Мозговой штурм с остановками «стоп-энд-гоу»
Мозговой штурм разделен на этапы. Идеи генерируются в течение трех-пяти минут, а затем группа хранит молчание в течение трех-пяти минут. Это позволяет участникам собраться с мыслями и сосредоточиться на идеях, которые были выдвинуты до этого момента. После этого идеи вновь генерируются в течение дополнительных трех-пяти минут.
5. МЕТОД ГОРДОНА (ТЕХНИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО РАСКРЫТИЯ).Этот метод был предложен Уильямом Гордоном, который заметил, что участники мозгового штурма часто ищут идеальное или очевидное решение и их быстрое нахождение приостанавливает реальный творческий процесс. Он предложил процедуру, которая помогала избежать быстрого нахождения решения проблемы, тенденциозности процесса генерирования идей и его преждевременного прекращения. Метод предполагает, что участники изначально не должны знать, в чем состоит реальная проблема. Проблема первоначально представляется предельно широкой, обобщенной и теоретической форме и более специфические подробности и детали раскрываются постепенно шаг за шагом. Так лидер изначально определяет основополагающую концепцию проблемы или лежащий в ее основе принцип и постепенно раскрывает все больше и больше относящейся к ней информации.
Основные этапы:
1. На начальном этапе лидер в самых общих чертах описывает ситуацию и представляет проблему в очень абстрактной и теоретической форме, что
позволяет участникам думать о ней более открыто.
2. Лидер попросит участников предложить идеи для решения проблемы, представленной в абстрактной форме.
3. Лидер поэтапно вводит ключевые элементов информации, связанные с проблемой.
4. Лидер и участники поэтапно переформулируют проблему на менее абстрактном уровне.
5. Лидер представляет группе исходную задачу.
6. Группа, использует ранее созданные идеи, как стимулы и триггеры для нахождение практического решения исходной задачи
6. МОЗГОВОЙ ШТУРМ РОУЛИНСОНА (Дж. Г. Роулинсон, 1970). В этом методе групповое взаимодействие не имеет особого значения. Его проведение особенно эффективно в неподготовленных группах, в которых взаимодействие между членами группы ослаблено, а все мысли участников направлены на фасилитатора и секретаря.
Основные этапы:
1. Обладатель проблемы просто представляет ее участникам, а также сообщает о идеальной ситуации к которой он стремится.
2. Затем он сообщает о своем пути решения проблемы, трудностях с которыми он столкнулся, также о желаемом идеальном решении.
3. Другие члены группы представляют свои решения непосредственно фасилитатору в коротких фразах из двух слов.
4. Фасилитатор сосредотачивается на тех идеях, которые он считает наиболее полезным и дает им новую интерпретацию.
7. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ.Индивидуальныый мозговой штурм проводится самостоятельно. Он обычно включает в себя такие методы, как «свободное письмо», «свободное говорение», свободные словесные ассоциации и мозговая паутина, которая является визуальной техникой составления диаграмм мыслей. Индивидуальный мозговой штурм, в некоторых случаях является более эффективным, чем традиционный мозговой штурм.
8. БРЕЙНРАЙТИНГ – письменный мозговой штурм. Брейрайтинг был изначально популяризован в Германии и в 70-х гг. развит Артуром Ванганди. Мозговой штурм осуществляется путем свободного записывания своих идей по заданной теме. Каждый человек записывает свои идеи на карточках, самоклеющихся листках или бумаге. В этой технике связанные идеи просто заносятся в список. При этом каждый участник должен стараться двигаться в направлении главной темы, центрируя по смыслу слова, фразы, детали, примерами и мысли. Кроме того, разрешается углублять и развивать любые интересные моменты.
Существуют два основных типа брейнрайтинга:
1. Индивидуальное свободное письмо. Записывание идей в группе, которые не используются совместно с другими членами группы при генерации идей.
2. Брейнрайтинг с взаимодействием идей, которые становятся общими и используются для дополнительной стимуляции.
9. ГРУППОВОЙ БРЕЙНРАЙТИНГ.В этой версии новые идеи взаимодействуют и разделяются с другими для дополнительной стимуляции. Она применяется для групп, которые предпочитают обсуждать идеи письменной форме.
Основные этапы:
1. Каждый участник записывает проблему в верхней части листка бумаги.
2. Участники записывают идеи на своем листе бумаги (Можно использовать специально расчерченные листы).
3. Через 10 минут листы передаются соседу, который добавляет новые идеи, используя существующие идеи, как стимулы и триггеры для своих собственных идей. Участник, получивший лист бумаги может совершить одно из пяти действий:
1. Каждый человек добавляет еще одну идею.
2. Каждый человек добавляет ряд идей (обычно четыре или пять).
