Классификация грузовых судов

В основу классификации сухогрузных судов положен коэффициент конструктивной неравномерности трюмов:

классификация грузовых судов - student2.ru

классификация грузовых судов - student2.ru - суммарная вместимость всех грузовых помещений судна, м3

Wmax- макс. вместимость расчетного трюма (отсека) , м3

nл- число расчетных трюмов (люков) судна.

Количество люков КНТ Группа судна
...0.65 III
0.66…0.85 IV
0.86…1 V
...0.65 IV
0.66…0.85 V
0.86…1 VI
...0.65 V
0.66…0.85 VI
0.86…1 VII
…0.70 VI
0.71…0.85 VII
0.86…1 VIII
8 и более …0.75 VII
0.76…1 VIII

Чем выше группа, тем больше доступа к судну в процессе производства ПРР.

К приведенной таблице группировки судов существуют поправки:

  1. Для судов грузоподьемностью > 1000 т, у которого все грузовые помещения 1-го класса группа судна повышается на 1.
  2. 2-х и 3-х палубные суда, которые перевозят лесные и навалочные грузы, классифицируются на одну-две группы ниже, потому, что 2 или 3 раза сталкиваются с подпалубными пространствами, откуда груз выбирается вручную, либо дополнительными средствами механизации.
  3. Грузовые люки шириной 8 метров и длинной 20-30 метров рассматриваются как два самостоятельных люка. Если при такой же ширине люк имеет длину 20-40 метров, то это три самостоятельных люка. Поэтому для судов, имеющих люки таких размеров при определении КНТ грузовместимость грузовых помещений, имеющих люки длиной 20-30 метров делится на две равные части, а длиной 30-40 метров – на три равные части. Т.о. выделяются два понятия:
    • Число конструктивных люков
    • Число расчетных люков, по которым определяется КНТ и определяется группа судна.

Одним из показателей классификации судов речного флота по его приспособленности к производству ПРР являются коэффициент вертикальной проницаемости трюмов.

классификация грузовых судов - student2.ru2]

SЛ – площадь люка

SТР – площадь трюма

По классификатору речного флота суда разделяются на 4 группы (класса):

Трюм I КВП=1 Грузы располагаются на палубе судов, и на судах площадках
Трюм II 0.61<КВП<1 Открытые суда (открытые трюма)
Трюм III 0.31<=КВП<=0.6 Полуоткрытые трюма
Трюм IV КВП<=0.3 Закрытые трюма (суда уже не применяются)

С учетом этой классификации для каждого 1) типа судна 2) рода груза

Устанавливается значение комплексных норм выработки

КН = РЭ * tОП/СМ т(шт, м3)/смену

РЭ – эксплуатационная производительность ПТМ т(шт, м3)/ч

tОП/СМ – оперативное время работы за смену; tр= 8ч; tоп= 6.5ч

Значения КН с увеличением No класса трюма снижаются на 15-20%

Рельная интесивность (Jс) грузовой обработки судна расчитывается по формуле:

JC= NФР * РТ * Кконст * Ксл * Кнер * Кзач * РЛ * КВЗП * Кнеодн

NФР – количество машин (фронтальных) распологаемых на линии кордона (обрабатывающие флот).

РТ – техническая производительность одной механизированной установки.

Кконст - коэфф. Учитывающий конструктивные особенности судна.

Ксл – коэфф. Учитывающий потерю времени из-за послойной обработки судов.

Кнер - коэфф. Неравномерности трюмов (только для выгрузки из судов навал. Грузов)

Кзач - коэфф. Зачистных работ (только для выгрузки из судов навал. Грузов)

РЛ - вероятность безотказной работы оборудования из-за метеорологических причин.

КВЗП – коэфф. Взаимных помех (единиц техники, одновременно обрабатывающих трюма)

Кнеодн – кооэфф. Неодновременного окончания работы.

(из-за того, что трюмы бывают разных размеров, а краны разной грузоподъемности, разной поизводительности, грузообработка трюмов может заканчиваться в разное время.

Если сравнивать интенсивность грузовой обработки судов III типа и II типа, то интенсивность обработки судов III типа будет ниже от 1.5 до 2.5 раз.

Портовиками разработаны требования к конструкциям грузовых трюмов:

1. Суда должны иметь трюмы прямоугольной формы.

2. Количество трюмов должно быть минимальным (в идеале один трюм).

3. Размеры трюмов должны быть кратны стандартным размерам грузовых мест (для легких грузов – наиболее полное использование грузоподъемности)

4. Люковые закрытия судов должны допускать единовременное 100% -е раскрытие трюмов (нет подпалубных пространств).

Требования к порту в отношении грузовой обработки судов:

  1. Безопасность судна в процессе ПРР, отсутствие у судна после погрузки крена и дифферента.
  2. Обеспечение сохранности груза.
  3. При погрузке судна: мах использование грузоподьемности и грузовместимости
  4. Минимизация трудоемкости ПРР, минимизация себестоимости погрузки.

Существует сборник инстукций по погрузкп / разгрузке флота.

Кроме того, вопросы рационального использования флота регламентируются так же:

«Технические условия погр. Выгр. И размещения грузов в судах».

(для навалочных, для ТШГ и для специальных грузов).

Наши рекомендации