Монтаж линий опор электропередач
Опоры линий электропередачи (ЛЭП) по назначению и положению на траосе разделяют на промежуточные, которые лишь поддерживают провода, и анкерные, основное назначение которых — восприятие натяжения проводов и тросов. Анкерные опоры бывают угловые, располагаемые в точках поворота трассы ЛЭП, и концевые, устанавливаемые в начале и в конце трассы. Опоры изготовляют стальные (на напряжение 330—500 кв), железобетонные (на напряжение 110—500 кв и менее) и деревянные (на напряжение 110—220 кв и менее). Высота опор на трассах ЛЭП напряжением 110— 500 кв с относительно спокойным рельефом местности составляет 15—30 м, а при большой разности отметок, например в местах переходов через реки, поймы, водохранилища, ущелья, железные дороги, автострады, каналы и др., достигает 93,5 м.
Монтаж сборных фундаментов. Сборные железобетонные фундаменты применяют под опоры любой линии электропередачи; лишь фундаменты опор при переходах через судоходные реки и опор на болотах выполняют из монолитного железобетона.
Сборные фундаменты под опоры монтируют при помощи автомобильных и гусеничных кранов. В зависимости от массы фундаментов и состояния проездов используют автомобильные краны грузоподъемностью 6,3—10 г; краны-трубоукладчики и др.
Для обеспечения правильного положения всех четырех фундаментов под широкобазовые опоры применяют инвентарный шаблон в виде жесткой рамы из уголковой стали с отверстиями, соответствующими расположению анкерных болтов на фундаментах. Шаблон накладывают при помощи крана сразу на все опущенные в котлованы фундаменты опоры, ориентируя его положение относительно оси линии электропередачи по рискам. После этого каждый фундамент передвигают краном так, чтобы все болты вошли в отверстия рамы. Шаблон снимают после окончательной выверки фундаментов и засыпки котлованов не менее чем на половину их глубины. При монтаже опор методом поворота фундаменты необходимо усиливать установкой временных упоров между верхней частью стоек и плотным грунтом для обеспечения их устойчивости при восприятии горизонтальных монтажных усилий.
Монтаж стальных опор. Стальные опоры ЛЭП изготовляют преимущественно сварными пространственными секциями. В зависимости от условий транспортирования эти секции могут быть укрупнены на сборочных площадках и в целом виде (с траверсами или без них) перевозиться к месту установки. Если условия перевозки (ширина дорог, проездов, грузоподъемность транспортных средств) не позволяют транспортировать опоры секциями, их изготовляют из отдельных деталей, которые транспортируют в пакетах и собирают на болтах у мест установки.
Сборку опор производят при помощи автомобильных или гусеничных кранов: выкладывают укрупняемые части, соединяют их на сборочных болтах, предусмотренных проектом, и выверяют собранную конструкцию. Если же на заводе-изготовителе производят контрольную сборку, соединение частей у мест монтажа (на пикете) выполняют на проектных болтах без сборочных. В собранных опорах, кроме геометрических размеров, проверяют: симметричность расположения подкосов по отношению к оси опоры; перпендикулярность траверс оси опоры; расположение осей подкосов и оси опоры в одной плоскости, перпендикулярной оси траверсы.
Опоры высотой до 50 м устанавливают преимущественно при помощи гусеничных или тракторных стреловых кранов; застропив опору несколько выше центра тяжести, ее устанавливают обычным способом. Чтобы снизить центр тяжести опоры, к ее нижней части можно прикрепить тяжелые инвентарные плиты.
Опоры больших размеров и массы поднимают при помощи падающей стрелы, используя тяговую и тормозную лебедки, однако при этом требуются многорольные полиспасты со сложным комплексом блоков, тросов и якорей. Более целесообразно применение совместно гусеничных кранов для подъема и тракторов для тяги и торможения, что значительно упрощает работу и сокращает ее продолжительность. При этом опору поднимают краном, устанавливают в наклонное положение, определяемое параметрами крана, и затем доводят ее до проектного положения тракторами.
