Отличительные черты команды
Мастер-класс №2
Название:«Структура команды»
Цель: создание условий для: 1) развития знаний у студентов о том, что такое команда, какие роли должности существуют в команде; 2) определения ролевой принадлежности участников команды актива.
Необходимые материалы:
1.Коробок спичек для разогревающего упражнения;
2.Незаполненная таблица «Отличительные черты команды»;
3.2 чистых ватмана;
4.Маркер;
5.Опросные листы по количеству участников мастер-класса (Приложение №1);
6.Таблицы учёта баллов по количеству участников мастер-класса (Приложение №2);
7.Раздаточный материал по количеству участников мастер-класса.
Ход мастер-класса:
№ п/п | Название этапа мастер-класса | Продолжительность |
1. | Приветствие ведущего | 2 мин |
2. | Разогревающее упражнение | 7 мин |
Теоретическая часть: а) Что такое «команда», её основные особенности б) Доверие в команде, его достоинства и недостатки в) Лидер и другие члены команды г) Должности членов команды д) Психологические роли, которые могут выполнять члены команды | 40 мин | |
3. | Практическая часть (определение ролевой принадлежности членами команды актива) | 30 мин |
4. | Подведение итогов, раздаточный материал | 10 мин |
Ведущий:Добрый день! На первом мастер-классе мы с вами создали имиджевое оформление нашей команде актива. Но на этом наша работа далеко не заканчивается. Чтобы наш имидж работал и создавал у всех хорошее впечатление, нам нужна деятельность. Но для успеха совместной деятельности каждый должен знать своё дело. То есть должно быть чёткое распределение обязанностей в нашей команде. Сегодня мы поговорим с вами о ролях, которые занимают люди, работая вместе.
«Подъёмная сила крыльев в стае позволяет птице
преодолеть расстояние, вдвое большее, чем в одиночку –
и это является научно доказанным фактом…»
Разогревающее упражнение «Из спичек – имена»
Инструкция: Вот лежит коробок спичек. Ваша задача в течение 10 минут из этих спичек выложить имена здесь присутствующих, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам. Спички ломать нельзя.
- Спички выдаются из расчёта 10 спичек на одного члена группы (хотя ничего страшного, если будет выдан просто один коробок);
- Если они не успевают за 10 минут, задаётся вопрос: «Сколько вам нужно времени, чтобы закончить?». Если опять не успевают, то опять тот же вопрос и т.д. этот момент с вопросом о времени создаёт возможность для тренировки умения принимать командное решение.
Команда– это в первую очередь группа людей. Но каковы её особенности?
Выделяют два типа групп:
1. Формальные – они специально создаются для выполнения той или иной задачи (администрация учебного заведения, коллектив преподавателей, учебные группы, кафедры и т.п.). Основное значение в таких группах придаётся профессиональным навыкам, умению выполнять определенные функции, а вот личные качества играют второстепенную роль.
2. Неформальные– образуются из людей, между которыми устанавливаются тесные личные взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях. Неформальные группы ещё называют «малыми группами».
В последнее время наряду с понятием «малая группа» стал использоваться термин «команда».
Командой принято называть эффективно действующую группу, в которой чётко распределены обязанности, установились тесная взаимосвязь и взаимопонимание, создан особый микроклимат.
В общем смысле команда – это единое эффективное целое, коллектив людей единомышленников, объединённых общей целью, при их работе наблюдается эффект синергии (результат работы команды больше суммы результатов каждого члена команды, т. е. 2+2 равно не 4, а 5).