3. Каждый человек добавляет столько идей, сколько хочет.
4. Каждый человек добавляет комментарии.
5. Каждый человек модифицирует идеи других.
Листы передаются по кругу, пока они не заполняются полностью. Затем можно добавить еще несколько листов или остановиться, когда страница заполнена полностью.
4. В конце установленного периода времени идеи собираются, организуются в группы и оцениваются.
Преимущества.
• Применение этого метода полезно, когда участники решают свои собственные проблемы.
• Метод эффективен в группах, участники которые несколько сдержаны и вряд ли будут предлагать много идей при открытом обсуждении.
• Метод хорошо работает с большими группами – нет никаких реальных ограничений размера группы.
• Этот метод может ускорить процесс решения, потому что все предлагают идеи все время.
• Преимущество метода в том, что все идеи записаны на бумаге и легко могут быть прочитаны и использованы для выдвижения новых идей.
10. МЕТОД ГАЛЕРЕИ.Метод Галереи – методика, разработанная институтом Баттелле и улучшенная А. ВанГанди, 1981 и другими. В этом методе участники движутся мимо идей (как в картинной галерее), а не идеи движутся мимо участников. В комнате размещуются несколько флип‑чартов с листами бумаги, на которых участники записывают свои идеи. Участники прогуливаются по комнате и читают идеи других участников и придумывают другие, связанные с ними идеи, которые они добавляют в список. Отличительной особенностью данного метода является то, что члены группы имеют право передвигаться и во время перерыва (инкубационный период).Также могут использоваться карточки или листы бумаги, которые с записанными на них идеях, размещаются для обозрения на флип-чартах. Это приводит к рождению новых или достраиванию уже размещенных идей.
11. БРЕЙНВОЛКИНГ (МОЗГОВОЙ ШТУРМ В ДВИЖЕНИИ).Метод брейнволкинг похож на брейрайтинг, но в этом случае, участники пишут свои идеи на больших листах бумаги, размещенных на стене. Каждый лист бумаги имеет тему, связанную с главной проблемой, и участники могут прогуливаться и добавлять комментарии на листах.
12. 6–3–5 БРЕЙНРАЙТИНГ (6–3–5 метод, метод 635) – является групповым методом творчества, первоначально разработанный Берндом Рорбахом (1968).Название брейнрайтинг 6–3–5 происходит из схемы процесса мозгового штурма, включающего группу из 6 участников, которые должны записывать по 3 идеи на отдельные карточки каждые 5 минут. После 6 раундов за 30 минут члены группы создают в общей сложности до 108 идей.
Основные этапы:
1. Каждый участник получает пустой «6–3–5 бланк».
2. Каждый пишет определение проблемы в верхней части их рабочего листа.
3. Каждый участник в течение 5 минут записывает три идеи решения проблемы в верхней строке листа.
4. По истечении 5 минут участники передают свои листы с записанными идеями участнику слева (или справа).
5. Участники читают все переданные им идеи, развивают их или добавляют еще три идеи.
6. Этот процесс продолжается, пока каждый из участников не получит обратно свой собственный бланк.
7. На заключительном этапе все идеи группируются и регистрируются.
Преимущества. Это легкая процедура обмена знаниями, создания новых идей на основе предыдущих. Метод снимает внутренние и внешние барьры и делает каждого участника активным участником процесса.
Недостатки. Как и в обычном мозговом штурме, количество идей не всегда гарантирует их качества.
13. МЕТОД KJ (МЕТОД «КЕЙ ДЖИ»), «ДИАГРАММА РОДОВОГО СХОДСТВА» (Дзиро Кавакита, 1960) KJ метод был разработан как «Диаграмма родового сходства» японскими антропологом Дзиро Кавакита в 1960-х годах и стал одним из семи методов управления и планирования современного японского менеджмента качества. Это метод творчества и решения проблем , в котором идеи записываются на карточки, которые затем группируются, классифицируются, называются, подвергаются процедуре голосования и выбора. KJ-метод стремится уделять особое внимание наиболее соответствующим, поддающимся проверке и важным идеям. Этот вариант мозгового штурма активизирует более молчаливых участников.
14. МЕТОД СНЕЖНОГО КОМА.Метод назван по аналогии с увеличивающимся в размерах снежным комом, который скатывается по заснеженному склону. Реализация метода начинается с определения ключевых известных элементов, а затем их усиления за счет добавления новых идей и решений. Он представляет собой концентрацию идей, относящихся к одной и той же проблеме. Этот метод часто используется в областях и процессах, в которых отсутствуют разработанные теоретические схемы или образцы решений.
