Определение потребной мощности тормозных средств
Суммарная мощность тормозных средств на спускной части сортировочных горок повышенной, большой и средней мощностей Hт должна обеспечивать остановку очень хорошего бегуна весом 100 тс и основным удельным сопротивлением w0 = 0,5 кгс/тс при благоприятных условиях скатывания в конце пучковой тормозной позиции. При этом используется мощность одного замедлителя первой тормозной позиции и вся наличная мощность замедлителей второй тормозной позиции.
Рис. 4.7. Схема для определения мощности тормозных средств
Минимальная мощность тормозных средств по маршруту скатывания вагона (из числа ОХ) от условной вершины горки до первой разделительной стрелки пучка определяется по формуле (рис. 4.7).
Hтmin = Hг + ho – hwох – hпр, (4.27)
где Hг – высота сортировочной горки, м. эн. в.;
ho – удельная энергия, соответствующая скорости роспуска 2,5 м/c;
hwох – работа сил сопротивления, преодолеваемая ОХ в благоприятных условиях на участке от УВГ до конца последнего замедлителя пучковой тормозной позиции, м. эн. в.;
hпр – профильная высота участка от конца последнего замедлителя пучковой тормозной позиции до расчетной точки, м. эн. в.
Удельная энергия, соответствующая скорости роспуска,
. (4.28)
Работа сил сопротивления, преодолеваемая ОХ в благоприятных условиях на участке от УВГ до конца последнего замедлителя пучковой тормозной позиции,
, (4.29)
где – основное удельное сопротивление бегуна ОХ (принимается 0,5 кгс/тс);
– удельное сопротивление от воздушной среды и ветра движению четырехосного вагона весом 100 тс при попутном расчетном ветре;
lAB – расстояние от условной вершины горки до конца второй тормозной позиции;
V2тп – среднее значение скорости движения ОХ на указанном участке;
n2тп – число стрелочных переводов на маршруте следования отцепа от УВГ до второй тормозной позиции;
a2тп – сумма углов поворота на данном участке.
Профильная высота участка от конца последнего замедлителя пучковой тормозной позиции до расчетной точки, м
, (4.30)
где iстр – крутизна уклона стрелочной зоны, ‰;
lстр – расстояние от конца второй тормозной позиции до предельного столбика стрелочного перевода, ведущего на легкий путь, м;
iсп – средняя крутизна уклона начальной части путей сортировочного парка до расчетной точки по проекту, ‰;
Dlсп – расстояние от предельного столбика стрелочного перевода, ведущего на легкий путь, до расчетной точки.
Торможение нажимными замедлителями отцепов, состоящих из нескольких вагонов с сильно различающимися уровнями нагрузок (например, принадлежащими к разным весовым категориям), является достаточно сложной операцией. В этих условиях торможение всех вагонов такого отцепа на высокой ступени нажатия может вызвать выжимание колес легковесного вагона, а на низкой – выход отцепа с недопустимо высокой скоростью. Последний исход может быть предупрежден увеличением расчетной мощности тормозных позиций спускной части горки.
В связи с этим суммарную потребную мощность тормозных позиций спускной части горки необходимо определять по формуле
Hт = kу·Hтmin, (4.31)
где kу – коэффициент увеличения потребной расчетной мощности тормозных позиций спускной части горки, вызываемый требованиями совместного интервального и прицельного торможения, безопасной сортировки вагонов при занятии участка между пучковой и парковой тормозными позициями, компенсации погрешности регулирования скорости скатывания вагонов и обеспечения живучести технологической системы этого регулирования. Значение kу может быть принято 1,20 – 1,25 при двух тормозных позициях и 1,15 – 1,20 при одной тормозной позиции в пределах спускной части горки.
Суммарная наличная мощность тормозных средств горок малой мощности с числом тормозных позиций 1–2 (включая парковую тормозную позицию) должна обеспечивать при благоприятных условиях скатывания остановку 4-осного вагона весом 100 тс и сопротивлением 0,5 кгс/тс на парковой тормозной позиции.
Характеристики замедлителей приведены в приложении П.7.