Частотно-регулируемый привод
Частотно-регулируемый привод (частотно-управляемый привод, ЧУП, Variable Frequency Drive, VFD) — система управления частотой вращения ротора асинхронного (или синхронного) электродвигателя. Состоит из собственно электродвигателя и частотного преобразователя.
Частотный преобразователь (преобразователь частоты) — это устройство состоящее из выпрямителя (моста постоянного тока), преобразующего переменный ток промышленной частоты в постоянный, и инвертора (преобразователя) (иногда с ШИМ), преобразующего постоянный ток в переменный требуемых частоты и амплитуды. Выходные тиристоры (GTO) илитранзисторы IGBT обеспечивают необходимый ток для питания электродвигателя. Для исключения перегрузки преобразователя при большой длине фидера между преобразователем и фидером ставят дроссели, а для уменьшения электромагнитных помех —EMC-фильтр.
При скалярном управлении формируются гармонические токи фаз двигателя. Векторное управление — метод управления синхронными и асинхронными двигателями, не только формирующим гармонические токи (напряжения) фаз, но и обеспечивающим управление магнитным потоком ротора (моментом на валу двигателя).
Принципы построения частотного преобразователя[
С непосредственной связью[
В преобразователях с непосредственной связью частотный преобразователь представляет собой управляемыйвыпрямитель. Система управления поочерёдно отпирает группы тиристоров и подключает статорные обмотки двигателя к питающей сети. Таким образом, выходное напряжение преобразователя формируется из «вырезанных» участков синусоид входного напряжения. Частота выходного напряжения не может быть равна или выше частоты питающей сети. Она находится в диапазоне от 0 до 30 Гц. Как следствие — малый диапазон управления частотой вращения двигателя (не более 1 : 10). Это ограничение не позволяет применять такие преобразователи в современных частотно регулируемых приводах с широким диапазоном регулирования технологических параметров.
Использование незапираемых тиристоров требует относительно сложных систем управления, которые увеличивают стоимость преобразователя. «Резаная» синусоида на выходе преобразователя с непосредственной связью является источником высших гармоник, которые вызывают дополнительные потери в электрическом двигателе, перегрев электрической машины, снижение момента, очень сильные помехи в питающей сети. Применение компенсирующих устройств приводит к повышению стоимости, массы, габаритов, понижению КПД системы в целом.
С явно выраженным промежуточным звеном постоянного тока[
Наиболее широкое применение в современных частотно-регулируемых приводах находят преобразователи с явно выраженным звеном постоянного тока. В преобразователях этого класса используется двойное преобразование электрической энергии: входное синусоидальное напряжение выпрямляется в выпрямителе, фильтруется фильтром, а затем вновь преобразуется инвертором в переменное напряжение изменяемой частоты и амплитуды. Двойное преобразование энергии приводит к снижению КПД и к некоторому ухудшению массо-габаритных показателей по отношению к преобразователям с непосредственной связью.
Применение ЧРП[
ЧРП применяются в:
· судовом электроприводе большой мощности
· прокатных станах (синхронная работа клетей)
· высокооборотном приводе вакуумных турбомолекулярных насосов (до 100 000 об/мин.)
· конвейерных системах
· резательных автоматах
· станках с ЧПУ — синхронизация движения сразу нескольких осей (до 32 — например в полиграфическом или упаковывающем оборудовании) (сервоприводы)
· автоматически открывающихся дверях
· мешалках, насосах, вентиляторах, компрессорах
· стиральных машинах
· бытовых инверторных сплит-системах
· на электротранспорте: электровозах, электропоездах, трамваях и троллейбусах
· в текстильной промышленности (для поддержания постоянной скорости и натяжения ткани между различными узлами машины)
· в системах позиционирования
· в системах пневмопочты (для плавного старта и торможения капсулы, например, с пробами крови в медицинских учреждениях)
Наибольший экономический эффект даёт применение ЧРП в системах вентиляции, кондиционирования и водоснабжения, где применение ЧРП стало фактически стандартом.[источник не указан 1460 дней]
Преимущества применения ЧРП[
· Высокая точность регулирования
· Экономия электроэнергии в случае переменной нагрузки (то есть работы эл. двигателя с неполной нагрузкой)
· Равный максимальному пусковой момент
· Возможность удалённой диагностики привода по промышленной сети
· Распознавание выпадения фазы для входной и выходной цепей
· Учёт моточасов
· Повышенный ресурс оборудования
· Уменьшение гидравлического сопротивления трубопровода из-за отсутствия регулирующего клапана
· Плавный пуск двигателя, что значительно уменьшает его износ
· ЧРП как правило содержит в себе ПИД-регулятор и может подключаться напрямую к датчику регулируемой величины (например, давления).
· Управляемое торможение и автоматический перезапуск при пропадании сетевого напряжения
· Подхват вращающегося электродвигателя
· Стабилизация скорости вращения при изменении нагрузки
· Значительное снижение акустического шума электродвигателя, (при использовании функции «Мягкая ШИМ»)
· Дополнительная экономия электроэнергии от оптимизации возбуждения эл. двигателя
· Позволяют заменить собой автоматический выключатель