Тема 1. Малогабаритные тракторы и мотоблоки

СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ В САДОВО-ПАРКОВОМ

ХОЗЯЙСТВЕ И ЛАНДШАФТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Тема 1. Малогабаритные тракторы и мотоблоки

Мотоблоки и малогабаритные тракторы. Машины и механизмы по уходу за газонами. Ручной, моторизованный инструмент для подрезки живой изгороди и стрижки кустарника. Навесное оборудование для обрезки кустарника. Машины и механизмы для обрезки сучьев и формирования крон деревьев. Машины для очистки газонов, садовых дорожек и площадок.

Мобильные средства малой механизации предназначены для выполнения работ на объектах городского зеленого строительства, имеющих небольшие размеры и сложную конфи­гурацию. К этим средствам относятся малогабаритные тракторы (МГ-тракторы), мотоблоки, энергоблоки, мотоорудия (мотокультива­торы, моторыхлители, мотофрезы, мотокосилки).

В зависимости от массы и мощности двигателя малогабаритные тракторы и мотоблоки подразделяются на три типа: легкий, сред­ний, тяжелый (табл. 1).

По конструкции ходовой части малогабаритные тракторы бы­вают колесные, колесно-гусеничные и гусеничные.

Мотоблоки и мотоорудия имеют одноосный колесный движи­тель и используются для обработки почвы, скашивания трав и других работ.

Таблица 1. Типы малогабаритных тракторов и мотоблоков

Тип Конструкционная масса, кг Номинальная мощность, кВт Максимальная скорость, км/ч Ширина колеи (не более), мм
рабочая транспортная
Малогабаритные тракторы (двухосные)
Легкий До 500 До 10
Средний До 650 До 14
Тяжелый Свыше 650 До 16
Малогабаритные тракторыодноосные (мотоблоки)
Легкий До 70 До З 700 с прицепом
Средний До 100 До 5 - -
Тяжелый Свыше 100 Свыше 5 - -

Большинство малогабаритных тракторов имеет аналогичную «большим» тракторам традиционную схему компоновки с задни­ми ведущими колесами большого размера и передними (ведущи­ми и не ведущими) колесами меньшего размера, а также шарнирно сочлененную конструкцию со всеми ведущими колесами одинакового размера.

Отличительной особенностью компоновочных схем мотобло­ков и мотоорудий является расположение двигателя. Выделяются следующие схемы:

-двигатель устанавливается, консольно. Коленчатый вал двигате­ля соосен ведущему валу трансмиссии и перпендикулярен оси ведущих колес. С трансмиссией соединен жестко и является еди­ным агрегатом. Относительно ходовых колес двигатель вынесен вперед или назад — европейская схема компоновки;

-двигатель устанавливается на специальном кронштейне. Он свя­зан с трансмиссией клиноременной передачей, выполняющей од­новременно роль муфты сцепления — японская схема компоновки;

-двигатель представляет собой легкосъемный энергетический модуль. Коленчатый вал расположен вертикально. Модуль соеди­няется с различными технологическими модулями — тяговым, косилочным, насосными и др.

Тема 1. Малогабаритные тракторы и мотоблоки - student2.ru

Основные механизмы и агрегаты МГ- тракторов и мотоблоков. МГ-трактор (мотоблок) представляет собой сложную маши­ну, состоящую из нескольких агрегатов и систем, определенным образом связанных между собой. Их конструкция и расположение могут быть различны, но назначение является общим для всех видов тяговых машин. МГ-трактор (мотоблок) состоит из двига­теля, трансмиссии, ходовой части, механизмов управления, ра­бочего и вспомогательного оборудования.

Расположение основных агрегатов МГ-трактора показано на рис. 13.1.

Двигатель 1 обеспечивает преобразование тепловой энергии, образующейся при сгорании топлива, в механическую работу.

Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя к веду­щим колесам трактора 13 и 15. Она состоит из сцепления 2, ко­робки передач 3, главной (центральной) передачи заднего 9 и конечных передач.

