Компетентностного подхода
Самостоятельная работа традиционно является одной из важнейших составляющих учебного процесса в вузе, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, формирование интереса к творческой работе и, в конечном итоге, способности решать задачи, непосредственно связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Общие проблемы организации самостоятельной работы разрабатывалась в отечественной дидактике Б. П. Есиповым, В. И. Загвязинским, А. С. Лындой, П. И. Пидкасистым, М. Н. Скаткиным, В. П. Стрезикозиным, А. В. Усовой и др. В данных исследованиях выявлена многоаспектность самостоятельной работы как вида познавательной деятельности, средства обучения, специфической
формы учебного и научного познания.
Исследованию особенностей организации самостоятельной работы в высшей школе посвящены работы М. Г. Гарунова, Т. В. Оленьковой, И. М. Плагова, В. С. Почекаенкова, Н. А. Прохоровой, Л. Н. Разумовой, В. А. Сластенина, Н. В. Сметаниной. Е. Н. Трущенко и др. Анализ работ данных авторов позволяет определить самостоятельную работу как традиционную форму организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которого у студентов происходят сложные изменения на деятельностном, коммуникативном, когнитивном и эмоциональном уровнях. В частности, И. А. Зимняя рассматривает самостоятельную работу как целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины, личной ответственности и сформированной способности к самоорганизации учебной деятельности.
На современном этапе развития отечественного высшего образования приоритетной является тенденция, обозначенная Советом Европы и связанная с изменением образовательной парадигмы «от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни». В рамках этой парадигмы целью высшего образования является подготовка компетентного специалиста, владеющего способами самостоятельного пополнения знаний по избранной специальности
и готового к встрече с непредвиденными ситуациями в профессиональной деятельности.
Ориентация высшей школы на компетентностную модель профессиональной подготовки обусловлена качественными преобразованиями характера и содержания труда, что инициирует изменение роли самостоятельной работы в процессе обучения студентов в целях обеспечения профессионального мышления, мобильности и адаптивности будущих специалистов. Ее следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, выполнение которой требует от студентов достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания, способствующий планомерному переходу от учения к профессиональной деятельности.
Анализ традиционной организации самостоятельной работы студентов в вузе, несмотря на ее достаточную методическую проработанность, позволяет в качестве основного противоречия выделить несоответствие организации и содержания самостоятельной работы индивидуальным особенностям студентов, пренебрежение к их личному образовательному опыту, что влечет за собой формальное отношение к учению, отсутствие интереса к изучаемой дисциплине, слабую мотивацию учения, боязнь неудач, общую интеллектуальную пассивность, отсутствие стремлений к самообразованию,
саморазвитию.
Реализации самостоятельной работы студентов в высшей школе на основе компетентностного подхода предоставляет возможности личностного включения студента в освоение профессиональной деятельности как в процесс формирования таких профессионально значимых качеств, как: интеллектуальность, ответственность, креативность, коммуникативность, информационная культура, способность к самообразованию. Тем самым достигается не только простое воспроизводство уже известного социального опыта, но и его обогащение за счет творческого развития личности будущего специалиста.
Решение этих задач невозможно без активизации самостоятельной работы студентов. Не случайно в современных зарубежных высших учебных заведениях соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, составляет 1:3,5. При этом самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой – как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Как указывает Е. Н. Трущенко, организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода обеспечивает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов при соблюдении комплекса педагогических условий, среди которых наиболее значимыми являются:
- обеспечение мотивационно-ценностного отношения студентов к самостоятельной работе посредством развития их внутренней, внешней и процессуальной мотивации;
- проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, решение которых позволяет осуществить планомерный переход от учебной деятельности студента к профессиональной деятельности будущего специалиста;
- методическое оснащение самоорганизации учебной деятельности студентов с использованием возможностей телекоммуникационных технологий;
- обеспечение контроля за самостоятельной работой студентов на основе мониторинга процесса профессионального становления личности будущего специалиста.
Эти условия дополнены в исследовании Н. А. Прохоровой
необходимостью систематической оценки и самооценки информационно-познавательных компетенций; индивидуализацей не только в организации самостоятельных работ, но и в стимулировании саморазвития компетенций студентов (их мотивации, самоорганизации,
коррекции, самооценки); предоставлением возможности к самоопределению в выборе тем, методов, форм, направлений самостоятельной работы; интегрированный и преимущественно творческий
характер содержания заданий для самостоятельной работы; компетентное научно-методическое сопровождение и информационное обеспечение самостоятельной деятельности и т. д.
