Сборка зубчатых и червячных передач
В собранной зубчатой передаче должны быть обеспечены и проверены боковой и радиальный зазоры, необходимые для предотвращения заклинивания зубьев при нагреве передачи в процессе эксплуатации, И правильность зацепления, определяемая размерами н расположением пятен касания зубьев.
Рисунок 2.8 – Определение величин смещения зубчатого зацепления по свинцовым оттискам 1 – ось колеса; 2 – ось шестерни; 3 – ось шестерни и колеса |
Зазоры в зацеплении зубчатых колес небольшого диаметра проверяют щупом; в зацеплении колес большого диаметра замеряют микрометром толщины сплющенных участков свинцовых проволочек с начальным диаметром до 0,8 мм, укладываемых предварительно между зубьями и навлекаемых после поворота колес.
Боковой зазор для зубчатых колес диаметром 200-400 мм составляет: для цилиндрических колес 0,05-0,2 мм, для конических колес 0,1-0,3 мм.
Для правильного зацепления цилиндрических зубчатых колес оси их валов должны лежать в одной плоскости и быть параллельными. Взаимное положение валов наиболее точно может быть определено по разности боковых зазоров, вычисляемых после замера толщины свинцовых оттисков с рабочей и нерабочей сторон зуба (рис. 2.8).
Боковой зазор:
, (2.6)
где С1 – толщина оттиска с рабочей стороны зуба в мм; С2 – толщина оттиска с нерабочей стороны зуба в мм.
Если С1'<С1", С2'>С2", С1'+ С2'=С1"+С2", то оси валов скрещиваются (рис.3.6а).
Относительная величина скрещивания составляет:
, (2.7)
где l расстояние между контрольными проволоками в мм.
Если С1'<С1", С2'>С2", С1'+С2'<С1"+С2", то оси валов не параллельны (рис. 2.6б).
Для исправления не параллельности осей cледует в сечении, в котором измерен больший боковой зазор, сблизить оси передачи на величину:
, (2.8)
где ΔСп =(С1"+С2")–(С1'+С2'); α – угол зацепления передачи (рис. 2.6в).
Возможные погрешности при сборке зубчатых передач н способы их устранения указаны в табл. 2.8.
Таблица 2.8 – Погрешности при сборке зубчатых передач и способы их устранения
Погрешность сборки | Причина дефекта | Способ устранения дефекта |
Недостаточный или завышенный зазор в зацеплении по всему венцу | Недостаточная или завышенная толщина зуба у одного или обоих колес. Завышенное или недостаточное межосевое расстояние в корпусе | 3аменить колеса или использовать корпус с другим межцентровым расстоянием. Заменить втулки в корпусе |
Неравномерный зазор в зацеплении при одном обороте колес | Неточность изготовления зубчатых колес | Найти положение с наименьшим зазором, расцепить зубчатые колеса, одно из них повернуть на 180° и снова сцепить. Если после этого характер зацепления остается прежним, то причину погрешности следует искать во втором зубчатом колесе |
Отпечаток краски расположен односторонне (нормы величины пятен касания зубьев в % от площади см. в табл. 2.9 | Уменьшенное межцентровое расстояние (пятна касания расположены у основания зубьев).Завышенное межцентровое расстояние (пятна касания расположены у вершины зубьев) Перекос отверстия зубчатого колеса или шейки вала (пятна касания расположены не по всей длине зубьев) | Откорректировать величину межцентрового расстояния. Запрессовать новую втулку |
Неравномерный стук зубьев при работе передачи | Неправильный шаг зубьев или завышенные зазоры | После приработки передачи под нагрузкой удалить натиры на зубьях шабером |
Дребезжащие звуки, скрежет в передаче при работе | Недостаточные боковые зазоры, не параллельность осей колес | Произвести опиловку зубьев, устранить не параллельность осей колес |
Периодически появляющийся шум в передаче при работе | Эксцентричное расположение зубьев относительно оси вращения | Заменить зубчатые колеса |
При проверке правильности зубчатого зацепления размеры пятен касания зубьев должны быть не менее указанных в табл. 2.9.
Таблица 2.9 – Размеры пятен касания зубьев (в % от площади)
Измерение и передача | Степень точности | |||||||||
По высоте зуба, не менее | цилиндрическая | |||||||||
коническая | — | — | ||||||||
По длине зуба, не менее | цилиндрическая | |||||||||
коническая | — | — |
При сборке червячных передач следует обеспечить: требуемую точность углов скрещивания осей червяка и зубчатого колеса; правильное межосевое расстояние; совпадение средней плоскости колеса с осью червяка; допустимый боковой зазор (мертвый ход) в зацеплении.
Положение оси червяка относительно средней плоскости червячного колеса проверяют в крупных передачах отвесом или шаблоном, а в малогабаритных передачах – на краску. Краску наносят на винтовую поверхность червяка, после чего вводят его в зацепление с зубчатым колесом; медленно поворачивая червяк, получают отпечатки на зубьях червячного колеса. При правильном зацеплении краска должна покрывать 50-60 % поверхности зуба червячного колеса (по длине и высоте).
Правильность сборки червячной передачи проверяют на легкость проворачивания – при любом положении червячного колеса крутящий момент, необходимый для вращения червяка, должен быть одинаков.
Л.4