Тема. Исследовательская и созидательская деятельность

Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.

Примерные темы лабораторно - практических и практических работ. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных.

Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК.

Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.

Варианты творческих проектов. «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор» и др.

Список учебно - методической литературы

Учебно- методический комплект

• Технология: программа. 5-8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2013.

• Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год

• Рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.Д.Симоненко. Технология: для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Вентана-Граф», 2013 год

Дополнительная литература:

1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. - М.: Школьная пресса, 2005. - 80с.

2. Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 128с.

3. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса

4. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.

5. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. - М.: Вентана-Графф, 2003.-296с.

6. Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор- составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. - 224с.

7. Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. - Волгоград: Учитель, 2008. - 156с.

8. Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. - Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. - 124с.

Интернет-рессурсы:

1. http://center.fio.ru/som

2. http://www.eor.it.ru

3. http://www.openclass.ru/user

4. http://www/it-n.ru

5. http://www.cnso.ru/tehn

6. http://files.school-collection.edu.ru

7. http://trud.rkc-74.ru

8. http://tehnologia.59442

9. http://www.domovodstvo.fatal.ru

Тематическое планирование направление "Индустриальные технологии"

5-8 классы

  Количество часов
Разделы и темы программы по классам
Технологии обработки конструкционных материалов (126 ч) -
1. Технологии ручной обработки древесины и древесных -
материалов - -
2. Технологии ручной и машинной обработки древесины и -
древесных материалов - -
3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных - -
материалов        
4. Технологии художественно-прикладной обработки        
материалов        
Технология домашнего хозяйства (26 ч)
1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и - -
уход за ними - -
2. Эстетика и экология жилища - - -
3. Бюджет семьи -
4. Технологии ремонтно-отделочных работ - -
5. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и        
канализации        
Электротехника (12 ч) - - -
1. Электромонтажные и сборочные технологии - - -
2. Электротехнические устройства с элементами автоматики - - -
3. Бытовые электроприборы - - -
Современное производство и профессиональное - - -
самоопределение (4 ч) - - -
1. Сферы производства и разделение труда - - -
2. Профессиональное образование и профессиональная карьера        
Технологии исследовательской и опытнической деятельности
(36 ч)
1. Исследовательская и созидательная деятельность        
Всего: 204 ч, 6 ч - резервное время

Календарно-тематическое планирование по технологии 5 класс на 2013-2014 учебный ^ год.

Планируемые результаты


 


н т е м д ее ры пы а т е
ы н т е м д е р П
ы н т с о н ч и Ч

Типы заданий на уроке

Информацио

№ урок а в теме
Тема раздела/тема урока
Дата проведен ия
Содержание урока
Домашнее задание

нно- методическое обеспечение


 


Раздел 1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов. - 24 ч.


1.
2.

Введение в предмет.

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

Ознакомить учащихся с задачами и программными требованиями по предмету "Технология". Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Основные

элементы

пило материало в:.

Древесные

пило материалы:

Древесина как

природный

материал. Породы

древесины и их

текстура,

применение.

Мозговая атака.

Практическая работа.

Комбинирован ный урок. Дополни схему, таблицу.

Учащиеся должны знать основные породы деревьев и виды

пиломатериало в; назначение и устройство верстака; ручные

инструменты и

приспособлени

я для пиления,

строгания,

сверления

древесины;

способы

соединения

деталей из

древесины

гвоздями и

Выявлять

особенности

(качества,

признаки)

разных

объектов в

процессе их

рассматривания

(наблюдения);

анализировать

результаты

опытов,

элементарных

исследований;

фиксировать их

результаты;

сравнивать

различные

объекты:

выделять из

множества один

или несколько

Учебник медиоресурсы (презентация) к уроку.

