,5 м (черт. 1).

В случаях, не предусмотренных обязательным приложением 4 (иные формы сооружений, учет при надлежащем обосновании других направлений ветрового потока или составляющих общего соп­ротивления тела по другим направлениям и т. п.), аэродинамические коэффициенты допускается при­нимать по справочным и экспериментальным дан­ным или на основе результатов продувок моделей конструкций в аэродинамических трубах.

Примечание. При определении ветровой нагрузки на поверхности внутренних стен и перегородок при отсутст­вии наружного ограждения (на стадии монтажа здания) следует использовать аэродинамические коэффициенты внешнего давления се или лобового сопротивления сх.

 
  нагрузки от мостовых и подвесных кранов - student2.ru

Наши рекомендации