Географическое положение и ресурсы
В данном параграфе мы рассмотрим физико-географическое, экономико-географическое и геополитическое положение РК, ее природные условия и полезные ископаемые. Данный параграф составлен на основе материалов «Country Studies»[8] (география), официальных сайтов крупных городов Кореи, атласа Корейской Корпорации по добыче полезных ископаемых. [9]
Физико-географическое положение Кореи характеризуется следующим:
1. Корея находится в южной части корейского полуострова на юго-восточной оконечности Евразии. Таким образом по суше Южная Корея граничит только с Северной Кореей, морские же границы имеет с Японией - растояние 200 км (на востоке глубокое Восточное/Японское море) и Китаем - расстояние 400 км (на западе мелкое Желтое море). Также близким соседом по морю является Россия - расстояние 500 км. К югу от полуострова находятся тихоокеанские островные государства: Тайвань - расстояние более 1000 км, Филиппины.
2. Площадь Кореи составляет около 100 000 км2 - примерно 450 км с севера на юг (34-38 параллели) и около 300 - с запада на восток (126-129 меридианы). Протяженность береговой линии более 1500 км. Она сильно изрезана, особенно на южном и западном побережье.
3. Ландшафт в основном гористый, горы занимают до 70% территории, оставшиеся 30% равнин расположены в основном вдоль западного побережья и по берегам рек. Обширных равнин нет. В Корее 3 крупных реки, которые проходят по ее территории, а затем впадают в море: Нактонг – длиной 421 км, Хан – длиной 514 км и Кум – длиной 401 км. Реки обычно широкие и неглубокие, уровень воды значительно меняется в зависимости от сезона. Корейский полуостров геологически стабилен, в отличие от соседних Японии или северных районов Китая. В течение веков обитатели Кореи вырубили большую часть древних лесов, кроме некоторых труднодоступных горных районов. Исчезновение лесов было основной причиной эрозии почвы и наводнений. После успешно проведенной программы по восстановлению лесов и прекращению использования дров в качестве топлива с 1960-х гг., холмы снова покрылись лесом.
4. Климат – муссонный, умеренный, с четырьмя четко выраженными сезонами: сухая прохладная зима (– 5 – 10) , мягкие осень и весна, жаркое влажное лето с сезоном дождей. Около двух третьих годовых осадков выпадает в июле-сентябре, часто в этот период случаются наводнения. Обычно осадков выпадает достаточно для земледелия (на большей части территории – более 100 см в год). Тем не менее, примерно раз в восемь лет случаются серьезные засухи, особенно в южных рисоводческих районах.
5. Почвы - в горных поясах горно-подзолистые и выше горно-луговые (практически не используются). По мере продвижения к югу появляются красноземы (малоплодородные и лишь в начальный период использования) и далее на юге - желтоземы (более плодородные, но также быстро теряющие плодородие при использовании).
Вследствие такого физико-географическое положения и исторических факторов Корея имеет следующее экономико-географическое положение:
1. Несколько крупных городов и регионов вокруг них включают почти все население Кореи. Эти города: Сеул и Инчон, Пусан и Ульсан, Тэгу, Тэджон, Кванчжу.
Сеул[10]и Инчон[11]
- Столица Кореи – Сеул, стоит на реке Хан; город находится примерно посередине Корейского полуострова, и менее чем в 100 километрах от границы с Северной Кореей. Население Сеула составляет 10,5 миллионов человек (почти четверть всего населения страны), также в городе проживает около 250 тысяч иностранцев. Во всемирном рейтинге конкурентоспособности городов Сеул занимает девятое место (2010 г.)
- Инчон – город-спутник Сеула, расположен на побережье Желтого моря; население составляет 2,6 млн человек. В Инчоне находится международный аэропорт (который несколько лет подряд вплоть до 2009 г. называли лучшим в мире). Аэропорт Инчона является важным транспортным узлом в северо-восточной Азии. Также в Инчоне находится международный морской порт. В последние несколько лет в Инчоне создается свободная экономическая зона, включающая кроме морского и воздушного портов зону высокотехнологичного производства и международный финансовый центр.
Пусан и Ульсан
- Пусан[12] – находится на юго-восточной оконечности полуострова; это второй по численности населения город в Корее (3,7 млн человек). В Пусане находится главный морской порт Кореи, соединяющий Тихий океан и Евразию. Он является пятым по величине контейнерным портом в мире (2010 г.), и может обработать более 100 млн тон груза в год. В связи с ростом грузооборота строится новый порт дополнительно к существующему, окончание строительства ожидается в 2015 г.
- Ульсан[13] - чуть севернее Пусана - крупнейший промышленный город страны с населением 1,2 млн. человек. Является центром тяжелого машиностроения (крупнейший автомобильный завод “Хёндэ”), кораблестроения (судоверфь “Хёндэ”), нефтепереработки (один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих заводов SK Energy).
Тэгу[14]– находится на юго-востоке Кореи, недалеко от Пусана. Население составляет 2,5 млн человек. В городе расположены индустриальные комплексы, ориентированные на наукоемкое производство (в т.ч. высокотехнологичный медицинский комплекс), металлургические предприятия и машиностроение.
Тэджон[15] – пятый по численности населения город (1,5 млн человек), находится в центре Кореи на пересечении двух скоростных автомагистралей (Кёнбу и Хонам) и железной дороги Сеул - Пусан. Вследствии этого является крупным транспортным узлом. В городе находится национальный институт атомных исследований, множество научно-исследовательских центров Samsung, LG, Korea University of Science and Technology.
Кванчжу - город на юго-западе корейского полуострова с населением 1,5 млн. человек. Центр аграрного района и текстильной промышленности.
Население распределено по территории Кореи неравномерно: в столичном регионе (г. Сеул, провинция Кёнги, располагающаяся вокруг Сеула и г. Инчон) компактно проживает 48,2% населения страны. А в самоуправляемых городах (Сеул, Пусан, Тэгу, Инчон, Кванджу, Тэджон, Ульсан) проживает 47,1% населения. Доля населения, проживающего в остальных восьми провинциях Кореи, находится в пределах от 1,1 до 6,5% в каждой провинции. [16]
2. Транспортная сеть представлена в основном автодорогами (в направлении восток-запад почти исключительно ими) и железными дорогами - в основном в направлении север-юг и частично западное побережье - из-за горных хребтов, ограждающих восточную часть Кореи.
Ископаемые ресурсы Южной Кореи:
Несмотря на то, что ресурсы весьма разнообразны (до 330 наименований полезных ископаемых), большинство из них представлено в незначительном количестве. По данным Корейской Корпорации по добыче полезных ископаемых[17], в 2002 г. велась добыча 20 наименований минералов, 6 из которых были металлическими. Всего работающих шахт было 502. В течение последних двадцати лет наблюдалось уменьшение количества работников (с 13719 в 1985 г. до 4325 в 2000 г.), в связи с уменьшением количества шахт, но общий объем выработки возрастал. Корея известна своими месторождениями графита и аметистов. Также значительны масштабы добычи камня для строительства, изготовления цемента. В настоящее время доля неметаллических ископаемых составляет 73 % от всей добычи. Однако, в условиях высокого уровня индустриализации увеличивается импорт минералов высокой очистки. Таблица 1.2. наглядно иллюстрирует зависимость Кореи от импорта полезных ископаемых:
Таблица 1.2.