Учебник

технологии

медиоресурсы

(презентация)

к уроку,

образцы

различных

пиломатериал

ов, фанеры,

Учебник 5 класс, ПР № 1 (составить звездочку обдумывания - что можно сделать из фанеры), стр. 6-9
Учебник 5 класс, ПР № 2 (запиши в таблицу в рабочей тетради изученные свойства древесины), стр.10-15

ДСП, ДВП


3. Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины. Комплектование и организация рабочего места в столярной мастерской. Правилами техники безопасности в школьной мастерской. Комбинирован ный урок. Дополни схему, таблицу.
4. Графическое изображение деталей. Технический рисунок, эскиз, чертёж, масштаб (на уменьшение, на увеличение). Три основных вида изображения деталей. Практическая работа; зарисовать эскиз детали в тетради. Комбинирован ный урок.
5. Последовательн ость изготовления деталей из древесины. Этапы изготовления изделия из древесины. Сборка деталей. Составление технологической карты. Практическая работа: пользуясь таблицей, разработать технологическую карту деталей. Комбинирован ный урок. Загадки - перевертыши.
6. Разметка Инструменты и Комбинирован

шурупами; объектов,   Учебник 5  
правила имеющих Учебник класс, ПР № 3  
безопасности общие технологии (заполнить  
труда при свойства; медиоресурсы таблицу в  
обработке сопоставлять (презентация) рабочей  
древесины. характеристики к уроку, тетради -  
Учащиеся объектов по столярный организация  
должны уметь одному верстак. рабочего  
читать чертежи (нескольким)   места), стр.  
деталей, признакам;   21-24  
выбирать выявлять Учебник технологии Учебник 5  
пиломатериалы и обрабатывать сходство и различия класс, ПР № 4 (выполнить эскиз и технический  
их (пилить, объектов; медиоресурсы  
строгать, высказывать (презентация)  
сверлить и т. предложения, к уроку, рисунок  
д.); соединять обсуждать образцы  
детали с проблемные графической детали, линии чертежа), стр.  
помощью вопросы. документации. 16-20  
гвоздей и Оценивать    
шурупов. весомость приводимых      
  доказательств и Учебник Учебник 5  
  рассуждений технологии 5 класс, ПР № 5  
  («убедительно, класс. (разработать  
  ложно, медиоресурсы технологичес  
  истинно, (презентация) кую карту  
  существенно, к уроку, изделия -  
  несущественно технологическ разделочная  
  »). ая карта доска), стр.  
  изделия. 25-27  
  Личностные -      
  воспринимать      
  Учебник Учебник 5  

  заготовок из древесины. приспособления для разметки деталей. Правила работы с шаблоном. Практическая работа: выполнить разметку заготовки по шаблону. ный урок.  
7. Пиление заготовок из древесины. Распиливание древесины на лесопильной раме. Поперечное и продольное пиление. Техника безопасности при пилении. Правила ухода за верстаком. Комбинирован ный урок.  
8. Строгание заготовок из древесины. Шерхебель, рубанок, фуганок. Технология выполнения строгания. Самостоятельная работа: прострогать кромки и пласти заготовки. Комбинирован ный урок.  

речь учителя

(однокласснико

В),

непосредственн о

необращенную

к учащемуся;

выражать

положительное

отношение к

процессу

познания:

проявлять

внимание,

удивление,

желание

больше узнать.

Выявлять (при

решении

различных

учебных задач)

известное и

неизвестное;

преобразовыват

ь модели в

соответствии с

содержанием.

технологии 5 класс.

(медиоресурс ы

(презентация)

к уроку,

деревянные

заготовки,

чертежи,

разметочные

инструменты.

Учебник технологии 5 класс.

медиоресурсы (презентация) к уроку, различные виды ножовок и пил, заготовки древесины, стусло.

Учебник технологии 5 класс.

медиоресурсы

(презентация)

к уроку,

шерхебель,

рубанок,

фуганок,

заготовки класс, ПР № 6

(выполнить

разметку

изделия -

разделочной

доски), стр.

28-32

Учебник 5 класс, ПР № 7 (пиление заготовки из древесины, правила ТБ), стр. 32-36

Учебник 5 класс, ПР № 8 (строгание древесины, правила ТБ), стр. 38-42


         
9. Сверление отверстий в деталях из древесины. Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды свёрл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление свёрл. Приёмы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Комбинирован ный урок.  
10. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов. Последовательност ь соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах и клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей. Комбинирован ный урок.  
11. Соединение деталей из древесины клеем. Способы сборки изделия из древесины при помощи клея. Струбцина. Проверка качества выполненных Комбинирован ный урок.  

