Бесконтактные уплотнения
Щелевое уплотнение – наиболее распространенный тип бесконтактного уплотнения ЦБН. Это уплотнение располагается во входной части насоса, между его корпусом и РК и служит для уменьшения давления из зоны высокого давления в зону низкого.
Самый большой недостаток бесконтактных уплотнений – невозможность 100% герметизации.
К бесконтактным уплотнениям ЦБН относятся щелевые, лабиринтные и динамические уплотнения.
Зависимость объема утечек, КПД и перерасхода электроэнергии от состояния зазоров и уплотнений РК МН
Марка насоса | Мощность электродвигателя, кВт | Зазор в уплотнениях, мм | Объему утечек, м3/ч | Снижение КПД, % | Перерасход электроэнергии, кВт/ч |
НМ 1250-260 | 0.3 0.4 0.915 1.52 | 78.3 224.6 401.7 | |||
НМ 2500-230 | 0.3 0.4 0.915 1.52 | 435.7 | 2.2 3.2 17.4 | ||
НМ 3600-230 | 0.3 0.4 0.915 1.52 | 50.8 78.5 | 1.4 2.2 6.1 11.4 | 152.5 | |
НМ 7000-210 | 0.3 0.4 0.915 1.52 | 74.4 107.2 317.4 576.5 | 1.1 1.5 4.5 8.2 | ||
НМ 10000-210 | 0.3 0.4 0.915 1.52 | 88.4 113.7 625.6 | 0.9 1.1 3.4 6.3 |
Классификация центробежных насосов
1. Холодные – температура перекачиваемых продуктов до 220 градусов;
Горячие – температура перекачиваемых продуктов от 220 до 400 градусов;
2. Низконапорные (до 10 м) – давление до 0.1 МПа;
Средненапорные (до 70 м) – давление до 0.7 МПа;
Высоконапорные (более 70) – давление более 0.7 МПа;
3. Малой подачи – до 100 м3/ч;
Средней подачи – от 100 до 1000 м3/ч;
Большой подачи – свыше 1000 м3/ч;
4. Одноступенчатые, многоступенчатые, секционные;
5. Однопоточные, двухпоточные, многопоточные;
6. Тихоходные, нормальные, быстроходные;
7. Горизонтальные, вертикальные;
8. По расположению рабочих органов и конструкции опор:
· Консольные;
· Моноблочные с боковым, двусторонним и осевым подводом;
9. По условиям всасывания:
· Самовсасывающие;
· С предвключенной ступенью;
· С предвключенным колесом;
10. Стационарные и передвижные.
Насосный агрегат Ш 40-4-19,5/4:
Ш – шестеренчатый;
40-4 – обозначение по ГОСТ;
19.5 – подача;
4 – давление на выходе (кгс/см2).
Насосный агрегат 12НА-9х4:
12 – минимальный диаметр обсадной колонный уменьшенный в 25 раз, доведен до целого числа;
НА – нефтяной, артезианский;
9 – коэффициент быстроходности уменьшенный в 10 раз, доведен до целого числа;
4 – количество ступеней.
Нефтяные магистральные насосы типа НМ
Спиральные, центробежные горизонтальные с двусторонним подводом жидкости к рабочему колесу и двухзавитковым спиральным отводом жидкости от колеса.
Эти насосы разработаны специально для нефтяной промышленности и предназначены для транспортировки нефти и нефтепродуктов от -5 до +80 градусов.
Корпус насоса выполнен из стали 25Л-11 и рассчитан на предельное рабочее давление до 7.4 МПа.
Ротор насоса состоит:
1. Вал;
2. Рабочее колесо;
3. Распорные втулки;
4. Импеллерные втулки;
5. Крепежные детали.
Соединение насосов с электродвигателями может быть с помощью:
1. С промежуточным валом;
2. Без промежуточного вала.