Монтаж железобетонных опор. Грузят, транспортируют и разгружают железобетонные опоры с особой осторожностью: они более подвержены повреждению, чем стальные. Погрузку длинных стоек следует производить с применением монтажных траверс. При перевозке по железной дороге длинные стойки грузят на сцепы из трех платформ, причем жестко привязывают только к средней платформе; на крайних платформах стойки укладывают на деревянные подкладки без привязки с тем, чтобы обеспечить их скольжение на кривых участках, пути. При перевозке на автомобилях с полуприцепами в качестве подкладок применяют швеллеры.
, доставленные на пикет без траверс, соединяют со стальными траверсами посредством болтов. Болты пропускают через отверстия в уголках траверсы и через стальные трубки, заделанные в стойку при ее изготовлении. Крепление может осуществляться также стальными хомутами, охватывающими стойку.
При сборке анкерных плоскостных опор на тросовых оттяжках с двумя траверсами обе стойки и траверсы выкладывают на выровненной площадке у места установки. Затем стойки соединяют с траверсами и крепят концы оттяжек. Собранная таким образом опора обладает достаточной жесткостью для подъема ее целиком без применения временных связей между стойками.
Железобетонные опоры со стальными траверсами устанавливают на весу при помощи стреловых кранов. Опоры с более тяжелыми железобетонными траверсами поднимают трактором с падающей стрелой. В отличие от стальных опор концы подъемного троса при высоте железобетонной опоры 15 м и более закрепляют на стойке в двух местах — под верхней и нижней траверсами, чтобы уменьшить в ней монтажные усилия. В начале подъема низ опоры упирается в стенку котлована, благодаря чему нижний тормозной трос не требуется. Тормозные расчалки, необходимые в конце подъема, когда стрела выходит из работы, крепят к стойке под средней траверсой. Монтаж опор ЛЭП при помощи вертолетов. В труднопроходимых гористых, болотистых и лесных местностях, где устройство дорог, транспортирование опор ЛЭП, материалов к местам установки весьма сложны, экономически невыгодны или технически невозможны, оказалось целесообразным применение вертолетов не только для доставки деталей опор на пикеты, но н для их монтажа.
Для строительства ЛЭП в гористой, сильно пересеченной местности, покрытой густым высоким лесом в Крыму были использованы вертолеты грузоподъемностью 1,3 г с приспособлениями для подвески грузов. Опоры или секции доставляли вертолетом к месту установки подвешенными на стропах в горизонтальном положении и укладывали вблизи фундаментов при зависании и плавном опускании вертолета. Возникающая при этом слабина стропа позволяла быстро отцепить груз, и вертолет возвращался за следующим грузом. Элементы опор собирали на земле и крепили к фундаменту посредством инвентарного шарнира. При монтаже вертолет зависал над опорой, монтажники крепили свисающий с него строп к тяговой нитке полиспаста, и вертолет, набирая высоту, плавно поднимал опору методом поворота (рис. 6, а). Связь между вертолетом и монтажниками осуществлялась по радио или внутреннему переговорному устройству. Таким способом устанавливали опоры высотой до 22 м, масса которых примерно вдвое превышала грузоподъемность вертолета. Монтаж методом поворота вертолетами производят также посредством удлинения опоры временной монтажной стойкой (рис. 6, б). При этом отдельные секции опоры доставляют вертолетом к фундаменту, где производится ее сборка. Собранную опору устанавливают на инвентарный шарнир. Затем в опору заводят крестовину, а на верхушку опоры устанавливают стойку и крепят ее при помощи вант с винтовыми стяжками.
крупными блоками методом наращивания при помощи вертолета. Нижнюю часть опор примерно до высоты 50 м монтируют гусеничным краном. Чтобы точно установить блоки в проектное положение, к выступающим верхним концам поясов монтируемого блока при помощи болтов заранее крепят стыковые накладки с наклонными направляющими стержнями, которые значительно облегчают установку монтируемой секции и предупреждают возможность соскальзывания нижних ее концов со стыковых накладок. Чтобы нижние концы поясов монтируемой секции не расходились, их стягивают стальной проволокой. Чтобы предупредить раскачивание и вращение секции в процессе полета, к низу фюзеляжа вертолета крепят жесткую раму, охватывающую верх подвешенной секции. Продолжительность монтажа одной секции составляет 35— 40 мин.