Разработка технологического маршрута
Цель работы – приобретение навыка разработки технологического маршрута обработки деталей на базе типового маршрута.
1. Общие положения
Технологический маршрут – перечень операций ТП в их последовательности.
Оптимальным считается такой маршрут, который обеспечивает минимальную себестоимость С обработки:
(8.1)
где С – себестоимость операции,
i – номер операции,
k – число операций.
Для большинства типов деталей разработаны так называемые типовые маршруты, которые, как правило, обеспечивают выполнение условия (8.1). Поэтому маршруты обработки каждого конкретного наименования детали разрабатывают на базе типового маршрута, внося в него необходимые изменения, обусловленные особенностями конструкции данной детали и техническими возможностями производства.
При этом стараются выполнять следующие условия:
1) Обработку целесообразно разделить на черновую и чистовую. Черновую обработку выполняют на станках пониженной точности, с большими значениями глубины резания и подачи, в приспособлениях, обеспечивающих большую силу зажима, режущим инструментом из высокопрочного материала. Чистовую обработку выполняют на станках повышенной точности, с высокой скоростью резания, в приспособлениях, обеспечивающих высокую точность установки, режущим инструментом из износостойкого материала.
Совмещать черновую и чистовую обработку на одной операции целесообразно только при высокой точности исходной заготовки либо в случаях, когда установка заготовки связана с большими затратами времени (например, в тяжелом машиностроении).
2) На 1-ой операции обрабатывают поверхности, используемые в дальнейшем как технологические базы (ТБ), при этом в качестве ТБ на 1-ой операции (черновые ТБ) целесообразно использовать основные конструкторские базы.
Если у детали обрабатываются не все поверхности, то на 1-ой операции в качестве ТБ используют поверхность, остающуюся черной. Это обеспечит правильное взаимное расположение обработанных поверхностей относительно необработанной.
3) В целях уменьшения пространственных отклонений поверхностей, связанных жесткими допусками, их целесообразно обработать на одном установе. Если этого сделать не удается, то при обработке одной из этих поверхностей другую используют в качестве ТБ.
Наиболее точные поверхности следует обрабатывать в конце технологического маршрута.
4) При обработке ответственных деталей с целью снятия внутренних напряжений после операций черновой обработки проводят термообработку – стабилизационный отпуск.
5) Термообработку – закалку с отпуском проводят перед чистовыми операциями мехобработки. При этом целесообразно, как правило, до термообработки выполнить операции лезвийной обработки, а после термообработки – операции абразивной обработки.
2. Задачи работы
На базе типового технологического маршрута разработать маршрут обработки детали при данном типе производства.
3. Порядок выполнения работы
1) Выписывают столбиком номера поверхностей, их форму, точность и шероховатость.
2) Для каждой поверхности определяют последовательность обработки согласно методическим указаниям к работе № 5.
3) Используя типовой технологический маршрут, определяют порядок и наименование операций с указанием поверхностей, обрабатываемых на каждой операции. Записывают их столбиком.
4) Анализируют маршрут на предмет целесообразности перестановки, объединения, разделения или замены операций, исходя из типа производства и наличия оборудования.
5) Присваивают каждой операции номер, кратный 10, и название в виде прилагательного по групповой или детальной форме. Групповая форма предполагает названия операций по виду обработки (агрегатная, зубообрабатывающая, протяжная, расточная, сверлильная, токарная, фрезерная, шлифовальная), детальная – по типу оборудования (зубодолбежная, зубострогальная, зубофрезерная и т.п.)
4. Пример выполнения работы №8
Разработать технологический маршрут обработки детали «Вал-шестерня», черт. 07.ТМ.13.001. Производство среднесерийное.
1) Выписываем номера поверхностей, их форму, точность размеров, формы и расположения, шероховатость. Заносим эти данные в графы 1-5 табл. 8.1.
Таблица 8.1
Методы обработки поверхностей детали «Вал промежуточный»
№ пов. | Форма | Квалитет точности | Шерохов. Ra, мкм | Методы обработки | |
размера | форм., расп. | ||||
19,20 | П П П Ц П Ц Ф П Ц П Ц Ф П Ц П Ф Ц П КВ Ф | 6 ст. | 12,5 12,5 1,6 1,6 2,5 0,4 12,5 2,5 12,5 12,5 3,2 0,8 12,5 12,5 2,5 12,5 0,8 12,5 0,8 12,5 | Ф–ТО Ф–ТО Ф–ТО Т–ТП–ТЧ–ТО–ШП Т–ТП–ТО Т–ТП–ТЧ–ТО–ШП–ШЧ–ПО Т–ТО Т–ТП–ТЧ–ТО Т–ТО Т–ТО Т–ТП–ТО ЗФ–СФ–ШВ–ТО– ШЧ Т–ТО Т–ТО Т–ТП–ТЧ–ТО Т–ТО Т–ТП–ТЧ–ТО–ШП–ШЧ Ф–ТО С–ТО–ШЧ Т–ТО |
1) Для каждой поверхности определяем методы обработки и записываем их в графу 6 табл. 8.1 [1].
2) Используя типовой технологический маршрут [2], определяем предварительно порядок и наименование операций по обработке поверхностей детали “Вал промежуточный”. Полученные данные заносим в табл. 8.2.
3) Анализируем предварительный маршрут на предмет целесообразности перестановки, объединения, разделения или замены операций.
Учитывая серийный тип производства, объединяем в одну операцию фрезерование торцов 1 , 18 и сверление центровых отверстий 19, 20 , полагая, что они будут выполняться на фрезерно-центровальном станке.
Операции получистового и чистового точения объединим в одну для каждого конца вала.
4) С учетом этих изменений формируем окончательный вариант технологического маршрута, который представлен в табл. 8.3.
Таблица 8.2
Предварительный маршрут обработки детали “Вал промежуточный”
№ п/п | Операция | Обрабатываемые поверхности |
Фрезерование торцов Сверление центровых отверстий Черновое точение правого конца Черновое точение левого конца Получистовое точение правого конца Получистовое точение левого конца Чистовое точение правого конца Чистовое точение левого конца Фрезерование шпоночного паза Зубофрезерование Снятие фасок Шевингование Термообработка закалка Зачистка центровых отверстий Получистовое шлифование правого конца Получистовое шлифование левого конца Чистовое шлифование правого конца Чистовое шлифование левого конца Шлифование зубьев | 1,18 19,20 10,11,13,14,15,16,17 4,5,6,7,8,9,21 11,15,17 4,5,6,8 15,17 4,6,8 2,3 19,20 4,6 |
Таблица 8.3.
Окончательный маршрут обработки детали “Вал промежуточный”
№ п/п | Наименование операции | Содержание операции |
Фрезерно-центровальная Токарная Токарная Токарная Токарная Фрезерная Зубофрезерная Зубофасочная | Фрезерование торцов 1,18. Сверление центровых отверстий 19,20 Черновое точение пов. 10,11,13–17 Черновое точение пов. 4–9, 21 Получистовое и чистовое точение пов. 11, 15, 17 Получистовое и чистовое точение пов. 4-6, 8 Фрезерование шпоночного паза пов. 2,3 Фрезерование зубьев 12 Снятие фасок 12 |
Продолжение табл. 8.3