Практическая работа № 6. Инструкционная карта

ТЕМА: Система смазки двигателей.

ЦЕЛЬ: Закрепить, углубить и систематизировать теоретические знания по устройству и работе системы смазки изучаемых моделей двигателей. Приобрести навыки по самостоятельному изучению и сравнению конструктивных особенностей приборов системы смазки.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

Макеты двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53, ЗМЗ-24, ЯМЗ-236, КамАЗ-740 с установленными приборами системы смазки. Приборы, узлы, детали систем смазки указанных двигателей.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Приступив к работе учащемуся необходимо:

Ознакомиться с темой и целью работы. Записать их в подготовленную форму отчёта.

Определить название и назначение приборов, узлов и деталей, обозначенных на плакате, а также закреплённых на настенном щите рабочего места №6.

Рассмотреть способы подачи масла к трущимся поверхностям.

Уяснить какие марки масел применяются для двигателей ВАЗ, ЗМЗ, КамАЗ. Объяснить маркировку масел.

На макетах двигателей найти приборы системы смазки; объяснить их назначение.

Рассмотреть устройство и работу масляного насоса ЗИЛ-130, найти конструктивные отличия его от насосов двигателей ЗМЗ, ЯМЗ.

Разобраться с устройством и работой центрифуг. Найти конструктивное отличие центрифуг ЯМЗ 236 от КамАЗ-740.

Обратить внимание на устройство, работу и конструктивные особенности фильтров со сменным фильтрующим элементом.

Разобраться с назначением, расположением на двигателях и работой клапанов в системе смазки изучаемых моделей.
На схемах системы смазки изучаемых двигателей показать путь масла из поддона ко всем трущимся поверхностям и деталям двигателя.

Записать в отчёт нормы давления в системе смазки изучаемых двигателей. Обратить внимание на расположение контрольных приборов.

Рассмотреть вопросы назначения вентиляции картера. Типы систем вентиляции картера, их устройство, преимущества и недостатки.

Вопросы для самопроверки

o Назначение системы смазки. Способы подачи масла к трущимся поверхностям.

o Какие масла применяются для смазки двигателей?

o Из каких приборов состоит комбинированная система смазки? Их назначение расположение на двигателе.

o Устройство и работа масляных насосов.

o Устройство и работа фильтров тонкой и грубой очистки масла.

o Устройство и работа центробежных масляных очистителей.

o Назначение редукционного и других клапанов в системе смазки.

o Назначение и устройство масляного радиатора.

o На схемах системы смазки изучаемых двигателей проследить путь масла из поддона картера ко всем трущимся деталям двигателя.

o Назначение вентиляции картера. Какие существуют типы вентиляции картера?

o Как влияет состояние системы вентиляции картера двигателя на загрязнение окружающей среды?

Оформить отчет и предъявить преподавателю.

Для выполнения работы необходимо:

1. Знать основной теоретический материал по данной теме.

2. Иметь необходимую литературу и заготовленную форму отчёта.

3. Следить за сохранностью и комплектностью рабочего места.

4. Соблюдать правила техники безопасности, и внутреннего распорядка.

5. Разборочно-сборочные работы проводить только с разрешения преподавателя.

6. Окончив работу, навести порядок на рабочем месте, проверить его комплектность.

Литература.

1.Пехальский А.П, Пехальский И.А. «Устройство автомобилей» М., «Академия», 2013г. с.97-122

2.Пузанков А.Г. «Автомобили. Устройство автотранспортных средств». М. Академия. 2013г. с.75-87

3.Тур Е.Я., Серебряков К.В. и др. «Устройство автомобилей», М., Машиностроение, 1990 г. с.78-91

Интернет-ресурсы.

1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.ict.edu.ru

2. Сайт для обучающихся об автомобиле [Электронный ресурс]. — Режим доступа

www.kardan-ru.narod.ru.

ВОПРОСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ №6

1. Выполните схему масляного насоса двигателя ЗМЗ-24. Опишите его устройство и конструктивное отличие от масляного насоса ЗМЗ-53.

2. Выполните схему центрифуги ЯМЗ-236. Объясните её конструктивные отличия от центрифуги КамАЗ-740.

3. Сравните очистку масла в двигателях КамАЗ-740 и ЯМЗ-236, выполните схему фильтра грубой очистки.

4. Как смазка подаётся к втулкам коромысел двигателя КамАЗ-740 (схема каналов). В чём отличие от подачи масла к втулкам коромысел у двигателя ЗИЛ-130.

5. Какие клапана имеются в системе смазки двигателя КамАЗ-740. Объясните их назначение и расположение, выполнив блок-схему их включения в систему смазки.

6. Выполните схему масляного насоса ЗМЗ-53, объясните его устройство и работу. Опишите конструктивное отличие от насоса двигателей ВАЗ.

7. Какие детали двигателя ЯМЗ-236 смазываются под давлением. Выполните схему и по ней объясните, как смазка подаётся к толкателям.

8. Объясните, как смазываются распределительные зубчатые колёса ГРМ у двигателей ЗМЗ.

9. Расскажите о назначении редукционных клапанов, где они располагаются у изучаемых моделях двигателей. Выполните блок-схему включения клапанов в систему смазки двигателя ЯМЗ-236.

10.Назначение и устройство масляного радиатора. Выполните схемы включения масляных радиаторов двигателей ЗМЗ-24 и КамАЗ. Объясните их отличие.

11.Как смазывается зеркало цилиндров у двигателя ЗИЛ-130. Выполните схему подачи масла на зеркало цилиндров, объясните отличие от КамАЗ-740.

12.Выполните схему и объясните подачу смазки к втулкам коромысел у двигателя ЯМЗ-236. Сравните и найдите отличия для КамАЗ-740.

13.Какие детали двигателя КамАЗ-740 смазываются под давлением. Выполните схему включения в систему смазки компрессора и гидромуфты вентилятора.

14. Фильтры тонкой очистки масла, конструкция и способы включения. Выполните схему фильтра двигателей КамАЗ.

15.Выполните схему вентиляции картера двигателей ВАЗ, её отличие от КамАЗ-740.

16. В чем различие масляных фильтров двигателей ЗМЗ-24 и ВАЗ? Ответ иллюстрировать схемой фильтра ВАЗ. 17.Назначение клапана разряжения в системе вентиляции картера двигателя, его устройство и работа..

Наши рекомендации