Конструкцией насосов предусмотрены места для установки приборов дистанционного контроля температуры подшипников, утечек жидкости через концевые уплотнения ротора, температуры перекачиваемой жидкости, давления на входе и выходе насоса, датчик осевого смещения и вибрации.
НА укомплектованы средствами автоматики и КИП, которые обеспечивают дистанционный пуск, установку, контроль параметров, предупредительную аварийную сигнализацию и блокировку при аварийных режимах.
Насосы типа НПВ (насос подпорный вертикальный)
Устанавливаются на головных НПС с резервуарным парком.
Это центробежные спиральные, вертикальные, одноступенчатые с РК с двусторонним симметричным подводом жидкости. Предназначены для перекачки нефти из резервуаров к МНА и создания определенного кавитационного запаса необходимого для их работы.
Входной патрубок насоса расположен в стакане, напорный патрубок в напорной крышке. Они направлены в противоположные стороны. Присоединение входного патрубка – сварное, а напорного – фланцевое.
Для расширения области применения насосов НПВ при постоянной частоте вращения допускается изменение подачи и напора в пределах полей: за счет обточки РК по наружному диаметру. Нижняя граница полей соответствует 10% обточки наружного диаметра РК.
Насосы комплектуются асинхронными двигателями, соединенные с насосом, муфтами, комплектом автоматики, КИП, фундаментными шпильками и установочными винтами. Предусмотрены места первичных датчиков автоматического контроля и управления.
Состоят из выемной части и наружного аппарата, представляющего собой металлический стакан с приваренными к нему входным и выходным патрубками.
Фланцевые соединения позволяют выполнять сборку и разборку насоса без отсоединения насоса от трубопровода.
Заглубление входного патрубка – 1.5 м.
Выемная часть насоса состоит из ротора, подшипников, акций, крышки, фонарь под электродвигатель, муфты (упругая втулочно-пальцевая).
Одноступенчатый РК с двусторонним подводом жидкости, симметричный направляющий аппарат и предвключенным колеса.
НПВ 5000/120
НПВ – насос подпорный вертикальный;
5000 – подача;
120 – напор.
Назначение – для подачи нефти к магистральным насосам и создания необходимого для их работы кавитационного запаса.
Допустимый кавитационный запас данного насоса – 4.8 м.
Параметры перекачиваемой нефти:
1. Температура нефти: от -5 до +80 градусов Цельсия;
2. Кинематическая вязкость: 1∙10-4 м2/с;
3. Плотность: 830 – 900 кг/м3;
4. Содержание механических примесей: до 0.06%;
5. Частота вращения: 1500 об/мин;
6. Мощность электродвигателя: 1923 кВт;
7. Условия работы: от -50 до +50 градусов Цельсия;
8. Размещение: на открытых площадках.
Вес ротора и осевые нагрузки воспринимает узел РУП.
Насос типа «Варингтон» (вертикальный подпорный)
Состоит из выемной части и невыемной части.
Выемная часть состоит из: вала, напорной нагнетательной головки.
Применяется для откачки нефти из резервуаров и емкостей. Двойная спираль корпуса разработана для эффективного преобразования скорости в давление.
РК I ступени закрытого типа (2-х сторонний подвод) устанавливается на валу и удерживается в осевом положении уплотнительными кольцами.
РК II второй ступени одностороннего всасывания. Верхняя часть корпуса насоса содержит направляющие пластины потока. Пластины так же поддерживают корпус подшипника.
Осевое усилие воспринимается упорным подшипником, смонтированным в контейнере, закрепленном к нагнетательной головке. Упорный подшипник смазывается маслом.
Для поддержания масла нужной температуры часть откачиваемой жидкости пропускается через камеру подшипника. При низкой температуре масло подогревается с помощью электрического устройства. Подшипник линии смазываются консистентной смазкой. Подшипники корпуса смазываются перекачиваемой жидкостью.
Резервуар всасывания устанавливается на фундаменте, оснащен патрубком к которому приваривается всасывающий трубопровод. Уплотнение между резервуаром и всасывающей головкой – резиновый шнур.