Теория задача 4 «Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов»
Фирма, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования экспортных, импортных и транзитных грузов заключила контракт на доставку заданного количество тонн нефтепродуктов (см. задание) от Ачинского нефтеперегонного завода на новую нефтебазу в г.Тэс-Сомон (Монголия).
Транспортировка осуществляется в 2 этапа:
1) железнодорожным транспортом от Ачинска до Минусинска или Абазы,
2) автомобильным транспортом до Тэс-Сомона.
Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя, представлена на схеме (см. бланк задания). Числами на схеме указаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.
Для обеспечения этих поставок фирма заключает контракты с автотранспортными предприятиями, ОАО «РЖД» и нефтебазами на перевозку, перевалку и хранение нефтепродуктов.
В регионе имеется 2 автотранспортных предприятия, которые отвечают требованиям для международных автомобильных перевозчиков. На участке Улан-Гом — Тэс-Сомон работает внутренний транспорт Монголии. Первое автопредприятие находится в г.Аскиз, а второе – в Минусинске. В регионе имеются также две нефтебазы: в г. Абаза и в г. Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.
Различие в тарифах за перевозку грузов у российских перевозчиков объясняется масштабом деятельности предприятий. Внутренний тариф на перевозки в Монголии существенно выше тарифов российских автотранспортных предприятий, занятых в международных перевозках, в силу отсутствия большегрузного подвижного состава, высокой стоимости топлива, а также ряда других факторов.
Перевозка может осуществляться по четырём вариантам, которые представлены в таблице 10.
Таблица 10
Варианты перевозки нефтепродуктов
Этап | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
Маршрут | 1.Ачинск-Абаза ж.д 2.Абаза –Улаангом (авто) 3.Улаангом-Тэс-Сомон (авто) | 1.Ачинск-Абаза ж.д 2.Абаза –Улаангом 3.Улаангом-Тэс-Сомон (авто) | 1.Ачинск-Минуссинск ж.д 2. Минуссинск - Тэс-Сомон (авто) | 1.Ачинск-Минуссинск ж.д 2. Минуссинск - Тэс-Сомон (авто) |
Перевозчик | Аскизское АТП | Минусинское АТП | Минусинское АТП | Аскизское АТП |
Перевалка | Абаза Улаангом Тэс-Сомон | Абаза Улаангом Тэс-Сомон | Минуссинск Тэс-Сомон | Минуссинск Тэс-Сомон |
Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов основан на проведении расчетов по всем возможным вариантам. Критерий выбора — минимум полных затрат.
, (45)
где Стр - затраты на транспортировку, у.е;
- затраты, связанные с подачей автомобилей к месту погрузки, у.е.;
- затраты на перевалку нефтепродуктов, у.е.
Затраты на транспортировку:
(46)
Затраты на перевалку:
(47)
Затраты на подачу автомобиля к пункту перевалки:
, (48)
где Тпод – тариф на подачу автомобиля к месту погрузки, у.е.;
S – расстояние до места погрузки автомобилей (до нефтебазы), км;
Nам – количество автомобилей.
Подбор автомобилей (в зависимости от светлых или тёмных нефтепродуктов) и расчёт количества производится по формуле:
, (49)
где Q – масса перевозимых нефтепродуктов (см. задание);
qам – грузоподъемность автомобиля (см. таблицу 11).
Затраты на транспортировку нефтепродуктов по железной дороге ( ) рассчитываются с помощью компьютерной программы «Магистраль». Но прежде, чем производить расчёты в программе, необходимо произвести подбор и расчёт количества вагонов, необходимых для перевозки заданного количества нефтепродуктов.
Подбор железнодорожного подвижного состава (в зависимости от светлых или тёмных нефтепродуктов) и расчёт количества вагонов производится по формуле:
, (50)
где Gваг – грузоподъемность вагона (см. таблицу 12).
Определив количество вагонов, необходимо рассчитать количество маршрутов, необходимых для перевозки заданного количества нефтепродуктов:
, (51)
где mвагмарш – количества вагонов в одном маршруте (принимаем равным в пределах 35 – 50 вагонов, таким образом, чтобы количество маршрутов получилось целым числом).
Таблица 11
Характеристики автоцистерн для перевозки нефтепродуктов
Тип автоцистерны | Грузоподъёмность, т | Тип нефтепродуктов |
АЦ 36133 | горячего битума и мазута | |
БЦМ-14.1 | сырой нефти и мазута | |
БЦМ-96042 | битумных эмульсий, битума, мазута | |
ППЦ 96271-01 | темных нефтепродуктов | |
ППЦ 9638-10-01 | темных нефтепродуктов | |
ППЦ-21 | битума | |
ППЦ-25 (Т) | нефти, мазута, битума | |
ППЦ-30 (Т) | нефти, мазута, битума | |
ППЦ-33 (Т) | нефти, мазута, битума | |
АЦ 36133 | светлых нефтепродуктов | |
АЦ 56081-05 | светлых нефтепродуктов | |
АЦ 56131-03 | светлых нефтепродуктов | |
АЦ 56141-08 | светлых нефтепродуктов | |
АЦ 56151-03 | светлых нефтепродуктов | |
АЦ 56161-05 | светлых нефтепродуктов | |
АЦ 56216-011 | светлых нефтепродуктов | |
АЦ 56241-02 | светлых нефтепродуктов | |
ППЦ 96221-03 | светлых нефтепродуктов | |
ППЦ 96231-03 | светлых нефтепродуктов | |
ППЦ 96741-10 | светлых нефтепродуктов | |
ППЦ 96742-10 | светлых нефтепродуктов | |
ППЦ 96742-10-03 | светлых нефтепродуктов | |
ППЦ-25 | светлых нефтепродуктов | |
ПЦ 8638-012 | светлых нефтепродуктов | |
ПЦ 86391 | светлых нефтепродуктов | |
ПЦ 86531 | светлых нефтепродуктов |
Таблица 12
Типы и грузоподъемность цистерн для перевозки нефтепродуктов
№ п/п | Наименование | Модель | Грузоподъёмность, т |
1. | 8-осная цистерна для нефтепродуктов | 15-871 | |
2. | 8-осная цистерна для нефти | 15-880 | |
3. | 4-осная цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов | 15-869 | |
4. | 4-осная цистерна для бензина | 15-1443 | |
5. | 4-осная цистерна для бензина с переходной площадкой | - | |
6. | 4-осная цистерна для вязких нефтепродуктов | 15-897 | |
7. | 4-осная цистерна для вязких нефтепродуктов | 15-1566 | 63,5 |
8. | 4-осная цистерна для битума | - | |
9. | 4-осный вагон для нефтебитума | 17-494 | 44,5 |
10. | 4-осный вагон для нефтебитума | 17-431 | |
11. | 4-осный вагон для нефтебитума (с облегченной рамой) | - | 40,5 |