Сцепление 2 располагается непосредственно за двигателем 1 и служит для разъединения коленчатого вала двигателя и трансмис­сии при переключении передач, остановке машины, а также плавного соединения коленчатого вала двигателя с трансмиссией при трогании.

Коробка передач 3 предназначена для изменения крутящего момента, подводимого к движителю, осуществления заднего хода (реверса) и разъединения трансмиссии от работающего двигателя при длительных остановках.

Главная передача заднего моста 9 служит для увеличения пере­даточного числа трансмиссии, что ведет к возрастанию крутяще­го момента на движителе.

Ходовая система преобразует крутящий момент, передаваемый на движитель, в поступательное движение машины.

Механизмы управления предназначены для изменения направ­ления движения машины и ее торможения.

Рабочее оборудование предназначено для привода различных машин в процессе выполнения каких-либо технологических опе­раций. В качестве рабочего оборудования на МГ-тракторах и мото­блоках используются вал отбора мощности 11, гидронавесная си­стема и прицепное устройство.

Вспомогательное оборудование трактора включает в себя сиде­нье, приборы освещения, сигнализации и контроля работы дви­гателя, каркас безопасности, защищающий оператора при опрокидывании трактора.

Расположение основных агрегатов мотоблока МТЗ-0,5 пока­зано на рис. 13.2. В передней части мотоблока находится двигатель 10. За двигателем 10 расположена трансмиссия, которая состоит из муфты сцепления, коробки передач, главной передачи, шес­теренчатого дифференциала с принудительной блокировкой ко­нечной передачи и вала отбора мощности. Органы управления мотоблоком расположены на рулевой штанге. Рычаг 2 управле­ния сцеплением находится на левой рукоятке рулевой штанги. Рычаг реверса 4 расположен на пульте рулевой штанги 6 с левой стороны. Рычаг переключения передач 5 расположен на пульте рулевой штанги 6 с правой стороны. Рычаг включения вала отбо­ра мощности 7 установлен на корпусе трансмиссии и имеет два положения: «включен» и «выключен». Рычаг газа 3 подачи топ­лива закреплен на правой рукоятке управления. Для присоедине­ния технологических машин служат прицеп 14 и сцепка вала от­бора мощности 12.

Тема 1. Малогабаритные тракторы и мотоблоки - student2.ru

Двигатели внутреннего сгорания, установленные на МГ-тракторах и мотоблоках, как правило, состоят из следующих механиз­мов: кривошипно-шатунного, газораспределения и регулирования частоты вращения коленчатого вала (регулятор), а также си­стем: питания, охлаждения, смазки, зажигания и пуска.

Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразо­вания возвратно-поступательного движения поршня, восприни­мающего давление расширяющихся газов, во вращательное дви­жение коленчатого вала. Он состоит из блока цилиндров, шатунно-поршневой группы, коленчатого вала и маховика.

Механизм газораспределения предназначен для открытия и зак­рытия впускных и выпускных клапанов, распределения воздуха или горючей смеси по цилиндрам двигателя и удаления из них отработавших газов. Он состоит из распределительного вала, кла­панов и механизма передачи усилия на стержни клапанов.

Регулятор предназначен для регулирования частоты вращения коленчатого вала путем изменения количества подаваемого топ­лива или горючей смеси в зависимости от изменения нагрузки на двигатель.

Система питания служит для подачи в цилиндры воздуха и мелко распыленного топлива в дизельном двигателе и для приготовле­ния горючей смеси (бензина с воздухом) с последующим ее под­водом в цилиндры у карбюраторных двигателей. У дизельного дви­гателя она состоит из топливного бака, топливопроводов, топлив­ного и воздушного фильтров, подкачивающего и топливного на­сосов, форсунок, впускных и выпускных трубопроводов. Система питания карбюраторного двигателя включает в себя топливный бак, топливопроводы, топливный и воздушный фильтры, топлив­ный насос, карбюратор, впускные и выпускные трубопроводы.

