Укрупненный расчет затрат на производство швейных изделий
За основу принимаются материальные затраты. Стоимость материалов, использованных при изготовлении базовой модели дипломного проекта определяется по форме табл. 4.1.
Оценка материальных затрат
Таблица 4.1.
№ | Наименование затрат, единицы измерения | Норма расхода | Цена за единицу измерения (руб) | Стоимость материалов (руб) |
1. | Основные материалы - ткани верха - подкладочные материалы - прокладочные материалы | |||
2. | Фурнитура | |||
3. | Скрепляющие материалы | |||
4. | Прочие затраты | |||
ИТОГО материальных затрат | Х | Х |
Основное допущение укрупненного расчета – это процентное соотношение материальных затрат и затрат на оплату труда или конверсионных затрат. Базовое соотношение предполагает, что затраты на материалы составляют 70 % стоимости готового изделия.
Материальные затраты (МЗ) определены как итог табл. 4.1. Тогда конверсионные затраты (КЗ) определяются по формуле:
|
(1)
где ДКЗ – процентная доля конверсионных затрат;
ДМЗ – процентная доля затрат на материалы.
Основной вариант: ДКЗ = 30 %
ДМЗ = 70 %
Возможные изменения должны быть обоснованы применительно к конкретной коллекции.
При изготовлении отдельных изделий и коллекций могут потребоваться дополнительные затраты на обработку и отделку отдельных узлов и элементов. Для таких случаев можно предусмотреть дополнительные конверсионные затраты (КЗдоп). КЗдоп составляют 50 – 100 % КЗ. Для их обоснования используются следующие критерии:
- значительная доля ручного труда, приближение к условиям «от кутюр»;
- минимальная доля повторяющихся элементов коллекции;
- высокая доля новых решения;
- нетрадиционные методы обработки и др.
Итоговый показатель затрат или полная стоимость (С) на изготовление швейного изделия определяется по формуле:
С = МЗ + КЗ + КЗдоп (2)
4.2. Расчет плановых калькуляций себестоимости продукции
4.2.1. Метод прямого счета
При наличии всех необходимых данных используется способ группировки затрат и определения себестоимости продукции по следующим статьям расходов:
- сырье и материалы
- возвратные отходы
- топливо на технологические нужды
- энергия
- основная заработная плата производственных рабочих
- дополнительная заработная плата
- начисления на заработную плату
- расходы на подготовку и освоение производства
- цеховые расходы
- общепроизводственные расходы
- общехозяйственные расходы
- потери от брака
- прочие производственные расходы
- внепроизводственные расходы.
Этот метод получил название прямого счета затрат. В практике работы предприятия осуществляется контроль за уровнем перечисленных затрат. Все решения по составу и сумме затрат определяются налоговым кодексом РФ.
4.2.2. Калькуляция по методу величины покрытия
В этом методе за основу приняты переменные затраты на единицу готовой продукции. К переменным затратам относятся затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, заработную плату и премиальные выплаты основных рабочих, т.е. это все элементы затрат, которые зависят от выпуска продукции. Для этого метода необходимо провести группировку переменных затрат и определить реальную цену продаж. Расчет осуществляется по формуле:
Ц – ПЗ = ВП, (3)
где Ц – цена единицы товара (руб),
ПЗ – переменные затраты (руб),
ВП – величина покрытия (руб).
Величина покрытия должна обеспечить компенсацию постоянных затрат.
Если известны постоянные и переменные затраты, можно определить размер выпуска, обеспечивающий безубыточность и целевую прибыль.
Воспользуемся общим условием безубыточности:
В ·Ц = ПОСТ З + ПЗ · В, (4)
где В – количество изделий, подлежащих реализации (штук),
ПОСТ З – постоянные затраты (руб).
В ·Ц = ВР, (5)
где ВР – выручка от реализации (руб).
Далее
(6)
где В – объем продаж (шт), обеспечивающий безубыточность.
На основе условий безубыточности формируются условия получения целевой прибыли (ЦП):
(7)
Для сценарного расчета по данным дипломного проекта студент может сформировать условия получения целевой прибыли с определением плана реализации швейных изделий (в шт.) при допущении, что постоянные затраты равны 0, т.е. F ПОСТ = 0.
Этот вариант используется реже, только в тех случаях, когда точно известна цена реализации товара, например, при выполнении заказа.
Для вариантов 4.1. и 4.2.1. необходимо определить возможные цены и уровни рентабельности нового ассортимента.