древесины.


 


Учебник

технологии 5

класс.

(мальчики),

медиоресурсы

(презентация)

к уроку,

дрели,

коловорот,

свёрла,

заготовки.

Учебник технологии 5 класс.

медиоресурсы

(презентация)

к уроку,

молоток,

отвёртка,

гвозди,

шурупы,

заготовки

древесины.

Учебник

технологии 5

класс.

(мальчики),

медиоресурсы

(презентация)

Учебник 5 класс, ПР № 9 (сверление заготовок, правила ТБ), стр.43-48

Учебник 5 класс, ПР № 10

(соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов, правила ТБ), стр. 49-59

Учебник 5 класс, ПР № 11

(соединение деталей из древесины с


    работ. Практическая работа: сборка детали.    
12. Зачистка поверхностей деталей из древесины. Способы сборки изделия из древесины при помощи клея. Струбцина. Приспособления и инструменты для зачистки изделия. Проверка качества выполненных работ. Практическая работа: сборка детали. Комбинирован ный урок.  
13. Выпиливание лобзиком. Отделка изделия из древесины. Составные части лобзика, правила работы лобзиком и ТБ. Подготовка поверхности для лакирования. Окраска изделия. Комбинирован ный урок.  

к уроку,

столярный

верстак,

струбцина,

напильники,

наждачная

шкурка,

различные

клеи.

Учебник

технологии 5

класс.

(мальчики),

медиоресурсы

(презентация)

к уроку,

столярный

верстак,

струбцина,

напильники,

наждачная

шкурка,

различные

клеи.________

Учебник технологии 5 класс.

медиоресурсы (презентация) к уроку, лобзик, надфиль, помощью клея, правила ТБ), стр. 60- 63

Учебник 5 класс, ПР № 12 (зачистка деталей из древесины, правила ТБ), стр. 63-67

Учебник 5 класс, ПР № 13

(выпиливание изделий из древесины лобзиком, правила ТБ),


стр. 67-75

струбцина, кисть, лак, заготовки.


 


Выжигание по дереву.

Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания.

Комбинирован ный урок.

Учебник технологии 5 класс.

медиоресурсы

(презентация)

к уроку,

технический

рисунок

детали,

14.

выжигатель.

Учебник 5 класс, ПР № 14 (отделка изделий из древесины выжиганием, правила ТБ), стр. 75-79


 


Машина и её роль в

техническом

процессе.

Технические

достижения

древнего мира,

великие

изобретения,

двигатель

внутреннего

сгорания, самолёт и

другие станки в

техническом

Понятие о механизме и машине.
15.

процессе._________

Введение новых знаний. Классификаци я вопросов из учебника.

Учебник технологии 5 класс.

Учебник 5 класс, стр. 91-96

медиоресурсы (презентация) к уроку, набор типовых деталей: болты, гайки, оси и валы, шестерни.


 


Раздел 2. Технологии

ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. - 26 ч


 


Тонколистовой металл и 1. проволока.

Искусственные материалы.

Понятие о стали. Виды

тонколистового металла. Его получение. Белая и чёрная жесть. Механические и технологические

Комбинирован ный урок.

Учащиеся должны знать правила разметки, резания, гибки и правки жести,

Планировать

решение

учебной задачи:

выстраивать

последовательно

сть

необходимых

Учебник технологии 5 класс. образцы изделий из листового металла и проволоки.

Учебник 5 класс, ПР № 15

(ознакомлени е с образцами тонколистово го металла,


    свойства стали.  
    Применение  
    тонколистовой  
    стали в  
    конструкциях  
    изделия.  
  Рабочее место Рабочее место  
  (слесарный и Комбинирован
для ручной комбинированный
jL . обработки верстак), его ный урок.
  металла. организация и уход  
    за ним.  
    Типы графических  
    изображений:  
    технический  
    рисунок, эскиз,  
    чертёж. Чертёж  
    (эскиз) деталей из  
  Графическое тонколистового  
  изображение металла и  
3. деталей из проволоки. Графическое Комбинирован
  металла и изображение ный урок.
  искусственных конструктивных  
  материалов. элементов деталей:  
    отверстие, пазов.  
    Правила чтения  
    чертежей.  
    Технологическая  
    карта.  

