Текстовая часть материалов подсчета запасов

Требования

К составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых

Общие положения

1.1.В целях создания условий для рационального и комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых оцененных и разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Положительное заключение органов государственной экспертизы о достоверности и экономической значимости запасов полезных ископаемых является основанием для постановки их на государственный учет, а для разведанных месторождений, признанных подготовленными для промышленного освоения, – обязательным условием начала подготовки их к эксплуатации (проектирования предприятия).

1.2. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезного ископаемого, их экономической значимости, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

1.3. Настоящие «Требования…» устанавливают общие правила составления, оформления и порядка представления на государственную экспертизу материалов подсчета запасов разведанных месторождений металлических и неметаллических полезных ископаемых.

1.4. «Требования…» обязательны к исполнению всеми недропользователями, осуществляющими разведку, геолого-экономическую оценку и разработку месторождений твердых полезных ископаемых на территории Российской Федерации, вне зависимости от их организационного статуса и юрисдикции.

1.5. Государственная экспертиза материалов подсчета запасов полезных ископаемых осуществляется специально уполномоченными Министерством природных ресурсов Российской Федерации органами – Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) или территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемым (ТКЗ), которые в своей работе опираются на заключения независимых экспертов – квалифицированных специалистов в области геологии, разведки и подсчета запасов, переработки минерального сырья, горного дела, гидрогеологии, инженерной геологии, экологии, экономики и др.

Независимыми экспертами не могут быть учредители, собственники, акционеры, кредиторы, страховщики организации-недропользователя, лица, имеющие какие-либо имущественные интересы в объекте оценки и состоящие с должностными лицами недропользователя в близком родстве или свойстве, а также специалисты научно-исследовательских организаций, в той или иной мере участвующие в подготовке материалов подсчета запасов экспертируемого месторождения.

1.6. В необходимых случаях запасы полезных ископаемых могут быть подвергнуты повторной государственной экспертизе. Повторная государственная экспертиза запасов полезных ископаемых проводится по инициативе государственных органов или недропользователя в случаях:

- перевода месторождений в результате более детального изучения геологического строения, технологических свойств, условий отработки из группы оцененных в группу разведанных и подготовленных для промышленного освоения;

- увеличения по результатам доизучения месторождения в процессе его доразведки или разработки более чем на 50 % балансовых запасов полезных ископаемых по сравнению с ранее утвержденными ГКЗ (ТКЗ);

- изменения способа отработки запасов месторождения или их значительной части;

- неподтверждения или утраты промышленной ценности балансовых запасов полезных ископаемых месторождения в процессе его отработки в размерах, превышающих установленные нормативы по списанию запасов полезных ископаемых с баланса горнодобывающих предприятий;

- изменения в процессе дополнительного изучения или разработки месторождения природных или экономических факторов, влияющих на оценку его экономического потенциала в степени, требующей переутверждения кондиций или пересмотра условий лицензионного соглашения.

1.7. Отчет с подсчетом запасов составляется недропользователем или по его поручению предприятием, проводившим изучение месторождения, специализированными организациями, временными творческими коллективами.

Недропользователь несет ответственность за полную сохранность первичной геологической документации, каменного материала, дубликатов проб в течение всего периода изучения и отработки месторождения.

1.8.Отчет с подсчетом запасов должен быть составлен с использованием всей имеющейся информации (фактических данных) по разведке и отработке месторождения. При недостатке информации недропользователь обязан представить (по запросу экспертизы) дополнительные сведения.

1.9.Представленные материалы могут быть по результатам проведенной экспертизы направлены на доработку или для проведения дальнейших исследований по вопросам, не получившим надлежащего освещения. В последнем случае проводится повторная экспертиза.

Содержание материалов подсчета запасов полезных ископаемых

2.1. Геологоразведочные работы, по результатам которых составлен представляемый на экспертизу отчет с подсчетом запасов, должны отвечать действующей стадийности геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые и «Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых», утвержденной приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации от 7 марта 1997г. № 40, нормативным документам, регулирующим ее применение (рекомендации по применению Классификации для конкретных видов минерального сырья).

2.2.Содержание и форма материалов должны обеспечивать возможность проверки, а при необходимости – и пересчет запасов без личного участия авторов, содержать все данные, необходимые для обоснования результатов подсчета запасов и выводов об их достоверности.

2.3. Материалы подсчета запасов включают текстовую часть, текстовые, табличные и графические приложения.

Текстовая часть материалов подсчета запасов

Структура и объем:

- список авторов;

- содержание отчета;

- введение;

- геологическое строение месторождения;

- методика геологоразведочных работ;

- вещественный состав и технологические свойства полезных ископаемых;

- гидрогеологические условия разработки месторождения;

- горно-геологические, инженерно-геологические, горнотехнические и экологические условия разработки месторождения;

- попутные полезные ископаемые;

- вопросы охраны окружающей среды;

- подсчет запасов;

- сопоставление данных разведки и разработки месторождения;

- оценка степени изученности и подготовленности месторождения для промышленного освоения;

- заключение;

- список использованных материалов.

