Вопрос 4.41. Конструкция электроцентробежного насоса
Погружной центробежный модульный насос - многоступенчатый вертикального исполнения. Насос состоит из входного модуля, мо дуля секции, модуля головки, обратного и спускного клапанов (рис. 4.58, 4.59, 4.60).
Допускается уменьшение числа модулей-секций в насосе при со ответствующем укомплектовании погружного агрегата двигателем необходимой мощности (см. табл. 4.3 [15]).
Рис. 4.58. Модуль - секция насоса:
1 - головка; 2 - вал; 3 - опора; 4 - верхний подшипник; 5 - кольцо; 6 - направляющий аппарат; 7 - рабочее колесо; 8 - корпус;
9 - нижний подшипник; 10 - ребро; 11 - основание
- 2 1 6 -
Рис. 4.59. Входной модуль насоса:
1 - основание; 2 - вал; 3 - втулка подшипника; 4 - сетка; 5- защитная втулка;6- шлицевая муфта; 7- шпилька
Для откачивания пластовой жидкости, содержащей у сетки вход ного модуля насоса свыше 25 % (по объему) свободного газа, к насосу следует подсоединить насосный модуль - газосепаратор (рис. 4.61). Газосепаратор устанавливается между входным модулем и модулем-секцией.
Соединение модулей между собой и входного модуля с двигате лем - фланцевое. Соединения (кроме соединений входного модуля с двигателем и входного модуля с газосепаратором) уплотняются ре зиновыми кольцами.
Для откачивания пластовой жидкости, содержащей у сетки вход ного модуля насоса свыше 25 % (по объему) свободного газа; к насосу следует подсоединить насосный модуль - газосепаратор (рис. 4.3). Газосепаратор устанавливается между входным модулем и модулем-секцией.
Рис. 4.60. Модуль-головка насоса:
1 - кольцо уплотнительное; 2 - ребро; 3 - корпус
- 2 1 7 -
1 - головка; 2 - втулка радиального подшипника; 3 - вал; 4 - сепаратор; |
5 - направляющие аппараты; |
6 - рабочее колесо; |
7 - корпус; 8 - шнек; |
9 - основание |
Рис. 4.61. Газосепаратор: |
Соединение модулей между собой и вход ного модуля с двигателем - фланцевое. Соеди нения (кроме соединений входного модуля с двигателем и входного модуля с газосепара тором) уплотняются резиновыми кольцами.
Валы модулей-секций и входных моду лей для насосов обычного исполнения из готовляют из калиброванной коррозионно-стойкой высокопрочной стали марки 03Х14Н7В и имеют на торце маркировку «НЖ», для насосов повышенной коррози-онностойкости - из калиброванных прут ков из сплава Н65Д29ЮТ-ИШ К-монель и имеют на торцах маркировку «М».
Рабочие колеса и направляющие аппараты насосов обычного исполнения изготовляют из модифицированного серого чугуна, насосов коррозионностойкого исполнения - из моди фицированного чугуна ЧН16Д7ГХШ типа «нирезист». Рабочие колеса насосов обычного исполнения можно изготовлять из радиапион-но-модифицированного полиамида.
Модуль-головка рис. 4.60 состоит из корпуса, с одной стороны которого имеет ся внутренняя коническая резьба для под соединения обратного клапана (насосно-компрессорной трубы), с другой стороны - фланец для подсоединения к модулю-сек ции двух ребер и резинового кольца. Ребра прикреплены к корпусу модуля-головки болтом с гайкой и пружинной шайбой. Ре зиновое кольцо герметизирует соединение модуля-головки с модулем-секцией.
Модули-головки насосов группы 5 и 5А имеют резьбу муфты насосно-компрессор-ной гладкой трубы 73 ГОСТ 633-80.