В основу самоорганизации учебной деятельности студента в условиях реализации компетентностного подхода положен ряд принципов, наиболее значимыми из которых являются принцип прообраза будущей профессиональной деятельности, а также принцип равновесие ролевого и автономного поведения обучающегося. Рассматриваемые принципы позволяют оперативно оценивать степень реализации заданной цели и проводить экспресс-корректировку целей и задач обучения и воспитания каждого студента в соответствии с его потребностями и определенным качеством усвоенных им
знаний.
Под технологическим подходом к организации самостоятельной работы студентов мы будем понимать целенаправленный и личностно ориентированный процесс субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, в ходе которого преподаватель, используя различные виды и формы заданий для самостоятельной работы, через систему различных способов и приемов планирования, осуществления и контроля учеб-но-познавательной деятельности учитывает мотивационно-ценностные отношения и повышает
уровень готовности студентов к самостоятельной работе.
Интеграция указанных условий и принципов реализуется в многообразие форм и видов организации самостоятельной деятельности студентов в современном вузе.
В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за результатами, самостоятельная работа студентов подразделяется на следующие виды:
1) самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий), которая включает в себя выполнение самостоятельных, контрольных и лабораторных работ, решение задач, защиту выполненных работ, рефератов, учебных проектов, доклады, дискуссии, дидактические игры и т. д.;
2) самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, собеседований, коллоквиумов, зачетов и экзаменов;
3) внеаудиторную самостоятельную работу как планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу студентов, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Реализация потенциала самостоятельной работы в формировании познавательной самостоятельности происходит при условии ее рациональной организации, которая предусматривает планирование всех составляющих элементов самостоятельной работы, начиная с целей и заканчивая видами контроля за ее результатами; методическое обеспечение, включающее совокупность методов, средств и форм, адекватных содержанию самостоятельной работы; оценку и контроль, позволяющие говорить о достижении намеченных
результатов самостоятельной работы.
Под технологией организации самостоятельной работы студентовпонимается целенаправленный и личностно ориентированный процесс субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, в ходе которого преподаватель, используя различные виды и формы заданий для самостоятельной работы, через систему различных способов и приемов планирования, осуществления и контроля учебно-познавательной деятельности учитывает мотивационно-ценностные отношения, их академическое развитие и повышает уровень готовности студентов к самостоятельной работе.
Технология организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности. Технология включает в себя два блока: содержательный и процессуальный, каждый из которых состоит из смысловых компонентов системы, таких как мотивационно-ценностный, содержательно-информационный, организационный, инструментальный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный. Особое значение играет диагностический компонент, т. к. самостоятельная работа напрямую связана с наличием у студентов учебно-познавательных затруднений.
Если говорить о технологической стороне, то в организации самостоятельной работы студентов на современном этапе с учетом позиций компетентностного подхода выделяют следующие составляющие:
1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др. Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
2. Технология отбора содержания самостоятельной работы студентов. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).
Формирование содержания самостоятельной работы включает в себя:
· определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;
· определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу;
· отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения;
· определение форм и методов контроля за выполнением самостоятельных заданий студентами;
· разработку критериев оценки результатов внеаудиторной работы самостоятельной работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
4. Технология организации контроля включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.
Технологическая схема управления процессом самостоятельной деятельности
студентов в обучении
Технология организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Методические материалы по самостоятельной работе студентов разрабатываются преподавателями, читающими учебный курс, и содержат целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, план выполнения самостоятельной работы по дисциплине, характеристику и описание заданий для самостоятельной работы, примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по каждому заданию; требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы; списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые студент может выполнять целевые виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях заданий), алгоритмы целевой деятельности студентов при выполнении полученных заданий на практических занятиях; формы контроля и др.
Руководство самостоятельной работойстудентов со стороны преподавателя реализуется через предъявление студентам заданий для самостоятельной работы; проведение консультаций по самостоятельной работе, по выполнению конкретных заданий по дисциплине, научной организации труда, по критериям оценки качества выполняемой самостоятельной работы; по целям, средствам, трудоемкости, срокам выполнения, формам контроля самостоятельной работы студентов; контроль результатов самостоятельной работы студентов.
