Практическая работа № 5. Инструкционная карта

ТЕМА: Система охлаждения двигателей.

ЦЕЛЬ: Закрепить, углубить и систематизировать теоретические знания по устройству и работе двигателей. Приобрести навыки по самостоятельному изучению и сравнению конструктивных особенностей приборов системы охлаждения.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

Макеты двигателя ЗИЛ-130, ЗМЗ-53, ЯМЗ-236, КамАЗ-740, ЗМЗ-24. Приборы, узлы, детали систем охлаждения указанных двигателей. Плакаты №5.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

Приступив к работе учащемуся необходимо:

Ознакомиться с темой и целью работы. Записать их в подготовленную форму отчёта.

Определить название и назначение приборов, узлов и деталей, закреплённых на щите рабочего места №5.

Рассмотреть типы систем охлаждения, их преимущества и недостатки.

Обратить внимание к чему приводит излишнее или недостаточное охлаждение двигателя.

Рассматривая работу системы охлаждения, проследить циркуляцию жидкости при холодном и прогретом двигателе.

Уясните, какими способами осуществляется поддержание теплового режима двигателя.

Рассмотрите устройство водяного насоса ЗИЛ-130. Обратите внимание на принцип его работы и сальниковое уплотнение. Обратите внимание на конструктивные отличия водяных насосов других моделей двигателей.

Рассмотрите устройство радиатора. Обратите внимание на устройство его пробки и работу клапанов. Объясните преимущество закрытой системы охлаждения.

Ознакомьтесь с конструктивными отличиями термостатов. Найдите места их установки.

Найдите конструктивные отличия в приводах вентиляторов ЗИЛ-130, ЗИЛ-645, ЯМЗ-236, КамаЗ-740.

Рассматривая разрезной макет на щите, уясните работу гидравлической муфты привода вентилятора КамАЗ-740.

На макетах двигателя рассмотрите установку приборов системы охлаждения. Найдите, где установлены эти устройства.

Рассмотрите устройство предпускового подогревателя двигателя.

Вопросы для самопроверки

o Назначение и типы систем охлаждения.

o Устройство жидкостной системы охлаждения.

o Способы поддерживания постоянного оптимального теплового режима двигателя.

o Как влияет на работу двигателя излишнее или недостаточное охлаждение?

o Назначение и устройство радиатора.

o Назначение и устройство водяного насоса.

o Устройство и работа термостата с жидким и твёрдым наполнителем.

o Назначение и устройство вентилятора, его привод.

o Устройство и работа клапанов в пробке радиатора и расширительного бачка.

o Устройство и работа гидромуфты привода вентилятора двигателя КамАЗ-740.

o Последовательность циркуляции жидкости по малому и большому кругу.

o Конструктивные особенности систем охлаждения двигателей: КамАЗ-740, ЗМЗ-402

o Какие жидкости применяются для отвода тепла в жидкостной системе охлаждения Назначение, устройство и работа жалюзи.

o Способы подогрева системы охлаждения перед пуском двигателя.

o Особенности устройства и работы воздушной системы охлаждения.

o Преимущества и недостатки жидкостной системы охлаждения по сравнению с воздушной.

o

Оформить отчет и предъявить преподавателю

Для выполнения работы необходимо:

1. Знать теоретический материал по данной теме.

2. Иметь необходимую литературу и заготовленную форму отчёта.

3. Следить за сохранностью и комплектностью рабочего места.

4. Соблюдать правила техники безопасности и внутреннего распорядка.

5. Разборочно-сборочные работы проводить только с разрешения преподавателя.

1. Окончив работу, навести порядок на своём рабочем месте, проверить его комплектность, сдать преподавателю.

6.

Литература.

1.Пехальский А.П, Пехальский И.А. «Устройство автомобилей» М., «Академия», 2013г. с.74-96

2.Пузанков А.Г. «Автомобили. Устройство автотранспортных средств». М. Академия. 2013г. с.88-101, 252-256

3.Тур Е.Я., Серебряков К.В. и др. «Устройство автомобилей», М., Машиностроение, 1990 г. с.64-78

Интернет-ресурсы.

1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.ict.edu.ru

2. Сайт для обучающихся об автомобиле [Электронный ресурс]. — Режим доступа

www.kardan-ru.narod.ru.

ВОПРОСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ №5

1. Схема циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя ЯМЗ-236

2. Выполните необходимые схемы и объясните способы регулировки натяжения ремней привода жидкостных насосов ЯМЗ-236 и КамАЗ-740.

3. Опишите круг циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя ЗМЗ -406, выполните соответствующую схему.

4. Выполните схему клапанов пробки радиатора или расширительного бачка. Объясните преимущество закрытой системы охлаждения.

5. Опишите отличия приводов водяных насосов двигателей ЯМЗ-236 и ВАЗ. Выполните схему приводов.

6. Опишите отличия приводов вентиляторов систем охлаждения двигателя ЯМЗ-236 и КамАЗ-740. Выполните схему привода вентилятора ЯМЗ-236.

7. Какие существуют типы термостатов. Их количество и расположение. Схема термостата двигателя ВАЗ.

8. Порядок прогрева двигателя перед пуском при температуре -300 С. Блок-схема пускового подогревателя.

9. Опишите, как работает система охлаждения двигателя КамАЗ-740. Выполните схему циркуляции жидкости.

10. В чём отличие малого круга циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателей ЯМЗ-236 и ЗМЗ-406? Выполнить схему циркуляции.

11. К чему приводит перегрев двигателя? Схема циркуляции охлаждающей жидкости двигателей ВАЗ при температуре 98 С.

12. Опишите и дайте схему циркуляции жидкости в системе в системе охлаждения двигателей ВАЗ при температуре 60 С.

13. Отличие систем охлаждения ЯМЗ-236 и КамАЗ-740. Схема системы.

14. Схема и устройство пробки расширительного бачка системы охлаждения КамАЗ-740.

15. Отличия систем охлаждения двигателей КамАЗ-740 и ЗИЛ-508. Схема термостата двигателя КамАЗ-740.

16. В чем различие приводов вентилятора системы охлаждения двигателей Зил-508 и ЗиЛ-645? Ответ проиллюстрировать схемой.

Наши рекомендации