Модуль-головка насосов группы 6 име
ет два исполнения: с резьбой муфты 73 и 89 ГОСТ 633-80. Модуль-головка с резьбой 73 применяется в насосах с номиналь
ной подачей до 800 м3/сут, с резьбой 89 - более 800 м3/сут. Модуль-секция состоит из корпуса, вала, пакета ступеней (рабо
чих колес и направляющих аппаратов), верхнего подшипника, ниж него подшипника, верхней осевой опоры, головки, основания, двух
- 2 1 8 -
ребер и резиновых колец. Число ступеней в модулях-секциях указа но в табл. 4.4. [15] Соединение модулей-секций между собой, а также резьбовые соединения и зазор между корпусом и пакетом ступеней герметизируются резиновыми кольцами.
Ребра предназначены для защиты плоского кабеля с муфтой от механических повреждений о стенку обсадной колонны при спуске и подъеме насосного агрегата. Ребра прикреплены к основанию мо дуля-секции болтом с гайкой и пружинной шайбой.
Грань головки модуля-секции, имеющая минимальное угловое смещение относительно поверхности основания между ребрами, по мечена пятном краски для ориентирования относительно ребер дру гого модуля-секции при монтаже на скважине.
Модули-секции поставляются опломбированными гарантийны ми пломбами-клеймом предприятия-изготовителя на паяных швах.
Входной модуль состоит из основания с отверстиями для прохо да пластовой жидкости, подшипниковых втулок и сетки, вала с за щитными втулками и шлицевой муфты для соединения вала модуля с валом гидрозащиты.
При помощи шпилек модуль верхним концом подсоединяется
к модулю-секции. Нижний конец входного модуля присоединяется
к гидрозащите двигателя.
Входной модуль для насосов группы 6 имеет два исполнения: одно - с валом диаметром 25 мм - для насосов с подачами 250, 320, 500 и 800 м3/сут, другое - с валом диаметром 28 мм - для насосов с пода чами 1000, 1250 м3/сут.
Входные модули и модули-секции поставляются опломбирован ными консервационными пломбами-пятнами синей или зеленой крас ки на гайках и болтах (шпильках) фланцевых соединений.
Обратные клапаны насосов групп 5 и 5А, рассчитанных на любую подачу, и группы 6 с подачей до 800 м3/сут включительно конструк тивно одинаковы и имеют резьбу муфты насосно-компрессорной глад кой трубы 73 ГОСТ 633-80. Обратный клапан для насосов группы 6 с подачей свыше 800 м3/сут имеет резьбу муфты насосно-компрес сорной гладкой трубы 89 ГОСТ 633-80.
Спускные клапаны имеют такие же исполнения по резьбе, как обратные.
Осевое давление, действующее на рабочее колесо 1 (рис. 4.62), передается от него на нижнюю текстолитовую шайбу 4 и затем на бурт направляющего аппарата 3.
Направляющие аппараты соединяются между собой по линии 2 и все вместе опираются в нижней части насоса на основание, а сверху зажаты гайкой, ввинченной в корпус насоса. Частично осевое давление передается валу вследствие трения колеса о вал или прихвата колеса
- 2 1 9 -
Рис. 4.62. Рабочее колесо и направляющие аппараты насоса |
при отложении солей в зазо ре между ним и валом или в результате коррозии метал лов. Крутящий момент пере дается от вала к рабочим ко лесам латунной шпонкой, входящей в паз рабочего коле са. Шпонка расположена по всей длине сборки колес и со стоит из 400...1000-мм отрез ков. Вал насоса имеет вверху осевую 3 и радиальную 4 опо ры скольжения, а внизу - ра диальную опору скольжения 9 рис.4.58.
Рабочие колеса 7 и направляющие аппараты 6 насоса изготавли ваются литыми из специального чугуна.
Материалы пар трения в осевой опоре вала - бельтинг, пропитан ный графитом и резиной по стали; в верхней и нижней радиальных опорах вала -латунь или бронза по стали (для износостойких насо сов - резина по стали); в осевой опоре рабочего колеса - текстолит по чугуну (для износостойких насосов - резина по стали); в радиаль ной опоре вала в направляющем аппарате - чугун по латуни.
Насосы повышенной износостойкости для подачи пластовой жид кости с песком отличаются от насосов обычного исполнения наличи ем пластмассовых (вместо чугунных) рабочих колес, материалами пар трения в опорах и наличием дополнительных резинометаллических радиальных опор, препятствующих изгибу вала при его вращении и уменьшающих его износ.