Далее ведущий вместе с ребятами заполняет таблицу «Отличительные черты команды». Ведущий называет черты группы, ребята вносят предложения во вторую колонку (то есть говорят, чем отличается команда от группы)
Таблица заранее начерчена на ватмане
Отличительные черты команды
Группа | Команда |
Понятие | |
Независимые члены группы, сосредоточенные на решении индивидуальных задач | |
Различия | |
Цели, методы определяет начальник | |
Деятельность направлена на выполнение индивидуальных заданий | |
Определяются индивидуальные функции | |
Личная ответственность | |
Встречи для планирования работ, обсуждения хода выполнения работ, принятия решений | |
В центре внимания | |
Высокие индивидуальные показатели |
«Таблица-подсказка»
Отличительные черты команды
Группа | Команда |
Понятие | |
Независимые члены группы, сосредоточенные на решении индивидуальных задач | Группa людей, совместно работающая на достижение общей цели |
Различия | |
Цели, методы определяет начальник | Цели, методы определяет руководитель команды совместно с её членами |
Деятельность направлена на выполнение индивидуальных заданий | Деятельность направлена на выполнение командных задач |
Определяются индивидуальные функции | Определяются индивидуальные функции для достижения командного результата |
Личная ответственность | Взаимная ответственность |
Встречи для планирования работ, обсуждения хода выполнения работ, принятия решений | Встречи для обмена информацией и мнениями |
В центре внимания | |
Высокие индивидуальные показатели | Высокие коллективные показатели |
Командный дух в коллективе, благоприятный психологический климат, творческая атмосфера, взаимопонимание, доверие, согласие и взаимопомощь достигаются при выполнении ряда условий:
1. Отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов и чувство взаимной ответственности за действия каждого. При выполнении данного условия и возникает так называемый синергетический эффект, когда физические и интеллектуальные усилия одного умножатся на усилия других и сплочённая команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы специалистов.
2. Синергетический эффект достигается в результате «групповой компенсации индивидуальных неспособностей».Разделение труда принимает иные формы, чем в обычной организации. Свои профессиональные обязанности члены коллектива распределяют между собой сами в зависимости от складывающихся условий деятельности. В каждой проблемной ситуации выполнять рабочие операции поручается тому, кто способен сделать это наилучшим образом. Неумение одного совершать какие-либо работы или операции компенсируется навыками и сноровкой другого. В результате коллектив становится первоклассной командой.
3.Эффективность команды также зависит от численности и состава. Многочисленные исследования показали, что наиболее продуктивно работают команды, в состав которых входят от 10 до 15 человек. В слишком маленькой группе велики индивидуальная ответственность и напряжённости, поэтому они очень неустойчивы. Большие группы оказывают сильное давление на своих членов, в них часто появляются аутсайдеры, а нередко они просто распадаются на более мелкие подгруппы.
Важная характеристика успешной команды – высокий уровень доверия между сотрудниками.
«Доверие – это ожидание того, что человек или организация
будут действовать в наших интересах или не в ущерб нам
даже тогда, когда мы уязвимы и не можем их проконтролировать».
Известно, что в командах с высоким уровнем доверия её члены легче переживают стрессы и выше оценивают результативность совместной работы. Доверие членов команды друг к другу позволяет повысить приверженность коллективу, готовность к взаимопомощи, снижает конфликтность, а также издержки руководителя на контроль выполнения заданий.
Важные сведения и навыки передаются только в той команде, где устанавливаются отношения, основанные на доверии. В этом случае, обращаясь за советом, человек не рискует показаться глупым или некомпетентным; пытаясь разобраться в причинах неудачи – конфликтным; обращаясь за обратной связью – неуверенным в себе. Следовательно, команды с высоким уровнем доверия еще быстрее учатся на своем и чужом опыте.
Однако у подобных отношений есть и обратная сторона:
- чем выше доверие, тем менее члены команды контролируют друг друга;
- чем сплоченнее коллектив, тем более сотрудники склонны к непродуманным решениям (они верят в партнеров и невольно переоценивают их силы при существовании внешней угрозы. Стремление сохранить единодушие в команде снижает способность смотреть на свои решения критически);
- атмосфера доверия создает идеальные условия для недобросовестных сотрудников, злоупотребления которых не только могут привести к серьезным убыткам, но и портят отношения в группе.
Поэтому нельзя забывать выражение «Доверяй, но проверяй!» Доверие и недоверие вполне совместимы. Абсолютное доверие разрушительно.
