Расчет высоты сортировочной горки
Высоту горки следует определять для самого трудного по условиям скатывания пути (крайний или смежный с ним) в неблагоприятных условиях скатывания.
В качестве расчетного бегуна принимают порожний 4-осный крытый вагон массой 25 т-с.
Вычерчиваем развертку самого трудного пути и делим на 4 участка:
– 1-й участок – от условной вершины горки (УВГ) до начала I тормозной позиции (IТП);
– 2-й участок – от начала IТП до начала IIТП;
– 3-й участок – от начала IIТП до начала парковой тормозной позиции (ПТП);
– 4-й участок – от начала ПТП до расчетной точки (РТ).
По каждому участку определяем длину (li), сумму углов поворота (Σαi) стрелкам и кривым, количество стрелочных переводов (ni).
Высота горки определяется по формуле:
Нр= 1,75 × (Σhоснi + Σhсвi + Σhскi) + hси – h0, м.э.в. | (4.1) |
где Σhоснi, Σhсвi, Σhскi – суммарные значения потерь энергии при преодолении сопротивлений движению (основного, среды и ветра, стрелок и кривых);
hси – потеря удельной энергии при преодолении сопротивления от снега и инея, м.э.в.;
h0 – удельная энергия, соответствующая скорости роспуска V0 =1,7 м/c (для горок большой и повышенной мощности).
Удельная работа при преодолении основного сопротивления движению вагонов:
hосн= w0 × li ×10–3, | (4.2) |
где w0 – основное удельное сопротивление движению расчетного бегуна,
w0 = 1,75 кгс/тс;
li – длина расчетного участка, м.
Расчетную весовую категорию и соответствующее основное удельное сопротивление (w кгс/тс) устанавливают по данным, приведенным в приложении П.2.
Удельная работа при преодолении сопротивления от среды и ветра:
hсв= wсв× li×10-3; wсв= с×Vот2, | (4.3) |
где wвс – удельное сопротивление от среды и ветра, кгс/тс;
Vот – относительная (результирующая) скорость вагона с учетом скорости ветра, м/с;
с – приведенный коэффициент воздушного сопротивления.
Приведенный коэффициент воздушного сопротивления определяется по формуле
, | (4.4) |
где cx – коэффициент воздушного сопротивления одиночных вагонов, при расчете высоты горки угол обдува принимается равным 0° (направление ветра совпадает с продольной осью сортировочного парка) для расчетного бегуна – крытого вагона сх = 1,12. Этот коэффициент определяется по приложению П.5 в соответствии с [4].
S – площадь поперечного сечения вагона, s = 9.7 м2;
t – расчетная температура наиболее холодного месяца;
qв – вес вагона, qв = 25 тс.
Относительная (результирующая) скорость вагона, м/с:
Vот= Vср+ Vв, | (4.5) |
где Vв – скорость встречного ветра.
Удельная работа сил сопротивления от стрелок и кривых определяется по формуле:
hскi = (0,56×ni + 0,23×Σαi) × Vсрi2 × 10–3, | (4.6) |
где ni – количество стрелочных переводов на i-м участке, включая глухие пересечения;
Σαi – сумма углов поворотов на участке, включая углы крестовин стрелочных переводов, град;
Vсрi – средняя скорость движения отцепа на участке, м/с.
Среднюю скорость движения расчетного бегуна по различным участкам горки следует принимать в зависимости от мощности горки по приложению П.3.
Удельная работа сил сопротивления от снега и инея определяется:
hси = lси × wси × 10–3, | (4.7) |
где lси– длина зоны действия снега и инея (от конца IIТП до РТ), м;
wси – удельное сопротивление от снега и инея в зависимости от температуры воздуха, кгс/тс. Принимается по приложению П.4 в зависимости от температуры наружного воздуха в зимний период времени.
Определяем зону действия снега и инея (от конца IIТП до РТ) как сумму
3-го и 4-го расчетных участков за вычетом длины IIТП:
lси = l3 + l4 – lIIТП. | (4.8) |
Удельная энергия, соответствующая скорости роспуска:
, | (4.9) |
где g'оп – ускорение свободного падения с учетом инерции вращающихся частей вагонов для очень плохого бегуна.
, | (4.10) |
где nоc – количество осей у расчетного бегуна, nоc = 4;
qв – вес расчетного бегуна, qв = 25 тс.
Начальная скорость роспуска V0 в соответствии с [4] определяется по приложению П.1 в конце методических указаний.