Определение и история аутсорсинга

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….2

1. Теоретические основы аутсорсинга.........................…….…………..………4

1.1. Определение и история аутсорсинга………………………………..……..4

1.2. Формы, виды и функции аутсорсинга…………………..…………………9

1.3. Решение о принятии аутсорсинга. Преимущества и недостатки………..17

2. Практика развития аутсорсинга в мире и РБ….............................................26

2.1. Мировой опыт развития аутсорсинга……………………………..………26

2.2. Белорусский рынок аутсорсинга и перспективы его развития……….…37

Заключение……………………………………………………………………….45

Библиографический список………...……………………………...……………48
Введение

Объектом данной работы является аутсорсинг — современная методология создания высокоэф­фективных и конкурентоспособных организаций в условиях жест­кой мировой конкуренции. В 1990-х гг. некоторые теоретики менеджмента утверждали, что важнейшим фактором сохранения конкурентоспособности явля­ется деление функций на основные и второстепенные, а затем передача всех второстепенных функций специалисту в данной сфере. Эта идея не была новой, но она определенно была одной из тех, «чье время пришло». Дискуссии на эту тему становились все более жаркими, и в ходе этих споров родилась концепция вир­туальной организации. Согласно теории, лежащей в основе вир­туальной организации, любая функция, не являющаяся основной, должна быть передана внешнему специалисту в данной сфере.

Многие ученые считают, что аутсорсинг получил развитие именно в связи с развитием информационных систем и техноло­гий, особенно в сфере деятельности, связанной с программиро­ванием, администрированием сетей и поддержкой информацион­ные систем в целом.

Аутсорсинг фактически открывает доступ к любым ресурсам, предлагаемым на современном рынке — техно­логическим, интеллектуальным, информационным. Кроме того, ежегодный оборот рынка офшорного аутсорсинга составляет ≈315 млрд. долларов (ITO — $160 млрд., BPO — $140 млрд., Software R&D — $15 млрд.). Именно поэтому рассмотрение аутсорсинга является актуальным.

Предметом данной работы является практика аутсорсинга в Республике Беларусь, что подразумевает её всестороннее рассмотрение с точки зрения различных дисциплин.

Цель данной работы заключается в изучении мирового опыта развития аутсорсинга и рассмотрении его применения в Республике Беларусь.

Задачами данной работы являются изучение истории аутсорсинга, рассмотрение видов, форм и функций, решение вопроса о применении аутсорсинга и его преимуществах и недостатках, сравнение мирового опыта и опыта ближайших соседей с опытом Беларуси и описание конкретных шагов по улучшению положения в данном секторе рынка.

Методами, которые использованы в работе, являются наблюдение за ситуацией в мире и сравнение этой ситуации с положением, сложившимся в нашем государстве. В работе будут приводиться таблицы и графики, облегчающие понимание этих сравнений. Данный метод выбран для того, чтобы понять, какие изменения можно или необходимо инициировать для достижения успеха в секторе аутсорсинга. Кроме этого, в работе использованы исторический и логический подходы, а также системный анализ всех знаний об аутсорсинге.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть представлена Главой 1, которая делится на три части: в первой рассматривается определение и история аутсорсинга, во второй – формы, виды и функции аутсорсинга, а в третей – то, как принимается решение о принятии аутсорсинга и его преимущества и недостатки. Практическая часть представлена Главой 2, которая делится на 2 части: в первой рассматривается мировой опыт развития аутсорсинга и опыт России, а во второй части рассматривается опыт Беларуси и практические советы по улучшению положения в данном секторе экономики.

Глава 1. Теоретические основы аутсорсинга

Определение и история аутсорсинга

В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным дав­лением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных расходов при сохранении высокого качества товаров и услуг.

Одной из форм организации бизнеса в современной экономике стал аутсорсинг - практика, помогающая компаниям решить проблемы функцио­нирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, увеличения приспособляемости к условиям внешней среды, улучшения каче­ства продукции и услуг, уменьшения риска. Использование аутсорсинга по­лучило стремительный размах во всем мире в течение последнего десятиле­тия, во многом благодаря бурному развитию информационных технологий.

Практически во всех источниках происхождение термина outsourcing означает «на стороне», т.е. «за пределами». А что дела­ется там, имеет многогранную окраску. Это может быть:

· Использование услуг сторонних компаний для выполнения своих задач.

· Отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение ус­луг по реализации этого бизнес-процесса у других организаций.

· Использование внешней организации для обработки банков­ских и других финансовых данных при осуществлении коммер­ческих операций.

· Привлечение внешних ресурсов для решения собственных проблем (например, разработки проектов).

· Перевод производства из региона с более дорогой рабочей силой в регион с менее дорогой с целью снижения себестоимости.

· Извлечение данных из внешних источников (в отличие от получения данных собственными силами).

· Заключение субдоговоров на выполнение работ с внешними фирмами, которые не имеют профсоюза.

· Перенос компаниями части операций за рубеж с целью дис­танционного использования труда программистов.