Текстовая часть должна содержать анализ качества проведенных работ и их результатов, обоснование выводов по всем вопросам, определяющим достоверность подсчетных параметров, оцененных и разведанных запасов и подготовленность месторождения для промышленного освоения.

Объем текстовой части материалов подсчета запасов рекомендуется ограничить 120–150 страницами. Для объектов сложного геологического строения, а также новых промышленных типов, запасы которых впервые представляются на утверждение, он может быть увеличен.

Для сокращения текстовой части рекомендуется использовать табличный и графический материал, поясняющий основные положения авторской концепции. Вспомогательный табличный материал, на котором основаны приводимые в отчете обобщения и выводы, помещается в приложениях.

Объем каждого раздела определяется авторами самостоятельно в зависимости от целей и характера проведенных геологоразведочных работ, сложности рассматриваемых вопросов и их значимости для достоверной геолого-экономической оценки, степени изученности месторождения и подготовленности его для промышленного освоения, а также полноты изложения и достоверности оценок технологических, горнотехнических, гидрогеологических, природоохранных и других условий разработки месторождения, изложенных в материалах ТЭО кондиций.

По технологическим, гидрогеологическим, инженерно-геологическим, экологическим и другим специальным видам исследований, методика и результаты которых изложены в самостоятельных отчетах (записках), составленных специализированными организациями, в текстовой части материалов подсчета запасов приводятся только данные о методике исследований и обобщающие выводы, включая оценку достоверности полученных результатов.

Список авторов.

Сведения об авторах отчета: фамилия, имя, отчество, специальность, должность, место работы, перечень разделов отчета и приложений, в составлении которых принимал участие данный специалист.

Содержание отчета.

Подробное оглавление текста отчета с наименованием глав, разделов, подразделов и указанием их постраничного размещения.

Список табличных приложений в тексте отчета.

Список рисунков, графиков и иллюстраций, размещенных в тексте отчета.

Подробный перечень текстовых приложений и их местоположение в отчете.

Табличные приложения с указанием номера, названия, которое должно раскрывать содержание, и их постраничное размещение.

Полный список графических приложений с указанием их наименования, масштаба и количества листов.

Введение.

3.3.1.Информация о недропользователе: организационная форма, форма собственности, учредители и их доля в уставном капитале.

Условия недропользования: когда и кем выдана лицензия, основные положения лицензионного соглашения, статус отвода для производства работ и его местоположение.

3.3.2. Административное и географическое положение месторождения, его границы и площадь. Краткие сведения о климате, орогидрографии, сейсмичности, мерзлотных условиях, экологической ситуации района.

3.3.3. Экономическая освоенность района месторождения: транспортные коммуникации, расстояния до ближайшей железнодорожной станции, пристани, порта; наличие населенных пунктов; обеспеченность рабочей силой, энергетическая база, источники хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения. Наличие в районе других разведанных и разрабатываемых месторождений.

3.3.4. Краткие сведения об открытии, разведке и разработке месторождения (участка); организации – производители работ. Даты и номера протоколов предыдущих рассмотрений запасов и утверждения ТЭО кондиций органами государственной экспертизы (если таковые были). Запасы (по категориям), утвержденные при последнем рассмотрении, и остаток запасов на государственном балансе на дату проведения представляемого подсчета запасов. Для разрабатываемых объектов – баланс движения запасов (раздельно для суммы категорий А+В+С1 и отдельно С2), количество утвержденных, добытых, потерянных, дополнительно разведанных, списанных как неподтвердившихся после последнего утверждения запасов полезных ископаемых, представленных на утверждение, числящихся на государственном балансе. Причины изменения представленных запасов по сравнению с числящимися на балансе и ранее утвержденными запасами.

3.3.5. Рекомендации, данные органами госэкспертизы при предыдущем утверждении запасов и утверждении кондиций по рассматриваемому месторождению, и подробные сведения об их выполнении или обоснование неактуальности выполнения рекомендаций.

3.3.6. Для оцененных и разведанныхместорождений (участков): предполагаемый способ отработки и производственная мощность будущего предприятия, а также намечаемые направления использования минерального сырья. Соответствие основных технико-экономических показателей, принятых в ТЭО, результатам данного отчета или соображения о необходимости их корректировки.

Для разрабатываемых месторождений: фактическая и проектная производительность предприятия по добыче полезного ископаемого и переработке минерального сырья; возможное влияние дополнительно разведанных запасов и комплексного использования сырья на повышение экономической эффективности работы предприятия.

Наши рекомендации