Социально-психологич основы коммуникации руководителя и подчиненного. Общая структура коммуникации

Коммуникации руководитель-подчиненный является примером обмена информацией по вертикали, но мы рассматриваем этот вид обмена информацией отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Исследования показали, что 2/3 этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми.

Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с объяснением заданий, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением привлеченной к решению заданий отделу; с обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; с сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; сообщением подчиненного о будущих изменениях; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор-сообщение (текст)—канал—аудитория—обратная связь.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).


19.Социально-психологич основы коммуникации руководителя и подчиненного. Структура коммуникации по типам темперамента.

Позитивные Негативные
САНГВИНИК
Высокая подвижность Высокая адаптивность (легкая приспособляемость) Общительность Доброжелательность Жизнерадостность Выразительность мимики и пантомимики Деятелен при условии интересного дела Тяготится однообразием Малая склонность к самоуглублению В действиях бывает резок Отсутствие усидчивости Недостаточная настойчивость
ХОЛЕРИК
Высокая активность Энергичность Быстро уясняет обстановку Инициативен Общителен Решителен Возбужденная убедительная речь Цикличность в работе, переживаниях, настроениях Вспыльчивость Резкость в отношениях Неустойчивость в поведении
ФЛЕГМАТИК
Ровен в отношениях В меру общителен Не обидчив Отличается высокой работоспособностью Настойчив Способен к большому напряжению в работе Инертность Малоподвижность Требует времени для сосредоточенного внимания Медленно принимает решения
МЕЛАНХОЛИК
Высокая чувствительность Сердечность Тонкая восприимчивость В привычной обстановке - исполнительный работник Легко раним и застенчив Мнителен и замкнут Пониженная активность Неуверенность движений Низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях)

Тип темперамента (табл. 2.3) наглядно проявляется в поведении человека, в его речи, особенно в перепадах интонаций, длительности высказывании, частоте обращений к партнеру, легкости включения в разговор, громкости голоса, плавности речи, быстроте реакций, использовании пауз, междометий, эмоциональности. Все эти характеристики достаточно легко заметить в процессе общения и по ним достаточно точно определить тип темперамента личности.

Конфликты возникают там, где сталкиваются темпераменты, которым сложно взаимодействовать. Соедините вместе в одном проекте двух холериков, которым чрезвычайно важно быть на виду и получать внимание референтной группы, - и вы получите готовый конфликт. Два лидера тоже вряд ли уживутся. Поэтому формирование команды и является таким сложным и ответственным делом.

Столкновение людей с разными типами темперамента может формировать определенные барьеры на пути взаимопонимания, нередко приводя к конфликтному исходу. Именно поэтому при взаимодействии с людьми так важно учитывать их тип темперамента и структуру характера.


20.Социально-психологич основы коммуникации руководителя и подчиненного. Вербальные и невербальные каналы передачи информации.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный —от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный). Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»)' Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, выразительность слов и смысл, вложенный в них.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки— это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др.

В невербальные средства общения входят:

1. Кинестика — внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика —движения мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторика всего тела; позы, осанка, поклоны, походка.

2. Такесика — прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика — расположение людей в пространстве при общении.

По мнению западных специалистов, лишь 7% успеха зависит от того, что лидер говорит, а 55% — как он говорит, как выглядит, какое впечатление производит. Имидж — одна из важных составляющих его успеха. Если ты работаешь на людях и с людьми, ты должен быть приветлив и улыбчив. Этому специально учат, это «вдалбливают». Улыбка — знак жизненного успеха. Хотя некоторые утверждают, что американская улыбка формальна. Но лучше формальная любезность, чем искреннее хамство.

Твой внешний облик — твоя первейшая характеристика, это надо усвоить с детства. Одежда — тоже своеобразный ярлык, знак образа мыслей и поведения. И в расчете на успех внешний вид и одежда должны быть безукоризненными. Они должны внушать доверие к личности и ее деловым качествам. Внешний вид любого сотрудника любой организации обязан служить пусть не первостепенным, но тем не менее весьма важным подтверждением солидности, надежности, а значит, вызывать желание сотрудничества, то есть служить делу дальнейшего процветания фирмы.

Характер взаимодействия с людьми во многом зависит от того, в какой форме предпочитает человек выражать свое недовольство в отношении других лиц и в какой форме склонен оказывать знаки внимания людям.

Знак внимания — высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

Среди них выделяют комплименты, похвалы и поддержку.

Комплимент — знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.

Наши рекомендации