Конструкционные и технологические достоинства ПКМ
Качества, делающие ПКМ привлекательными для конструктора, можно сгруппировать по трем категориям:
- высокие механические характеристики;
- широкие возможности создания конструкций, рационально воспринимающих нагружение;
- электро- и теплофизические свойства.
Композиционным материалам присущи следующие механические показатели:
а) Высокие прочность и жесткость при малой плотности. Основные характеристики однонаправленных композитов (т.е. материалов, в которых армирующие волокна расположены в одном направлении) и наиболее применяемых металлических сплавов [39] приведены в табл.1.7.
Таблица 1.7
Свойства | ||||
Материал | плотность r , г/см3 | предел прочности на растяжение , ГПа | модуль упругости Е, ГПа | , м2/с2 |
Стеклопластик Углепластик Органопластик Боропластик Алюминиевый сплав Титановый сплав Высокопрочная сталь | 2,1 1,5 1,35 2,2 2,8 4,4 7,9 | 1,3...1,6 1,3...1,5 2,4...2,9 1,9...2,2 0,5 1,2 1,9 | 64...76 87...100 180...215 90...101 17,6 25,5 24,6 |
Как следует из таблицы, удельная прочность стеклопластиков в направлении армирования в четыре раза выше, чем у алюминиевого сплава и в два с половиной раза выше, чем у стали. Еще большие преимущества в прочности имеют угле- и боропластики. В то же время сравнительную оценку прочности ПКМ с металлическими сплавами следует проводить осмотрительно, так как свойства композитов существенно зависят от многих факторов и, в первую очередь, от расположения в них арматуры. Если, например, армирующие волокна расположить в матрице в ортогональных направлениях в равных количествах, то, очевидно, прочность такого материала будет минимум в два раза ниже, чем при однонаправленной укладке арматуры. Из этого примера следует, что не во всех конструкциях могут быть реализованы прочностные преимущества ПКМ. Для сравнения механических свойств композитов с другими конструкционными материалами целесообразнее всего оценивать их характеристики в готовом изделии (детали или узле).
Практика показывает, что применение КМ позволяет в ряде случаев повысить весовую отдачу конструкции по прочности в 1,5-2 раза по сравнению с металлами и по жесткости до 3 раз. Иллюстрацией возможностей, которые определяются высокой жесткостью композитов, является создание таких конструкций как створки грузолюка воздушно-космического аппарата, створки заднего люка самолета Ан-124, носовых обтекателей ракет, выводящих крупногабаритные объекты (рис.1.6). Из-за больших размеров и высоких требований к жесткости все эти изделия воплотить в металле было бы затруднительно.
Рис.1.6. Применение ПКМ при изготовлении жестких крупногабаритных узлов
в летательных аппаратах: а, б – створки грузолюков; в – обтекатель
б) Высокая усталостная прочность ПКМ. Этот параметр особенно важен для летательных аппаратов, так как многие элементы конструкции работают в условиях циклического нагружения. Примером реализации данного преимущества является повсеместный переход в вертолетостроении от металлических лопастей к композитным.
в) Невысокая чувствительность к концентрации напряжений и живучесть при повреждениях. Например, лопасть винта вертолета из ПКМ, поврежденная в результате попадания снаряда или осколка, остается работоспособной значительно дольше, чем ее металлический аналог.
г) Бронезащитные свойства и разрушение без осколков используются при создании бронированных конструкций, защищающих экипаж летательных аппаратов и наиболее важные узлы.
Возможность создания конструкций, материал которых имел бы отличающиеся характеристики в разных направлениях – важнейшее достоинство ПКМ.
Как правило, высокое весовое совершенство имеют конструкции, во всех точках объема которых примерно одинаковый уровень напряжений. В конструкциях из металлов равнонапряженность достигается перераспределением материала из зон с малым уровнем нагружения в более нагруженные зоны. Такое перераспределение приводит к усложнению конструктивной схемы изделия из-за введения дополнительных элементов – ребер жесткости, подкреплений, утолщений и т.п.
В отличие от металлов композиты по своей природе анизотропны. При этом параметры анизотропии могут быть заложены конструктором на этапе проектирования изделия. Варьируя этими параметрами за счет ориентации волокон арматуры в нужном направлении, можно приблизиться к равнонапряженному состоянию материала во всех направлениях и по объему изделия.
Рассмотрим реализацию этого свойства композитов на некоторых примерах. На рис.1.7,а изображен цилиндрический бак, находящийся под внутренним давлением. Если бак выполнить из металла, то напряжения в оболочке в кольцевом направлении будут приблизительно в два раза превышать осевые напряжения. Таким образом, механические возможности материала в осевом направлении будут реализованы не в полной мере.
При использовании композитов проблема равнопрочности оболочки в осевом и кольцевом направлениях довольно просто решается путем более частой укладки арматуры по окружности бака в сравнении с осевым направлением.
Специфика нагружения лопасти несущего винта вертолета (рис.1.7,б) такова, что превалирующими являются напряжения, действующие вдоль ее оси. В связи с этим наиболее подходящим для ее изготовления будет материал с высокой прочностью именно в этом направлении. В композитах это реализуется путем более частой укладки волокон в осевом направлении. Для восприятия крутящего момента осуществляется спиральная намотка или укладка волокон под 45 градусов к оси.
В качестве следующего примера можно привести проблему создания самолета с крылом обратной стреловидности (рис.1.7,в). В отличие от традиционных крыльев, такая схема характеризуется большими крутящими моментами и соответственно высоким уровнем касательных напряжений, возникающих в обшивке. В варианте металлической конструкции жесткость крыла на кручение можно повысить только за счет увеличения толщины обшивки, что приведет к увеличению веса. В варианте композиционной конструкции эта проблема решается перераспределением количества волокон, направленных под углом к оси крыла.
Рис.1.7. Примеры повышения весовой эффективности конструкций за счет задания
рациональной анизотропии материала: а – бак под давлением; б – лопасть несущего
винта; в – крыло обратной стреловидности; г – ферменная конструкция
Очень высокую весовую эффективность можно достигнуть с помощью композитов в ферменных конструкциях. Поскольку стержни в фермах (рис.1.7,г) воспринимают только осевую нагрузку, то в них удается в полной мере реализовать достоинства ПКМ, ориентируя волокна арматуры вдоль оси элементов фермы.
Электро- и теплофизические свойства композитов существенно отличаются от характеристик металла.
- Большинство композиционных материалов являются диэлектриками. Поэтому на летательных аппаратах радиопрозрачные детали, включая обтекатели радиолокационных станций и радиоантенн, изготавливаются из ПКМ.
- Композиты отличаются низкой теплопроводностью, поэтому широко используются в теплоизолирующих конструкциях. КМ керамического типа и асботекстолиты применяются в качестве теплозащитных покрытий в ракетной и космической технике.
- ПКМ выгодно отличаются от металлов своей стойкостью против коррозии. Они выдерживают длительное воздействие кислот и щелочей, органических растворителей, масла, морской воды, не гниют, не ржавеют, не разъедаются насекомыми и грибками.