Подключение и настройка световых приборов
Стратегия освещения
Каждый прибор производит свет с конкретным углом раскрытия луча, что обозначает площадь освещенной области. Предположим, что у нас есть два светильники с лампами одинаковой мощности, прибор с меньшим углом раскрытия луча будет выглядеть ярче. Все потому, что такое же количество света одновременно сосредоточено на меньшую площадь. Кроме того, поскольку меньший угол раскрытия луча создает более целенаправленную и интенсивную проекцию, световой прибор может быть размещен дальше от освещаемого им предмета. Чем больше угол раскрытия луча у устройства, тем большую площадь оно может осветить. Если вы размещаете световые приборы в непосредственной близости от области, которую собираетесь освещать, светильники с большим углом луча будет охватывать гораздо большую площадь.
Светильники должны быть размещены в непосредственной близости от предмета. Световые приборы с меньшей мощностью должны устанавливаться ближе к предмету, по сравнению с более мощными светильниками для достижения одинаковой яркости.
Для улучшения визуального восприятия любого шоу обязательно иметь и умело сочетать приборы рассеянного света, так называемой «заливки», и устройства для точечного света. Благодаря контрастности, точечный свет проявляется больше и ярче в сочетании с общим «заливным» светом.
Как подключить контроллёр к световым приборам
Сигнала DMX возникает в контроллёре и доставляется по кабелю к первому световому прибору, а затем к следующему, к следующему, в соответствии с последовательностью подключения устройств. Следующее схематическое изображение показывает правильный способ и порядок подключения нескольких светильников к одному контроллёру. Провод DMX, изображенный здесь, проходит от контроллёра к «DMX входу» на первом устройстве. Из «DMX выхода» первого прибора, провод подключен к «DMX входу» следующего в линии устройства, и так далее, пока все приборы не будут соединены кабелем, подключенным к DMX контроллёру. Последнее устройство в линии должны иметь DMX терминатор, установленный для поддержания качества сигнала DMX.
Терминатор (от лат. terminare - ограничивать) - в электронике, поглотитель энергии (обычно резистор) на конце длинной линии, сопротивление которого равно волновому сопротивлению линии, устанавливаемый для предотвращения отражения сигнала.
Выбор спецэффектов и программирование шоу
Ключ к хорошему световому дизайну - умение сочетать различные виды световых приборов и смешивать множество цветов для создания желаемого настроения и эффекта. Когда вы программируете шоу, старайтесь использовать такие цветовые схемы, которые дополняют или контрастируют друг с другом, в зависимости от создаваемого настроения. Используя рассеянный свет для создания общего фонового освещения (так называемый «ambient light»), раскрашивайте его в те цвета, которые будут выгодно дополнять цвета и тон точечного света, и на фоне которых точечный свет или эффекты будут выделяться и смотреться выигрышно. Ясные и лаконичные дополнительные цвета вместе с плавностью движения и симметричностью лучей также производят впечатление грамотной и профессиональной работы. Контрастные цвета добавят энергии и драмы любому мероприятию.
Лучшим способом улучшить свои навыки светового дизайна является посещение различных мероприятий и шоу, на которых можно посмотреть световые решения и работу других профессионалов. Запоминайте элементы и приемы, поразившие вас больше всего, и пытайтесь воспроизводить, модернизировать и улучшать их в своей работе.
Генераторы эффектов
Генератор дыма | Генератор мыльных пузырей |
Генератор тумана | Генератор снега |
Генератор СО2 | Генератор пены |
Генератор огня | Зеркальный шар |
Конфетти машина | Световой пол |
Проекционные приборы.
Слово проектор /проекция/ произошло от латинского «projicio», которое означает «бросаю вперёд». Это словосочетание описывает работу традиционного проектора, который «бросает вперёд» или проецирует изображение на экран. Впервые принцип проецирования упомянул в своих трудах Платон, давший удачную аллегорию. Философ представлял человечество, сидящее в пещере спиной к выходу и наблюдающее за всем происходящим в мире на стене пещеры, на которую переносятся все события происходящие в мире. Говоря о проекционном оборудовании, следует отметить, что любая проекционная система состоит из таких частей, как проецируемый объект, линза и источник света. Принцип действия: луч света фокусируется, проходит через трафарет (гобо, логотип, слайд), а затем через объектив на рабочую плоскость (например, стену, экран и т.п.) По пути к объективу луч света можно окрасить в любой цвет. Естественно, проекционный эффект в условиях клуба (в темноте и в дыму) по пути на «работу» оставляет в воздухе след. Это один или несколько лучей. В случае с видео-проектором, чем меньше внимания привлекает луч, тем лучше.
