Практическая работа № 6. Инструкционная карта
ТЕМА: Система смазки двигателей.
ЦЕЛЬ: Закрепить, углубить и систематизировать теоретические знания по устройству и работе системы смазки изучаемых моделей двигателей. Приобрести навыки по самостоятельному изучению и сравнению конструктивных особенностей приборов системы смазки.
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
Макеты двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-53, ЗМЗ-24, ЯМЗ-236, КамАЗ-740 с установленными приборами системы смазки. Приборы, узлы, детали систем смазки указанных двигателей.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Приступив к работе учащемуся необходимо:
Ознакомиться с темой и целью работы. Записать их в подготовленную форму отчёта.
Определить название и назначение приборов, узлов и деталей, обозначенных на плакате, а также закреплённых на настенном щите рабочего места №6.
Рассмотреть способы подачи масла к трущимся поверхностям.
Уяснить какие марки масел применяются для двигателей ВАЗ, ЗМЗ, КамАЗ. Объяснить маркировку масел.
На макетах двигателей найти приборы системы смазки; объяснить их назначение.
Рассмотреть устройство и работу масляного насоса ЗИЛ-130, найти конструктивные отличия его от насосов двигателей ЗМЗ, ЯМЗ.
Разобраться с устройством и работой центрифуг. Найти конструктивное отличие центрифуг ЯМЗ 236 от КамАЗ-740.
Обратить внимание на устройство, работу и конструктивные особенности фильтров со сменным фильтрующим элементом.
Разобраться с назначением, расположением на двигателях и работой клапанов в системе смазки изучаемых моделей.
На схемах системы смазки изучаемых двигателей показать путь масла из поддона ко всем трущимся поверхностям и деталям двигателя.
Записать в отчёт нормы давления в системе смазки изучаемых двигателей. Обратить внимание на расположение контрольных приборов.
Рассмотреть вопросы назначения вентиляции картера. Типы систем вентиляции картера, их устройство, преимущества и недостатки.
Вопросы для самопроверки
o Назначение системы смазки. Способы подачи масла к трущимся поверхностям.
o Какие масла применяются для смазки двигателей?
o Из каких приборов состоит комбинированная система смазки? Их назначение расположение на двигателе.
o Устройство и работа масляных насосов.
o Устройство и работа фильтров тонкой и грубой очистки масла.
o Устройство и работа центробежных масляных очистителей.
o Назначение редукционного и других клапанов в системе смазки.
o Назначение и устройство масляного радиатора.
o На схемах системы смазки изучаемых двигателей проследить путь масла из поддона картера ко всем трущимся деталям двигателя.
o Назначение вентиляции картера. Какие существуют типы вентиляции картера?
o Как влияет состояние системы вентиляции картера двигателя на загрязнение окружающей среды?
Оформить отчет и предъявить преподавателю.
Для выполнения работы необходимо:
1. Знать основной теоретический материал по данной теме.
2. Иметь необходимую литературу и заготовленную форму отчёта.
3. Следить за сохранностью и комплектностью рабочего места.
4. Соблюдать правила техники безопасности, и внутреннего распорядка.
5. Разборочно-сборочные работы проводить только с разрешения преподавателя.
6. Окончив работу, навести порядок на рабочем месте, проверить его комплектность.
Литература.
1.Пехальский А.П, Пехальский И.А. «Устройство автомобилей» М., «Академия», 2013г. с.97-122
2.Пузанков А.Г. «Автомобили. Устройство автотранспортных средств». М. Академия. 2013г. с.75-87
3.Тур Е.Я., Серебряков К.В. и др. «Устройство автомобилей», М., Машиностроение, 1990 г. с.78-91
Интернет-ресурсы.
1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.ict.edu.ru
2. Сайт для обучающихся об автомобиле [Электронный ресурс]. — Режим доступа
www.kardan-ru.narod.ru.
ВОПРОСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ №6
1. Выполните схему масляного насоса двигателя ЗМЗ-24. Опишите его устройство и конструктивное отличие от масляного насоса ЗМЗ-53.
2. Выполните схему центрифуги ЯМЗ-236. Объясните её конструктивные отличия от центрифуги КамАЗ-740.
3. Сравните очистку масла в двигателях КамАЗ-740 и ЯМЗ-236, выполните схему фильтра грубой очистки.
4. Как смазка подаётся к втулкам коромысел двигателя КамАЗ-740 (схема каналов). В чём отличие от подачи масла к втулкам коромысел у двигателя ЗИЛ-130.
5. Какие клапана имеются в системе смазки двигателя КамАЗ-740. Объясните их назначение и расположение, выполнив блок-схему их включения в систему смазки.
6. Выполните схему масляного насоса ЗМЗ-53, объясните его устройство и работу. Опишите конструктивное отличие от насоса двигателей ВАЗ.
7. Какие детали двигателя ЯМЗ-236 смазываются под давлением. Выполните схему и по ней объясните, как смазка подаётся к толкателям.
8. Объясните, как смазываются распределительные зубчатые колёса ГРМ у двигателей ЗМЗ.
9. Расскажите о назначении редукционных клапанов, где они располагаются у изучаемых моделях двигателей. Выполните блок-схему включения клапанов в систему смазки двигателя ЯМЗ-236.
10.Назначение и устройство масляного радиатора. Выполните схемы включения масляных радиаторов двигателей ЗМЗ-24 и КамАЗ. Объясните их отличие.
11.Как смазывается зеркало цилиндров у двигателя ЗИЛ-130. Выполните схему подачи масла на зеркало цилиндров, объясните отличие от КамАЗ-740.
12.Выполните схему и объясните подачу смазки к втулкам коромысел у двигателя ЯМЗ-236. Сравните и найдите отличия для КамАЗ-740.
13.Какие детали двигателя КамАЗ-740 смазываются под давлением. Выполните схему включения в систему смазки компрессора и гидромуфты вентилятора.
14. Фильтры тонкой очистки масла, конструкция и способы включения. Выполните схему фильтра двигателей КамАЗ.
15.Выполните схему вентиляции картера двигателей ВАЗ, её отличие от КамАЗ-740.
16. В чем различие масляных фильтров двигателей ЗМЗ-24 и ВАЗ? Ответ иллюстрировать схемой фильтра ВАЗ. 17.Назначение клапана разряжения в системе вентиляции картера двигателя, его устройство и работа..