назначение и

устройство

разметочного

и слесарного

инструментов.

правила

безопасности

труда при

обработке

металла.

Учащиеся

должны уметь

выбирать

металл и

обрабатывать

его

(размечать,

править,

сгибать,

резать,

сверлить

отверстия).

операции

(алгоритм

действий);

корректировать

деятельность:

вносить

изменения в

процесс с

учетом

возникших

трудностей и

ошибок;

намечать

способы их

устранения;

осуществлять

итоговый

контроль

деятельности

(«что сделано»)

и

пооперационны й контроль(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Личностные - воспринимать речь учителя

Учебник технологии 5 класс, рабочее место для ручной обработки металла (слесарный верстак).

Учебник технологии 5 класс, образцы изделий из листового металла и проволоки.

проволоки и пластмасс), стр. 97-100

Учебник 5 класс, ПР № 16 (заполнить таблицу - ознакомление с

устройством слесарного верстака и тисков, правила ТБ), стр. 102-105

Учебник 5 класс, ПР № 17 (чертеж развертки, чтение

чертежа), стр. 106-109


4. Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов. Этапы изготовления изделия из металла. Сборка деталей. Составление технологической карты. Комбинирован ный урок.  
        Распознавать
        металлы,
        сплавы и
5. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Виды ножниц для резания по металлу. Приёмы резания листового металла. Практическая работа: произвести резку металла заготовок. Комбинирован ный урок. искусственны е материалы. Организовыва ть рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию

(одноклассников Учебник Учебник 5  
X технологии 5 класс, ПР №  
непосредственно класс. Под  
необращенную к редакцией (разработка  
учащемуся; Симаненко технологии  
выражать В.Д. изготовления  
положительное (мальчики), деталей из  
отношение к образцы металла,  
процессу изделий из выполнение  
познания: листового коробки,  
проявлять металла и правила ТБ),  
внимание, проволоки. стр. 110-114  
удивление, Учебник Учебник 5  
желание больше технологии 5 класс, ПР №  
узнать. класс. Под 19 (правка  
Выявлять (при редакцией заготовок из  
решении Симаненко тонколистово  
различных В.Д. го металла,  
учебных задач) (мальчики), изготовление  
известное и медиоресурсы фигуры  
неизвестное; (презентация) мышки,  
преобразовывать к уроку, правила ТБ),  
модели в киянка, стр. 115-117  
соответствии с правильная    
содержанием. плита,    
Учащиеся слесарный    
должны знать, верстак,    
какую роль заготовки    
играет техника в листового    
развитии металла и    
человечества; проволоки,    
краткие разметочный    
сведения о инструмент.    
  Разметка Разметка заготовок  
  заготовок из из тонколистового  
6. тонколистового металла и Комбинирован
металла и проволоки, пластмассы. проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон. ный урок.
    Основные приёмы  
  Резание резания тонколистового  
  заготовок из металла и  
7. тонколистового металла и проволоки и искусственных материалов. проволоки. Зачистка деталей. Техника безопасности. Практическая работа: отрезать необходимый кусок металла. Комбинирован ный урок.
8. Зачистка заготовок из тонколистового Основные приёмы резания тонколистового металла и Комбинирован ный урок.