Основные этапы:
1. Один листок бумаги используется для записи созданных идей и возможных решений предлагаемой проблемы. Размер группы составляет до 5 человек.
2. Затем все записанные на листе бумаги идеи рассматриваются и группируются по принципу подобия.
3. Затем рассматриваются основные паттерны и отношения в группах идей.
15. КЛАСТЕРНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ (Пузырьковый метод).Этот метод позволяет выявить различные аспекты актуальной проблемы.
Основные этапы:
1. Записать тему или слово в в центре бумаги и обрисовать его кругом.
2. На протяжении 5-10 минут записывать короткие слова вокруг первого слова. Необходимо свободно записывать все, что приходит на ум. Любое редактирование, удаление и исправления не допускаются.
3. Обвести кружочками новые слова и провести линии, соединяющие новые слова с первоначальным словом.
4. Начать записывать слова вокруг новых слов в кружочках. Не анализировать и не редактировать записи.
5. Оценить и развить свои идеи.
Есть несколько различных способов реализации этого метода: а) использование большой белой доски для группового мозгового штурма; б) самостоятельное выполнение кластерного мозгового штурма, а затем совместное перенесение написанного на большую доску.
Источники:
1. http://www.mycoted.com/Category:Creativity_Techniques
2. http://www.iturls.com/English/TechHotspot/TH_ct.asp
3. http://www.mindtools.com/brainstm.html
4. http://creatingminds.org/tools/tools_ideation.htm
5. http://www.brainstorming.com/
Приложение 2
Рекомендации для использования критериев по экспертной оценке
студенческой научной работы, представленной на конференцию
(открытый конкурс на лучшую научную работу студента)
Наименование частного критерия оценки | Обозначение критерия | Числовое значение критерия |
Соответствие содержания работы профилю раздела конкурса | Kc | 0 – не соответствует 1 – соответствует |
Личный вклад автора | Kв | 0,2 – личный вклад незначителен 0,5 – разрабатываются идеи научного руководителя 0,8 – высокий уровень самостоятельности 1 – автором предложена собственная оригинальная идея |
Актуальность темы работы | bакт | 1 – тема актуальна для отдельного предприятия, организации 2 – тема актуальна в масштабах региона, отрасли 3 – тема актуальна на межотраслевом уровне |
Научная новизна | bнов | 0 – научная новизна отсутствует 2 – получены новые научные данные 3 – получены важные новые научные данные |
Уровень сложности решаемой задачи | Kcл | 0,8 – простая задача 1 – задача средней сложности 1,2 – задача высокой сложности |
Корректность постановки задачи | bкор | 0 – отсутствует формулировка целей и задач исследования 1 – постановка задачи недостаточно четкая 2 – задача поставлена корректно |
Использованные в работе методы исследований и их соответствие сложности решаемой задачи | bмет | 1 – использованы традиционные подходы 2 – применены наиболее современные и эффективные методы 4 – предложены собственные, более эффективные в сравнении с существующими, методы решения задачи |
Полнота решения поставленной задачи | bполн | 0 – решение поставленной задачи не получено 1 – получено частичное решение поставленной задачи 3 – получено полное решение поставленной задачи |
Анализ литературы по теме | bлит | 0 – анализ литературных данных отсутствует 1 – дан минимально необходимый анализ литературы 2 – выполнен достаточно полный анализ литературных данных |
Уровень патентно- лицензионной проработки | bпат*) | 0 – патентно-лицензионная проработка отсутствует 1 – выполнен качественный патентный поиск по теме работы 2 – подана заявка на изобретение 3 – получено положительное решение по заявке 5 – получен патент |
Наличие публикаций по теме работы | bпубл*) | 0 – публикации отсутствуют 1 – тезисы докладов на конференциях, включая региональные 2 – тезисы докладов на всероссийских и международных конференциях 3 – статья в научном сборнике 4 – статья в центральном издании |
Внедрение результатов работы | bвнедр | 0 – нет внедрения 1 – внедрение в учебном процессе в вузе автора 2 – внедрение в учебном процессе нескольких вузов 5 – практическое внедрение в производственной организации |
Качество оформления работы | bоформ | 0 – оформление с существенными отклонениями от правил 1 – аккуратное, в соответствии с требованиями к оформлению научных отчетов 2 – высококачественное, с применением творческих приемов |
Дополнительный балл эксперта | Bэксп | Не более 4 (с указанием, за какие именно особые, не учтенные основными критериями, достоинства работы) |
*) – за каждую заявку, патент или публикацию
Общая оценка работы:
B = Kc×Kв×Kcл × ( bакт + bнов + bкор + bмет + bполн + bлит + S (bпат) + S (bпубл) +
+ bвнедр + bоформ ) + Bэксп = _____
Приложение 3