Чтобы избежать его негативных последствий, необходима работа одновременно с его рациональной и эмоциональной составляющими, которая может заключаться в следующем:
- Развитие заинтересованности во взаимном контроле. Желательно, чтобы на совещаниях члены команды регулярно предоставляли друг другу обратную связь, анализировали слабые места и потенциальные угрозы. В некоторых командах вводится “право на ошибку”: ее своевременное признание повышает эффективность всего коллектива.
- Передача роли председателя и официального критика на совещаниях по очереди разным членам команды, чтобы каждый из них хотя бы раз побывал и тем и другим.
Любая команда обязательно состоит из лидеров, способных оказывать влияние на отдельных людей или всю группу, направлять их усилия на достижение каких-либо общих целей, и рядовых членов.
Для того чтобы сформировать компетентную и работоспособную команду, лидер должен обладать хорошими организаторскими способностями, т. е. ориентироваться на конкретный результат деятельности, быть способным планировать и проектировать, уметь руководить. Эти качества проявляются также в создании эффективной системы взаимодействий и обмена информацией, распределении задач и ответственности за их исполнение, в умении поддерживать в группе рабочую атмосферу, в способности менять стиль руководства в зависимости от возможностей, ресурсов и состояния рабочей группы и всего коллектива.
Лидеру необходимо отслеживать в команде:
1. Общение и участие – кто с кем разговаривает, кто остаётся в стороне, кто выступает чаще всех и так далее.
2. Конфликты – неизбежны и необходимы при отыскании эффективных и творческих решений проблем. Как конфликты разрешаются в коллективе?
3. Лидерство – кто на кого влияет. Чтобы быть эффективной, команда должна ясно представлять роли своих членов (кто что делает) и их цели (чего они пытаются добиться).
4. Нормы коллективной жизни – это предпосылки или ожидания членов коллектива, на основе которых определяется, является то или иное поведение приемлемым или неприемлемым; это основные правила, регулирующие коллективное поведение. Какие наиболее очевидные формы поведения в данном коллективе?
5. Эффективное решение проблем – предполагает выявление и формулировку проблемы, выдвижение различных вариантов её решения, анализ последствий, планирование и расчёт действий.
6. Моральный климат – это ощущение комфортности пребывания в коллективе: приятно или неприятно там находиться?
7. Индивидуальное поведение – это то, что делают отдельные члены коллектива для выполнения поставленной задачи и/или как они помогают деятельности команды. Некоторые члены коллектива порой становятся эгоцентричными – они сосредотачиваются на собственных нуждах, а не на нуждах коллектива. Важно уметь замечать, когда такое происходит.
Известно, что успешные результаты деятельности команды обусловлены слаженной работой команды, которая, в свою очередь, обеспечивается верным распределением ролей (обязанностей) среди участников.
Роли членов команд определяют сферы ответственности для каждого члена команды ради успешной работы всего коллектива.
В зависимости от сфер ответственности, можно выделить следующие роли в команде (ведущий выписывает эти роли на ватман, спрашивая у ребят, в чём заключается та или иная роль):
1) Лидер команды, руководитель (координирует деятельность команды в целом и особенности взаимодействия её членов, руководит важнейшими обсуждениями, принимает важнейшие решения и т. п.);
2) Ответственный за деятельность организации (планирует работу организации, следит за выполнением плана, организует мероприятия команды и т. п.);
3) Ответственный за формирование субкультуры (имиджа) команды (разрабатывает имидж команды, следит за соблюдением традиций команды и т. п.);
4) Ответственный за связь с общественностью (так называемый PR-щик) (способствует освещению деятельности и успехов команды в СМИ, работает на формирование положительного мнения о команде у общественности, рекламирует команду и т. п.);
5) Ответственный за привлечение ресурсов (ресурсы – материальные (деньги), человеческие, технические и т. п.);
6) Ответственный за взаимодействие c другими организациями (организация совместных дел, обмен опытом и т. п.);
7) Ответственный за работу с потенциальными членами команды (выявление активных учащихся/студентов учебного заведения, привлечение их в команду актива и т. п.).