Общие рекомендации по проведению тестирования
Независимо от формы проведения тестирования (с использованием ПЭВМ или без), при его организации и проведении следует придерживаться следующих принципов:
- испытуемые должны быть заранее осведомлены о месте и времени проведения тестирования, количестве заданий в тестах и примерном их содержании, правилах выполнения тестовых заданий и правилах их оценивания при проверке, количестве времени, отводимом на сдачу теста, минимальной сумме баллов, необходимой для получения положительной оценки*[12]. Для этого следует организовать для испытуемых предварительные консультации либо снабдить их соответствующими пособиями (инструкциями);
- условия, в которых производится тестирование, должны быть достаточно комфортными (чистая, светлая аудитория, свежий воздух, отсутствие постороннего шума и т.п.) и одинаковыми для всех без исключения испытуемых;
- благоприятный психологический климат (дружелюбное отношение преподавателей, отсутствие какого-либо давления на испытуемых, спокойная рабочая обстановка и т.п.);
- время начала тестирования должно выбираться с учетом фактора усталости (по возможности утром или в первой половине дня). Если обеспечение данного условия затруднительно (например, при текущем контроле), перед началом тестирования желателен достаточно большой перерыв;
- продолжительность тестирования, одинаковая для всех без исключения испытуемых, устанавливается (и корректируется) на практике, в зависимости от цели тестирования (см. также табл. 1), объема и сложности тестов, уровня подготовленности испытуемых. В общем случае продолжительность тестирования должна быть такой, чтобы наиболее подготовленные успели выполнить не менее 90 % заданий теста*[13];
- следует исключить или свести к минимуму возможность подсказок среди испытуемых, хотя пользоваться справочниками, литературой, конспектами и т.п., как правило, не запрещают;
- независимо от способа тестирования, у любого испытуемого должна быть возможность ознакомиться с его оценками по каждому из вопросов теста, который он сдавал (например, в случае апелляции). При тестировании с использованием ПЭВМ это подразумевает сохранение соответствующей информации программой для тестирования, с возможностью распечатки всех вопросов теста и ответов на них любого из сдававших тест;
- способ обработки результатов тестирования должен обеспечивать небольшое время обработки, отсутствие ошибок, минимальное влияние каких-либо субъективных факторов (здесь очевидны преимущества тестирования с использованием ПЭВМ).
Анализ и интерпретация тестовых результатов
Сферы применения тестов и особенности интерпретации
Тестовых результатов
Результаты тестирования нуждаются в такой интерпретации, которая соответствует цели тестирования (см. табл. 4.1).
Таблица 4.1 - Сферы применения тестов, цель тестирования и интерпретация его результатов
Сфера применения тестов | Цель тестирования | Интерпретация результатов тестирования |
Профессиональный отбор | Отбор наиболее соответствующих требованиям, со знаниями и умениями, критически важными для данной профессии | Ранжирование испытуемых по уровню профессиональной пригодности, компетентности, комплексный анализ результатов |
Вступительное тестирование | Отбор наиболее подготовленных (определение проходного балла), выявление пробелов в структуре знаний | Ранжирование испытуемых по уровню подготовленности, статистическая обработка результатов |
Определение рейтинга | Определение «места» в группе для каждого испытуемого в соответствии с выбранными критериями | Ранжирование испытуемых по измеряемому параметру, статистическая обработка результатов |
Текущий контроль*[14], мониторинг | Отслеживание хода образовательного процесса, определение пробелов в структуре знаний испытуемых и выяснение возможных причин их появления | Анализ структуры и профиля знаний, статистическая обработка результатов |
Дистанционное обучение | Стимулирование познавательной деятельности обучаемых, повышение мотивации к обучению, отслеживание хода образовательного процесса, определение пробелов в структуре знаний испытуемых и выяснение возможных причин их появления | Ранжирование испытуемых по уровню подготовленности, анализ преподавателем (тьютором) структуры и профиля знаний, статистическая обработка результатов |
Самостоятельное обучение (мультимедийные учебники, обучающие программы и т.п.) | Стимулирование познавательной деятельности обучаемых | Результаты тестирования испытуемые интерпретируют самостоятельно или с «подсказками» программы |
Как следует из табл. 4.1, тест надо рассматривать как единство: 1) метода; 2) результатов, полученных определённым методом; и 3) интерпретированных результатов, полученных определённым методом.
Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднее арифметическое, показатели вариации тестовых баллов и на так называемые процентные нормы, показывающие, сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у интересующего испытуемого.
При вступительном тестировании, профессиональном отборе или определении рейтинга в группе основная задача при интерпретации результатов заключается в ранжировании испытуемых по уровню подготовленности. При мониторинге или текущем контроле более важной задачей является анализ структуры и профиля знаний. При самостоятельной работе (дистанционное обучение, обучение с помощью мультимедийных учебников и т.п.) основное назначение тестов - стимулировать познавательную деятельность обучаемых, дать им возможность оценить собственные успехи, выявить пробелы в полученных знаниях.
Независимо от сферы применения теста, результаты тестирования должны подвергаться статистической обработке с целью определения основных характеристик заданий теста, проверки надежности измерений и валидности тестовых результатов.
Далее рассматриваются особенности анализа тестовых результатов и их интерпретации при вступительном тестировании, текущем контроле (мониторинге), самостоятельном и дистанционном обучении.
Вступительное тестирование. Первичная обработка результатов, полученных при вступительном тестировании, сводится к составлению таблицы (матрицы) тестовых результатов по правилам, описанным ранее (см. табл. 3.4). Это позволяет не только наглядно оценить уровень и структуру подготовленности испытуемых, но и выделить наиболее «сильных» в группе, проходившей тестирование.
Как отмечалось в главе 3, распределение результатов тестирования по хорошо составленным тестам в идеале должно быть близким к нормальному закону (в достаточно больших группах – не менее 20 чел.). На рис. 4.1 в качестве примера показано распределение баллов, набранных при вступительном тестировании в группе из 80 человек. Задача состояла в отборе из этой группы 50, наиболее подготовленных человек. Тест содержал 24 задания, за каждый правильный ответ выставлялся 1 балл. По сумме набранных баллов приемной комиссией были выделены первые 50 человек, набравшие наибольшее количество баллов и определен проходной балл (в данном примере - 11 баллов).
Рис. 4.1 - Определение проходного балла при вступительном тестировании (пример).