Одним из важных условий успешной организации самостоятельной работы является поэтапное включение в нее студентов.
Первый этап приобщения студентов I курса к самостоятельной работе предполагает ознакомление с образцами действий и призван способствовать выработке положительной мотивации; общего подхода к организации самообразовательной деятельности, развитию соответствующих умений. Задачами данного этапа являются: возбуждение интереса к самостоятельной работе; обеспечение правильного понимания сущности самообразовательных умений; раскрытие приемов самообразования. Реализация целей и задач первого этапа возможна как в рамках специального курса, так и непосредственно в ходе процесса обучения – на методологических и инструктивных лекциях, семинарах-практикумах. Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы (с опорой на алгоритмические предписания, инструкции): составление структурно-логического (схематичного) конспекта с выделением в нем исходных идей, принципов, законов; написание резюме, составление плана, выписок, тезисов, аннотаций, библиографического списка
использованных источников; систематизированной картотеки прочитанных книг.
На данном этапе существенное значение имеет освоение студентами приемов учебной работы, выделенных А. К. Марковой. К ним относятся:
· приемы смысловой переработки текста;
· укрупнение учебного материала;
· выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщенных способов решения задач определенного типа;
· приемы культуры чтения и культуры слушания;
· приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты, рецензии, общие приемы работы с книгой);
· приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использовании студентами разных видов самоконтроля: поэтапная проверка своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки;
· общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическим материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке;
· приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных устных и письменных заданий.
Результатом реализации данного этапа включения студентов в самостоятельную работу является формирование у них таких ключевых компетенций, как ценностно-смысловая, учебно-познавательная и информационная, а также компетенции личностного самосовершенствования.
Задачей второго этапаявляетсяформирование у студентов умений самостоятельной работы. Данный этап направлен на мобилизацию и активизацию внутренних резервов студентов, на максимальное погружение их в работу с информацией, сознательное и целенаправленное извлечение и генерирование на ее основе субъективно новых знаний. На этом этапе студентам можно предложить подготовить сообщение, доклад, реферат и выступить с ним на семинаре, научно-практической конференции, провести исследование (наблюдение, эксперимент), разработать проект, выступить в роли консультанта или помощника преподавателя при плановом обсуждении локального вопроса, написать рецензию на студенческую
работу.
На третьем этапепроисходит совершенствование умений самостоятельной работы за счет овладения студентами творческой рефлексивной деятельностью как одного из условий развития самообразования, самореализации и самосовершенствования.
Компетентностный подход нацелен на усиление практической ориентации и инструментальной направленности образования студента в процессе самостоятельной работы. Осуществляя данный подход, можно подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям. Проектируемая на основе компетентностного подхода самостоятельная работа студентов обеспечивает качественную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, а компетенции студента играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в вузе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
3.2. Технологии организации
аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает в себя воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский, научно-исследовательский характер.
Существенную роль в формировании самостоятельной деятельности студентов играет взаимосвязь самостоятельной работы с лекционными и семинарскими занятиями.
Например, одним из путей активизации студентов на лекционном занятии является организация их самостоятельной подготовки к лекции. В дидактике известны два типа познавательной деятельности: репродуктивный и продуктивный. Соответственно им можно выделить и два рода информации: репродуцируемую и прогнозируемую. Репродуцируемая информация усваивается студентами в готовом виде. Источником ее служат книги (учебные пособия, учебники и т. д.), в которых учебный материал изложен в основном объяснительно-иллюстративно или описательно, с таким расчетом, чтобы студент мог его самостоятельно усвоить, хотя бы на уровне узнавания и воспроизведения. Задача преподавателя в этом случае сводится к методически грамотному подбору источников информации для самостоятельного чтения. Прогнозируемая информация – это информация, которая создается студентом на основе опережения ее поступления, при этом студент констатирует знания и пути их добывания в своем сознании. Для реализации перехода от репродуцируемой информации к прогнозируемой преподаватель в соответствии с принципом опережающего обучения концентрирует внимание студентов на проблемах, которые необходимо решить на очередном лекционном занятии, через систему специально разработанных опережающих заданий. Студент, выполняя задания преподавателя перед лекцией, уже знает определенный материал (владеет репродуцированной информацией) и формирует свою точку зрения на обозначенные лектором проблемы (прогнозируемая информация). Очевидно, что в такой ситуации возникает повышенная мотивация к учению, поскольку студенту интересно, какое решение проблем, обозначенных в лекции, выдвинет преподаватель и в какой мере оно соотнесется с его собственным. Студент и преподаватель на таких лекциях выступают как равные субъекты обучения; в основе их общения лежит диалог, что весьма повышает эффективность обучения на лекции.
