Игровые технологии в обучении и воспитании школьников

Игра — это разновидность физической и интеллектуальной деятель-ности, лишенная прямой практической целесообразности и представляю-щая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.

Игра, наряду с трудом и ученьем, — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Особенность игры состоит в том, что ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого игрового действия.

Игры, создаваемые для использования в учебно-воспитательном процессе, по­лучили название педагогических. Педагогические игры делятся на дидактические (обучающие),воспитательныеи управленческие(для педагогов и руководителей учреждений образования).

Дидактическая игра —это педагогически организованный вид игровой деятельности учащихся, представляющий собой синтез основных компонентов игры и учения, ориентированный на развитие общеучебных и специальных умений и способностей, на социальную адаптацию, творческую самореализацию участников игры.

Функции дидактических игр: 1) познавательная (в дидактических играх учащиеся усваивают новые и закрепляют имеющиеся знания, навыки, умения); 2) развивающая (развитие физических и умственных сил ребенка); 3) развлекательная (игра взывает удовольствие, воодушевляет, пробуждает интерес); 4) релаксационная (снятие эмоционального напряжения); 5) терапев-тическая (помогает преодолевать различные трудности, имеющих место в других видах жизнедеятельности); 5) коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру лично­стных показателей); диагностическая (в игре, как правило, проявляются отклонения от нормы в развитии играющего субъекта); 6) коммуникативная (игра способствует сплочению коллектива, усвоению участниками навыков общения, установлению эмоциональных контактов); 7) социализирующая (включение в систему общественных отношений, усвоение социальных норм и ценностей); 8) экзистенциальная (игра дает человеку возможность отыс­кать себя в обществе, в чело­вечестве, во Вселенной).

Дидактические игры классифицируются:

· по предметной области:математические, физические, химические, биологические, экологические, музыкальные, литературные, технические, спортивные, военно-прикладные, управленческие, экономи­ческие и т. д.;

· по игровой среде (то есть где и с чем играем): игры без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения и т. д.;

· по характеру и содержанию игрового действия: игры ролевые, деловые, организационно-деятельностные, зрелищные (игры-шоу), игры-театрализации, тренинговые, интеллектуально-развивающие.

Рассмотрим последнюю классификацию подробнее.

Ролевая игра (разыгрывание ролей).Это, по сути, представление ситуации в лицах, инсценировка, которая может быть проведена с раз­ными составами исполнителей, но при одних и тех же зрителях. Слу­шатели могут сравнить, кто «сыграл» лучше, какие недостатки ока­зались общими.

Деловая игра. Отличается от ролевой игры тем, что в ней воспроизводится процесс труда работников какой-либо организации, фирмы, учреждения. Деловая игра направлена на формирование умений грамотно организовывать работу, распределять поручения, планировать, контроли­ровать деятельность свою и сотрудников.

Организационно-деятельностная играхарактеризуется следующимиотличительными чертами: а)предполагает разрешение сложной социальной, производственной или иной проблемы, когда требуется объединение усилий, коллективное мышление; б) требует участия значительного количества людей (нередко всего коллектива школы); в) создание команд или групп «специали­стов» различных направлений; г) продолжительность во времени (оргдеятельностные игры часто длятся более одного дня).

Примеры организационно-деятельностных игр в школе: военно-спортивная игра «Зарница», «День самоуправления», «День бизнеса».

Зрелищная игра (игровое шоу). Чаще всего копируют известные телешоу: «КВН», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Умники и умницы» и т. п. Педагог здесь выполняет три роли: сценариста, режиссера и менеджера.

Игры-театрализации (дидактический театр). Театрализованные уроки могут проводиться практически по всем предметам. Например, на уроке общей биологии старшеклассники разыгрывают публичную дискуссию между знаменитыми биологами прошлого (Кювье, Линней, Ламарк, Дарвин, Гексли и др.), используя костюмы и даже грим. Даже не слишком сильные ученики хорошо усваивают учебную информацию, прияв участие в такой работе.

Тренинговые игры. Сюда можно отнести, например, игры с этико-психологическими правилами (десятки таких игр описала Н.Е. Щуркова в книге «Собранье пестрых дел»).

Интеллектуально-развивающие игры.Примером может служить технология развивающих игр, разработанная Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными (см. их книги «Мы, наши дети и внуки», «Ступени творчества, или Развивающие игры»).Каждая игра у Никитиных представляет собой набор задач,которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора. Никитины предлагают также развивающие игры с узорами, рамками, плана­ми и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», «точечка­ми», «часами», термометром, мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуго­вицами, палками. При этом трудность задач постепенно возрастает от доступных 2-3-хлетнему малышу до непосильных некоторым взрослым.

Этапы и стадии реализации дидактических игр рассмотрим на примере деловой игры «Парламентские выборы», проведенной под нашим руководством в колледже при изучении учащимися основ социально-гуманитарных наук:

Этап подготовки   Разработка игры 1. Разработка сценария и плана игры преподавателем. 2. Разработка критериальной шкалы оценки деятельности участников игры. 3. Изучение будущими участниками литературы по темам «Выборы», «Политические партии», Избирательного кодекса РБ, Закона РБ «О политических партиях». 4. Подготовка материального обеспечения: символики «партий», «предвыборных листовок» и «плакатов», атрибутов избира- тельного участка (вывеска, урна, бюллетени, «протокол подсчета бюллетеней»).
Ввод в игру 5. Погружение в игру (проблемная лекция по теме «Выборы», доклады учащихся по истории выборов, особенностям избира- тельных систем различных стран мира, в т. ч. РБ). 6. Инструктаж участников, ознакомление с правилами, регламен- том. 7. Создание «партий». 8. Консультации с будущими игроками — «кандидатами», члена- ми «избирательной комиссии».
Этап проведения   «Избиратель-ная кампания» 9. Самопрезентация «партий» и независимых «кандидатов». 10. Регистрация «кандидатов». 11. Предвыборные выступления «кандидатов». 12. «Теледебаты». 13. Ответы на вопросы «избирателей».
«Голосование»   14. Организация работы «избирательного участка» и «избиратель- ной комиссии». 15. Регистрация «избирателей». 16. Собственно «голосование». 17. Подсчет голосов «избирательной комиссией». 18. Определение победителей.
Этап анализа и обобщения   19. Выгружение из игры. 20. Рефлексия (оценка и самооценка хода и результатов работы участниками игры). 21. Выводы преподавателя, выставление отметок согласно критериальной шкале, рекомендации участникам игры на будущее. 22. Оформление стенгазеты («афиши») с отчетом об игре для всеобщего ознакомления.

Вопрос №11.

Наши рекомендации