Диалоговые технологии. Групповые дискуссии, учебные диспуты, особенности их организации в разных типах учебно-воспитательных учреждений
Формы диалоговой технологии.
Среди диалоговых технологий выделяют:
проблемно-поисковые диалоги,
дидактические игры,
учебные дискуссии,
эвристические беседы,
анализ конкретных ситуаций.
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом случае, в дискуссионном уроке должен присутствовать характерный признак - конфликт, при котором каждый участник защищает свою позицию. Следует отметить, что дискуссионные занятия чаще всего используются именно при преподавании истории.
В целом на этапе подготовки урока-дискуссии основная роль учителя заключается в консультировании школьников. Начинается дискуссия с вводного слова учителя, в котором он формулирует основную проблему занятия, обосновывает ее, а также определяет регламент выступления участников, объясняет правила проведения дискуссии. Затем проходит обсуждение задания в группах и выступления участников дискуссии. При этом эффективность и успешность обсуждения целиком зависят от учителя. В ходе дискуссии его поведение должно быть корректно, то есть преподавателю лучше не прерывать выступающих и вмешиваться в ход обсуждения только в том случае, если ученик отвечает не по существу. В то же время учитель должен направлять рассуждения школьников к правильным выводам, подталкивать их к формированию общей позиции по рассматриваемому вопросу, а для этого ему необходимо отсекать избыточную информацию в выступлениях учащихся, тем самым группируя важные выводы и сближая точки зрения дискутирующих.
Преимущества групповой дискуссии
1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы.
2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставлен-ным проблемам и вопросам.
3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения.
Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий
1. обучение участников анализу реальных ситуации;
2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;
3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второс-тепенного;
4. учит преодолевать приверженность старым образцам;
5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;
6. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.
Технология дифференциации обучения, особенности организации групповой работы на уроке. Индивидуализация обучения, организационно-педагогические условия её эффективности. Работа с одарёнными детьми как важнейшее направление «Нашей новой школы».
Дифференцированное обучение (дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени) – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа)
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
· обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
· приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника.
При построении групповой работы детей необходимо учитывать:
· Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.
· Обязателен разбор ошибок совместной работы.
· Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
· Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
· Оценивать необходимо общую работу группы;
Индивидуализация обучения– это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
Основные цели индивидуализированного обучения:
• сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);
• содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;
• формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;
• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Общие принципы индивидуализации обучения:
• индивидуализация есть стратегия процесса обучения;
• индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;
• использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;
• интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;
• учение в индивидуальном темпе, стиле;
• предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
Очень важно сформировать у ребенка здоровое самоощущение своего места в мире. Для решения этой задачи необходимо при реализации индивидуального подхода исходить из следующих правил:
- к ученику нужно относиться с уважением, постоянно подчеркивая его самоценность;
- поощрять интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- формировать у ребенка положительную оценку доброты, честности, дружелюбия, сопереживания, терпения как к другим, так и к себе;
- критический анализ действительности и самого ребенка давать только с позитивных позиций, с желанием помочь исправить ситуацию;
- развивать привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- формировать навыки общения в самых различных условиях и с разными людьми.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" была предложена Президентом России Дмитрием Медведевым в ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. В марте 2009 года на сайте Минобрнауки России был опубликован проект образовательной инициативы. В течение почти трёх месяцев в обсуждении проекта приняли участие десятки тысяч человек, замечания и предложения которых были учтены в итоговом варианте инициативы.
Одним из пяти ведущих направлений "Нашей новой школы" является система поддержки талантливых детей. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Цель Центра поддержки и развития одаренных детей и молодежи – выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Главным результатом реализации Программы должно стать создание условий для развития талантливых детей и молодежи, а также:
- создание банка данных об одаренных детях и молодежи округа;
- оказание адресной поддержки одаренным детям и молодежи, а также преподавателям, работающим с ними;
- достижение качественно нового уровня индивидуализации образования одаренных учащихся;
- расширение возможностей для проектной и исследовательской работы одаренных учащихся с целью дальнейшего развития их креативности и достижения социальной успешности в обществе;
- методическая и информационная поддержка родителей в вопросах определения и развития способностей их детей;
- реализация принципа партнерства на основе привлечения представителей высшей школы, специалистов научно-методических учреждений и различных ведомств, призванных обеспечить поддержку талантливых детей и молодежи;
- создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми и молодежью в округе, в том числе в средствах массовой информации.