Не менее важную роль в организации самостоятельной деятельности студентов играют семинарские занятия. Н. И. Вьюновой
выделяет несколько функций семинара как позитивного фактора формирования самостоятельной деятельности студентов:
- мотивационную – развивает интерес и осознанную необходимость в самостоятельной учебной деятельности;
- целеобразующую – способствует формированию собственных целей и задач самостоятельной деятельности;
- операциональную (технологическую) – влияет наовладение умениями и навыками осуществления самостоятельной деятельности;
- аналитическую – направляет студентов на поиск причин затруднений и осуществления самостоятельной деятельности и путей их разрешения;
- регулятивную – гармонизирует взаимодействие психологических механизмов перехода внешней деятельности во внутреннюю.
Все эти функции реализуются через многообразие форм самостоятельной работы, которые накоплены в практике организации вузовского обучения.
К основным формам самостоятельной работыотносятся подготовка к занятиям по конспектам, рекомендованной литературе и другим источникам информации; изучение рекомендованной литературы по теме или вопросу; решение индивидуальных задач и выполнение индивидуальных заданий; выполнение алгоритмизированных заданий (в том числе, работа по конспектам, учебникам и др. учебно-методическим материалам); библиографический поиск и составление списка литературы по теме исследования; написание рефератов; подготовка к контрольным мероприятиям по дисциплине; подготовка отчета по практике; выполнение курсовых работ (проекта); выполнение выпускной квалификационной работы и др.
Дополнительные формы самостоятельной работы включают в себя изучение темы по материалам Интернет; выполнение заданий на структурирование, обобщение и анализ материала; составление
планов, тезисов, глоссариев и перечней опорных понятий при самостоятельном изучении тем и подготовке к семинарским занятиям; подготовка к участию в деловой или ролевой игре; подготовка к олимпиаде или конкурсу по будущей специальности; разработка наглядных пособий, раздаточного материала для проведения занятий; самостоятельные упражнения на учебном оборудовании; рецензирование рефератов и других работ обучающихся; разработка
тестов и других видов контроля; библиографический поиск с аннотированием литературы; участие в научных исследованиях (в том числе, проведение самостоятельных экспериментов, разработка программы исследования, проведение социологического опроса, сбор и статистическая обработка данных и т. д.); подготовка научных
докладов; написание научных статей и тезисов доклада и др.
Данные формывнеаудиторной самостоятельной работы могут быть классифицированы в соответствии с решаемыми дидактическими задачами:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская
работа; использование компьютерной техники и Интернета и др.;
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
для формирования умений и профессиональных компетенций: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера и др.
Значимую роль в формировании информационных компетенций студентов играет самостоятельная работа с литературой, прежде всего, по специальности. Данный вид самостоятельной работы выполняет познавательную, обучающую и воспитывающую функции, т. е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению литературы, воспитывает самостоятельность, творчество, убежденность. Организация самостоятельной работы с профессионально ориентированной литературой является одной из сторон научной организации труда и предполагает соблюдение определенных требования как к качеству используемой профессионально ориентированной литературы, так и к методической организации процесса обучения. Первое обеспечивается тщательным отбором текстового материала, предназначенного для самостоятельного изучения. Второе включает в себя формирование системы заданий и умений самостоятельной работы со специальной литературой. Можно выделить следующие умения: умения поиска источников информации, отбор нужной информации в одном/нескольких источниках, ориентация в отобранных/рекомендуемых публикациях и др.; умения смысловой переработки информации, содержащейся в интересующих студентов печатных материалах; умения письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, реферат, конспект, аннотация и др.). Все эти умения находят отражение в современных требованиях к общекультурным компетенциям выпускника вуза, в соответствии с которыми он должен уметь обобщать, анализировать, способностью воспринимать профессиональную информацию, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; знать сущность и значение профессиональной информации в развитии современного информационного общества, владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и т. д.
