VII. Проектирование игровых технологий обучения

Среди педагогических технологий, направленных на активизацию учебного процесса, особое место принадлежит игровой технологии, целенаправленной организации игрового взаимодействия обучающихся.

Собственно игровое взаимодействие обучающихся создает условия мнимых искусственных ситуаций, вызывая соревнование и эмоциональное возбуждение, а вместе с тем и положительную мотивацию учебного познания и концентрацию интеллектуальных усилий. Мобилизующие умственные способности обучающихся, их воображение, внимание, память, дидактические игры обычно связаны с чувством удовольствия и, следовательно с условиями непроизвольного усвоения и запоминания учебного материала.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств обучения и воспитания. Развивающую и воспитывающую ценность игры отмечали еще ученые прошлого – Платон, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюи и др. отечественные и зарубежные педагоги и психологи внесли свой вклад в развитие теории игр. Вместе с тем развивающие, воспитывающие и обучающие функции игр в полной мере еще не выявлены, а сам игровой подход к обучению в ряде случаев больше представлен практическими аспектами, а не методологическими обоснованиями.

Дидактическая игра как одно из важнейших педагогических средств обучения и воспитания успешно применяется в различных учебных заведениях для подготовки и переподготовки специалистов.

Педагогическая (дидактическая) игра – эта такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом по специально разработанному сценарию и правилам на основе целенаправленно организованной деятельности и обучающихся и изначально мотивирована на успех, максимально опирается на самоорганизацию обучаемых, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.

Преимуществами игровых технологий являются:

- активизация и интенсификация процесса обучения;

- воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;

- гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных);

- моделирование практически любого вида профессиональной деятельности;

- творческое саморазвитие обучаемых.

В настоящее время понятие «игровая педагогическая технология» включает в себя обширную группу методов и приемов организации процессов обучения.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий (схема).

  Классификация педагогических игр по Г.К. Селевко  
               
По области деятельности   1. Физические 2. Интеллектуаль-ные 3. Трудовые 4. Социальные 5. Психологичес-кие   По характеру педагогического процесса 1. Познавательные, воспитательные, развивающие. 2. Обучающие, тренинговые, контролирую-щие, обобщающие. 3. Репродуктивные, продуктивные, творческие. 4. Коммуникативные, диагностические, профориентации-онные, психологические.     По игровой методике 1. Предметные 2. Сюжетные 3. Ролевые 4. Деловые 5. Имитационные 6. Драматизации   По предметной области 1. Математические, химические, биологические, физические 2. Музыкальные театральные литературные 3. Трудовые производственные, творческие 4. физкультурные, военно-прикладные, туристические, народные. 5. Обществоведческие, управленческие, экономические     По игровой среде 1. Без предметов, с предметами. 2. Настольные, комнатные, уличные. 3. Компьютерные, телевизионные. 4. Технические игры со средствами передвижения.

Профессиональное мастерство педагога проявляется в том, что он должен уметь организовать деятельность обучаемых, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков;

- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

Рассмотрим наиболее значимые и актуальные для педагогов принципы организации игровой деятельности:

Активность – основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения е ее результатов;

Открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;

Динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста обучаемых и уровня их подготовленности;

Наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;

Занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;

Принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;

Коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игрой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;

Целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;

Самодеятельность и самостоятельностьигрока в игре – это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;

Наши рекомендации