Вклад российских меценатов в развитие просвещения и культуры

МЕЦЕНАТ – бескорыстный покровитель, способствующий развитию науки и искусства, выделяя для него материальную помощь из личных средств

История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. Значительный взлет меценатской деятельности наступил во время царствования Екатерины II, ее долголетнее правление было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства. Граф Григорий Орлов выстроил в Гатчине великолепный дворец (архитектор Растрелли), где была собрана обширная библиотека. Гатчина стала олицетворением деятельности богатого вельможи, покровителя муз екатерининского времени. «Богатство обязывает». Эти слова принадлежат Павлу Петровичу Рябушинскому, одному из восьми братьев Рябушинских семьи предпринимателей и меценатов. Их предки – крестьяне Калужской губернии, сумевшие благодаря своим личным качествам добиться успеха на ниве предпринимательства. Особую известность как меценат получил Николай Рябушинский. Он оказывал финансовую помощь художникам и ученым, а доступность образования считал непременным условием развития общества, поэтому счел своим долгом финансировать строительство школы. Москва – не только сердце России, но и один из величайших культурных центров нашей страны, Европы и всего мира. Государственный исторический музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Театральный музей имени А.М. Бахрушина, легендарный МХАТ, Российская Государственная библиотека (бывшая Библиотека имени В.И. Ленина) – всеми этими жемчужинами культуры мы обязаны собирателям, коллекционерам и покровителям искусства – московским меценатам, тем, кто помогал развитию отечественной культуры своими деньгами. Купцы и фабриканты, люди, столь разные по своему характеру, вкладывая средства в «предприятие», не приносящее осязаемой прибыли и не дающее финансовой выгоды, видели в этом свой гражданский долг. Благотворительность была уже для них если не основной, то очень важной частью жизни и реальным материальным воплощением патриотизма. Деловой мир Москвы теснейшим образом был связан с понятием «меценатство». На историческую сцену вышли предприниматели, покровительствовавшие деятелям культуры и ученым. Они жертвовали большие деньги на нужды образования, искусства, для больниц и приютов. Другой московский предприниматель, пайщик текстильных мануфактур и пивоваренного общества К.Т. Солдатенков посвятил себя изданию книг, которые не могли рассчитывать на коммерческий успех, но были поистине неоценимы для науки, культуры и образования. Будучи старовером и не имея должного образования, он тем не менее выпустил около 200 названий изданий, популяризируя работы выдающихся деятелей и писателей того времени, таких, как Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, А. Фет, Я. Полонский. Он издавал переводные научные работы с французского языка, литературную классику – Гомера, Шекспира. Козьма Терентьевич был страстным библиофилом. Книги его библиотеки, которая насчитывала свыше 20 тыс. экземпляров, теперь находятся в Российской Государственной библиотеке. Солдатенков собрал в своей коллекции свыше двухсот произведений русского изобразительного искусства, его частная галерея, находящаяся в стенах его особняка на Мясницкой улице, была доступна с разрешения хозяина. Он помог деньгами при создании Московского Публичного и Румянцевского музеев, впоследствии ежегодно поддерживая их. Часть своего собрания икон, имеющего значительную ценность, он завещал Покровскому собору Рогожкой церкви. Мы обязаны Солдатенкову и крупнейшей больницей Москвы, получившей впоследствии имя С.П. Боткина. Он жертвовал деньги не только на культуру, но и на образование, и общественные нужды. Сытин издавал газету «Русское слово». Особой статьей стал выпуск Сытиным календарей, они отличались высоким качеством, были красочными, в них впервые появились статьи по разным отраслям знаний. Сытин вынашивал планы учреждения общества «Школа и знание»: он хотел выстроить сотни зданий училищ, оборудовать школы, открыть по всей стране Дома книги; под Москвой Сытин собирался построить писчебумажную фабрику со своими социальными службами. Но наступил 1917 год. Сытин передал все свое состояние новой власти и, хотя ему предлагали возглавить Госиздат, он отказался, сославшись на свое 3-классное образование. Был уполномоченным своей типографии, написал воспоминания «Жизнь для книги». Они вышли только в 1970-х годах, так как раньше их не печатали. 15 октября 1841 года родился Савва Иванович Мамонтов. В семье было семеро детей, но именно Савве суждено было стать знаменитым промышленником и меценатом. Главным в жизни Саввы Ивановича Мамонтова было искусство. "Надо приучить глаза народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах", - говорил Мамонтов. Двери его московского дома и двери его имения Абрамцево были широко открыты для людей, по-настоящему одаренных. Савва Иванович хорошо чувствовал талантливых людей. Он материально поддержал в трудную минуту и помог развить творчество Федора Ивановича Шаляпина, Михаила Александровича Врубеля, Виктора Васнецова, Константина Коровина и многих других. Поэтому Савву называют благородным словом меценат – покровитель.

Наши рекомендации