В этом контексте примечателен факт принятия правительствами стран-участниц Организации экономической кооперации и развития (ОЕСД) программы PISA (Programme for International Student Assessment), которая предусматривает проведение через каждые три года мониторинга показателей грамотности студентов в этих странах. В результате исследования 2000 года по критерию грамотности чтения Россия заняла 28-е место из 32-х. При этом под грамотностью подразумевалось не элементарное умение писать и читать, а способность эффективно работать с текстом, находить в тексте информацию, заданную в явном или неявном виде, идентифицировать текст в качестве коммуникативной единицы, осмысливать,
оценивать его, выделять наиболее значимые его элементы и т. д.
Технологии самостоятельной работы с учебными текстами многообразны.
Наиболее распространенным видов записей, используемых в самостоятельной работе студентов, является конспект(от лат. conspectus – обзор) – краткое письменное изложение или краткая запись содержания первичного текста. Конспектирование есть способ переработки информации с целью последующего ее использования самим конспектирующим лицом.Овладение приемами конспектирования позволяет студентунаучиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму; выделять в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи; создавать модель проблемы (понятийную или структурную); упрощает запоминание текста, облегчает овладение специальными терминами.
В организации самостоятельной работы студентов могут быть использованы различные виды конспектов с учетом специфики их дидактических функций и технологии конспектирования. По структуре конспекты условно можно разделить на четыре типа:плановые, текстуальные, свободные, тематические.
Плановый конспектлегко составить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. При наличии навыка плановый конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Качество такого конспекта порой целиком зависит от качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу. Схематический плановый конспектсоставляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные
в вопросительной форме.
Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном, из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект– прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные конспекты целесообразно применять при изучении научных трудов, литературной критики. Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизирует внимание и память, зачастую все сводится к автоматическому переписыванию цитат.
Своеобразие свободного конспекта заключается в том, что он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.
Тематический конспектдает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект, в основе которого рассмотрение хронологической последовательности событий на фоне отражения самих событий.
По содержанию выделяют теоретические и эмпирические конспекты. При составлении теоретического конспекта конспектирующий выделяет в тексте понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста. В эмпирическом конспекте фиксируются факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.
По охвату объема первоисточника выделяют выборочное и сквозное конспектирование, по характеру деятельности студента – репродуктивное и продуктивное.
К технологическим приемам конспектирования относятсявыписки цитат, пересказ своими словами, выделение идей и теорий, критические замечания, уточнения, собственные комментарии, сравнивание позиций, реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем, описание связей и отношений, введение дополнительной информации и др.
Вне зависимости от избранного приема конспектирования в его основе лежит анализ текста. При этом могут использоваться разные виды анализа: обзорный, сравнительный, системный, проблемный, аспектный, критический, феноменологический, контент-анализ,
герменевтический, комплексный, функциональный и др.
Технология конспектирования включает следующие основные этапы:
1. Беглый просмотр текста с целью определить полноту раскрытия темы; определение характера текста (теоретический или эмпирический, т. е. основанный на опыте); выявление степени сложности по наличию новых или непонятных терминов-понятий. Такое предварительное знакомство с текстом, а также учет собственных задач помогает осознанно выбрать вид конспектирования.
2. Научно-исследовательская работа по переработке информацииначинается с повторного чтения и анализа. Анализ позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого
и выделить нужное.
3. Выделение главных мыслей текста – тезисов. Тезисом в зависимости от задач конспектирования могут быть понятие или категория и их определения, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности и т. д. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами. Цитировать принято в следующих случаях: для точной передачи мысли; для последующей ссылки на автора; для иллюстрации стиля мышления автора.
4. Организация текста конспекта.Впроцессе конспектирования целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта:стрелки, подчеркивания, линии выделение, восклицательный и вопросительный знакии т. д.Сокращению конспекта, свертыванию информации способствуют также использованиеаббревиатур,т. е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков. Таким образом,в результате особой техники переработки конспектируемого текста создается новый документ с новой логикой изложения содержания, с новыми связями, новой формой предъявления информации.