Разрабатывать типовых деталях Учебник Учебник 5  
эскизы машин, технологии 5 класс, ПР №  
изделий из назначении и класс. 20 (разметка  
тонколистовог устройстве медиоресурсы заготовок из  
о металла, сверлильн (презентация) металла и  
проволоки и Планировать к уроку, искусственны  
искусственны решение киянка, х материалов,  
х материалов. учебной задачи: правильная правила ТБ),  
Разрабатывать выстраивать плита, стр. 118-122  
технологии последовательно слесарный    
изготовления сть верстак,    
деталей из необходимых заготовки    
металлов и операций листового    
искусственны (алгоритм металла и    
х материалов. действий); проволоки,    
Изготовлять корректировать разметочный    
детали из деятельность: инструмент.    
тонколистовог вносить Учебник Учебник 5  
о металла, изменения в технологии 5 класс, ПР №  
проволоки, процесс с класс. 21 (резание  
искусственны учетом медиоресурсы заготовок из  
х материалов возникших (презентация) тонколистово  
по эскизам, трудностей и к уроку, го металла,  
чертежам и ошибок; слесарные проволоки,  
технологическ намечать ножницы, искусственны  
им картам. способы их заготовки х материалов,  
Выполнять устранения; тонколистовог правила ТБ),  
сборку и осуществлять о металла, стр. 123-127  
отделку итоговый слесарный    
изделий из контроль верстак.    
тонколистовог деятельности Учебник Учебник 5  
о металла, («что сделано») технологии 5 класс, ПР №  
проволоки, и класс. 22 (зачистка  

  металла и проволоки и искусственных материалов. проволоки. Зачистка деталей. Техника безопасности. Практическая работа: отрезать необходимый кусок металла.  
9. Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Понятия о стали. Белая и чёрная жесть. Виды тонколистового металла. Его получение. Приспособления для гибки металла. Техника безопасности. Практическая работа: произвести гибку крючка для вешалки. Комбинирован ный урок. «От схемы - к тексту».
10. Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных Последовательность сверления и пробивания отверстия на сверлильном станке и соединение деталей на заклёпках. Техника Комбинирован ный урок.

искусственны пооперационны медиоресурсы деталей из  
х материалов. й контроль(«как (презентация) тонколистово  
Контролирова выполнена к уроку, го металла,  
ть качество каждая слесарные проволоки,  
изделий операция, ножницы, пластмассы,  
выявлять и входящая в заготовки правила ТБ),  
устранять состав учебного тонколистовог стр. 127-131  
дефекты. действия»). о металла,    
Соблюдать Личностные - слесарный    
правила воспринимать верстак.    
безопасного речь учителя      
труда. (одноклассников X Учебник технологии 5    
  непосредственно класс. Учебник 5  
  необращенную к медиоресурсы класс, ПР №  
  учащемуся; (презентация) 23 (гибка  
  выражать к уроку, заготовок из  
  положительное киянка, листового  
  отношение к молоток, металла и  
  процессу слесарные проволоки,  
  познания: тиски, изготовление  
  проявлять оправки, воина из  
  внимание, гибочный проволоки и  
  удивление, штамп, щита из  
  желание больше круглогубцы, жести,  
  узнать. плоскогубцы, правила ТБ),  
  Выявлять (при заготовки стр. 132-136  
  решении металла.    
  различных      
  учебных задач)      
  известное и      
  Учебник Учебник 5  
   
  неизвестное; класс, ПР № 24 (отделка  
  преобразовывать технологии 5 класс.,  

  материалов. безопасности. Практическая работа: пробивка и сверление отверстий вручную и на станке.    
11. Устройство настольного сверлильного станка. Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасной работы. Комбинирован ный урок.  
12. Сборка изделий из Соединение деталей из Комбинирован ный урок.  

модели в

соответствии с

содержанием.

Учащиеся

должны знать,

какую роль

играет техника в

развитии

человечества;

краткие

сведения о

типовых деталях

машин,

назначении и

устройстве

сверлильного

станка.

Личностные -

идентифицирова

ть себя с

принадлежность

ю к народу,

стране,

государству;

проявлять

интерес к

культуре и

истории своего

народа, родной

страны,

приметать

правила

делового медиоресурсы

(презентация)

к уроку,

настольный

сверлильный

станок,

электрическая

дрель, ручная

дрель,

пробойник,

кернер,

молоток,

заготовка

металла.

Учебник технологии 5 класс.

медиоресурсы

(презентация)

к уроку,

киянка,

молоток,

слесарные

тиски,

оправки,

гибочный

штамп,

круглогубцы,

плоскогубцы,

заготовки

металла.

Учебник технологии 5

изделии из древесины выжиганием, правила ТБ), стр. 137-140

Учебник 5 класс, ПР № 25 (заполнить таблицу - устройство настольного сверлильного станка, правила ТБ), стр. 141-145

Учебник 5 класс, ПР №

Наши рекомендации