Смазочная система служит для непрерывного подвода масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения трения между ними. Смазочная система четырехтактных двигателей включает в себя масляный насос, фильтры для очистки масла и маслопрово­ды. Двухтактные двигатели мотоблоков смазываются маслом, до­бавляемым к топливу.

Система зажигания предназначена для принудительного воспламенения горючей смеси от электрической искры, полученной в магнето. У дизельного двигателя система зажигания отсутствует.

Система охлаждения служит для отвода избыточной теплоты от нагретых деталей двигателя. У большинства тракторов система охлаждения жидкостная, включающая в себя рубашку охлажде­ния, насос, радиатор с паровоздушным клапаном, трубопрово­ды, термостат. У МГ-тракторов и мотоблоков, как правило, сис­тема охлаждения воздушная. Для увеличения охлаждающей по­верхности головка и внешняя поверхность цилиндра имеют спе­циальные ребра.

Система пуска предназначена для запуска двигателя. Пуск дви­гателя может осуществляться с помощью электрического старте­ра или от ручных пусковых устройств.

Рабочее оборудование МГ-трактора и мотоблока. Для крепления на тракторе навесных технологических машин и орудий и управления их положением служит группа механиз­мов, называемых навесной системой. В основном применяется раз­дельно-агрегатная навесная система, в которой отдельные элементы (агрегаты) рассредоточены по всему трактору, а не в од­ном месте. При такой системе навесные технологические машины и орудия можно присоединить к трактору не только сзади, но и в других удобных для этой цели местах. Раздельно-агрегатная навес­ная система состоит из двух основных частей: механизма навески и гидравлической системы

Механизм навески служит для присоединения к трактору на­весных технологических машин или орудий. Он состоит из не­скольких тяг и рычагов, шарнирно прикрепленных к трактору сзади. Чаще всего применяется шарнирный четырехзвенный механизм навески с трех- или двухточечной схемой присоединения техно­логических машин или орудий.. Гидравлическая система обеспечивает подъем и опускание на­вешанных на трактор технологических машин и орудий. В систему входят: масляный насос 3, распределитель 4, масляный бак1 с масляным фильтром 2, силовые (основной 5 и выносные) ци­линдры, трубопроводы с арматурой, включающей в себя соеди­нительные муфты с запорными клапанами и разрывные муфты. Гидравлическую систему заполняют рабочей жидкостью. При вклю­чении масляный насос 3 засасывает масло из масляного бака 1 и под большим давлением подает его к рас­пределителю 4. Каждая рукоятка распределителя служит для уп­равления одним силовым цилиндром (или несколькими спарен­ными) и может быть переведена в четыре положения: нейтраль­ное, подъем, опускание и плавающее. В зависимости от положе­ния рукояток распределителя масло сливается в бак или направ­ляется в основной силовой цилиндр 5, поднимая либо опуская при этом присоединенную к нему технологическую машину или орудие, либо обеспечивая их плавающее перемещение.

Для присоединения к МГ-трактору и мотоблоку прицепных технологических машин имеется прицепное устройство, позволя­ющее перемещать точку прицепа, как в горизонтальной, так и вер­тикальной (у некоторых тракторов) плоскости.

Для передачи крутящего момента технологическим машинам и орудиям с активными рабочими органами используется вал отбо­ра мощности трактора. Привод ВОМ осуществляется от первич­ного вала коробки передач (зависимый привод) или передается через основную муфту сцепления на силовую передачу (транс­миссию) и через специальную муфту сцепления — на вал отбора мощности (независимый привод).

Для приведения в действие машин и орудий от работающего на стационаре трактора используется приводной шкив, получаю­щий вращение от вала коробки передач или вала отбора мощнос­ти. Включается или выключается приводной шкив рычагом или педалью.

Наши рекомендации