· Использование временного работника без заключения с ним трудового договора (иногда при посредничестве специализирован­ного агентства).

· Обслуживание и ремонт техники компании специалистами внешней фирмы.

· Кооперация.

· Применение метода сужения собственной производствен­ной деятельности, когда организация перестает сама заниматься каким-либо направлением (видом) деятельности и передает его внешним исполнителям.

· Принятие организационного решения, которое заключает­ся в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом: «оставлю себе только то, что могу делать лучше дру­гих, передам внешнему исполнителю то, что он делает лучше дру­гих».

· Перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанный с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающую оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене. [7, стр. 9-10]

Однако в дальнейшем мы будем понимать под аутсорсингом передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функ­ций или частей бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций в области информацион­ных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов, обеспече­ния персоналом и даже производства. Компания-заказчик может, используя аутсорсинг второстепенных функций, сконцентрироваться на тех функциях, которые свойственны именно ей, на своей специфике. В отличие от субпод­ряда, аутсорсинг - это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктури­зацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.

Концепция аутсорсинга сводится к трем основным принципам:

· каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем;

· решение сопутствующих задач нужно поручить тому, кто спра­вится с ними лучше;

· такое распределение работы экономит средства заказчика и прино­сит доход исполнителю.

Если называть аутсорсингом привлечение услуг и ресурсов специализированной фирмы для решения отдельных вопросов, связанных с деятельностью компании, то с этой точки зрения первым опытом аутсорсеров можно считать услуги юридических фирм в США и Великобритании еще в начале XX в. В странах, законодательство которых основано на прецедентном праве, решение вопросов юридического характера исторически пере­дается специалистам, имеющим высокую квалификацию и не­обходимый опыт. При разрешении деловых споров в судебном порядке выполнение необходимых функций и ответственность берут на себя независимые юридические компании. Со време­нем многие из них расширяли спектр услуг, широко внедряя практику бизнес-консультирования. К началу XX в. суммарный оборот таких компаний в экономически развитых странах, по оценкам специалистов, составлял около 50 млрд долл. в год. Наиболее крупные и известные аутсорсинговые компании — аудиторско-консалтинговые фирмы «Большой пятерки»: KPMG, Deloitte&Touch, Andersen Worldwide, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young — предлагают услуги аутсорсинга в области управ­ления, информационных технологий, налогообложения, аудита, бухгалтерского учета и отчетности, ревизионной деятельности, юридического обеспечения.

Истоки практического аутсорсинга как метода производ­ственной кооперации и высокой технологии управления в про­мышленности относятся к периоду «великого противостояния» двух великих менеджеров — Генри Форда (1863—1947) и Аль­фреда Слоуна-мл. (1875—1966) и возглавляемых ими гигантов автомобильной промышленности — компаний Ford и General Motors. [7, стр. 15-16]

Табл. 1.1. Эволюция практического аутсорсинга

Период Процессы, стимулирующие и характеризующие развитие практического аутсорсинга
Начало XX в. Привлечение организациями специализированных фирм для решения юридических проблем
1920-1930-е гг. Применение метода кооперации узкоспециализи­рованных производств в автомобилестроении
1950-е гг. Развитие процессов экономической интеграции в «послевоенном» экономическом пространстве
1960-1970-е гг. Формирование нового сектора бизнеса — услуги в области IT-технологий. Широкое использование аутсорсинга как метода производственной кооперации в промышленности
1970-1980-е гг. Рост объемов рынка аутсорсинга в юридической и банковской сферах, управлении финансами, IT-технологий, промышленности, государственном управлении. Развитие гибких производств. Широкое распространение аутсорсинга вспомога­тельных и обслуживающих видов деятельности
1980-1990-е гг. Формирование глобальных информационных сетей. Формирование рынка on-line сервиса. Формирование рынка офшорного программирования. Формирование рынка логистических услуг. Масштабный экспорт high-tech-технологий в страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, развитие международного производственного аутсорсинга.
Конец XX — начало XXI в. Развитие глобальных информационных сетей и широкое промышленное использование услуг в области /Г и телекоммуникаций. Повсеместное внедрение единых международных стандартов качества. Практическое использование принципов процессного управления. Внедрение принципов модульной архитектуры продукта в массовом производстве. Развитие логистического сервиса и сопутствующих информационных и коммуникационных технологий. Переход к аутсорсингу бизнес-процессов. Переход к 100%-ному производственному аутсорсин­гу ряда крупных high-tech производителей. Глобальный аутсорсинг. Формирование сетевых производственных структур. Реализация крупных проектов в сфере IT-аутсор­синга промышленными корпорациями и крупными банками. Развитие электронной коммерции. Появление виртуальных корпораций.

Однако объектом научных исследований аутсорсинг стал лишь в 90-х гг. Именно с этого момента стали появляться научные публика­ции, в которых с помощью построения моделей пытались найти оптималь­ную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные аспектам использования аутсорсинга на практике. [17, стр. 20-21, 21]

Наши рекомендации