Большинство проекционных эффектов являются объёмно-проекционными. В этом случае основная задача производителя получить от источника света максимально яркую, чёткую проекцию (изображение) и плотный, яркий луч чистого цвета. Например, сканер это типичный и самый «умный» представитель объёмно-проекционных эффектов. Его луч хорошо читается в объёме и даёт чёткую проекцию. Объёмно-проекционные эффекты часто применяются там, где нет возможности или желания использовать генераторы дыма или слишком яркая засветка помещения. Есть световые приборы, у которых видимый и основной эффект производят лучи света по пути к поверхности. По стенам, полу и потолку бродят цветные или белые точки. Это довольно симпатично, но не самое главное. Вся прелесть таких приборов в сочных, одного и строго заданного цвета лучах. Т.е. если свет проходит через жёлтый светофильтр, то и в воздухе луч должен быть жёлтым, без изменения цвета к краям луча (ситуация идеальная). Такие световые приборы можно назвать объёмно- лучевыми или объёмными. Лучи у таких приборов могут быть как подвижными, так и неподвижными. Чаще всего лучи, все-таки двигаются по разным траекториям. Это может быть очень эффектный, расходящийся веер лучей.
Лучи расположены по кругу (как круги на воде) и вращаются вправо и влево. Этот эффект традиционно называется «лунный цветок» или «звёздный цветок». Некоторые приборы двигают «лунный цветок» по помещению и делят его на два. Объёмные эффекты с лампой до 250 ватт могут работать на высоте до 4 метров и обязательно требуют затемнения и дыма. Для усиления эффекта применяют генераторы дыма или генераторы тумана. С помощью этих приборов в воздухе создается легкая дымка, и луч света, проходя сквозь туман, становится ярче и лучше виден.
Темнота и дым - лучший друг и заклятый враг световых приборов. От этих паров мутнеют линзы, падает яркость и приборы забиваются пылью. Это та цена, которую приходится платить за красоту. Решается эта проблема профилактической чисткой приборов.
Видео-проектор - стопроцентный проекционный прибор.
В первой половине 60-х годов прошлого века был разработан и произведен первый оверхед-проектор, подаренный миру корпорацией 3М. Эти устройства в разное время назывались кодоскопами или графопроекторами.
Спустя десятилетия после появления первых моделей оверхед-проекторов многие компании продолжали их производство и даже сейчас подобные устройства часто можно встретить в школах и в других учебных заведениях. На смену оверхед-проекторам пришли модели мультимедийных проекторов. В 1987 году известная американская компания Proxima выпустила модель проектора, в котором вместо традиционной пленки применялась жидкокристаллическая панель. Это устройство можно было подключать к компьютеру или видеомагнитофону, поэтому вскоре проекторы стали часто использоваться для демонстраций фильмов.
Первый полноценный мультимедийный проектор появился в 1995 году, а разработчиком стала компания Proxima. Специалисты компании соединили в одном аппарате LCD-панель и источник света. Первые модели мультимедийных проекторов весили около 9-ти килограмм, а галогенные лампы способны были выдавать световой поток не более 300 люмен. При этом проходя через матрицу, терялась определенная часть светового потока, а на экране была видна пиксельная структура матрицы. Конечно, такие проекторы были далеко не идеальными, поэтому в качестве альтернативы вскоре появилась цифровая технология DLP. Фирма Texas Instruments выпустила DMD кристалл, на основе которого фирма InFocus создала первый DLP проектор. Сотрудники Texas Instruments разработали проекционную систему Digital Light Processing (цифровой обработки света) или сокращенно DLP. Картинка, проецируемая DLP-проекторами, была более высокого качества и однородности, а вес устройств был гораздо меньше проекторов-предшественников. Вначале цветовой фильтр, который «окрашивал» пучок света, имел всего 3 сектора (красный, синий и зеленый), а немного позже к ним был добавлен и белый сектор.
Появление DLP-проекторов стало огромным шагом в развитии проекционного оборудования. Однако разработчики не остановились на достигнутом, и постоянно модернизируют разработанные ранее технологии и внедряют технологические новинки. Вскоре в проекторах стали применяться 3 матрицы, вместо одной большой. Кроме этого на матрицы стали устанавливать микролинзы, позволяющие увеличить уровень световой отдачи. Проекторы успешно используются для организации представлений, презентаций, концертных площадках и во многих других местах.