Виды дефектов корпусов

В процессе эксплуатации корпусов сосудов и аппаратов появляются следующие характерные дефекты:

а) трещины всех видов и направлений в сварных швах, на­плавках, околошовной зоне, основном металле и плакирующем слое;

б) коррозионные поражения основного металла, плакирую­щего слоя, сварных швов и наплавок в виде сплошной равно­мерной или неравномерной коррозии; локальной коррозии (яз­вы, питтинги и т.п.); расслоений или вздутий под поверхно­стью металла; межкристаллитной коррозии;

в) эрозионный износ;

г) гофры, вмятины, выпучины и другие деформации.

 
  Виды дефектов корпусов - student2.ru

Способ исправления дефектных участков корпусов выбира­ют с учетом следующих факторов: природы дефекта (трещины» коррозионное растрескивание, эрозионный износ и т.д.); кон­струкции корпуса (наличие приварных внутренних устройств в местах дефектов и т.д.); материального оформления корпуса (одно- или двухслойная сталь); экономической целесообразно­сти метода исправления (наплавка, заварка, замена дефектно­го участка).

Рис. 7.1 – Расположение трещин на корпусе:

в — вдоль сварного шва; б — по двум пересекающимся сварным швам; в — по одному из пересекающихся сварных швов; г — по сварному шву с выходом на основной металл; д — по основному металлу вне околошовной зоны; е — на пересекающихся сварных швах с выходом на основной металл; ж — поперек сварного шва; и — поперечная с выходом на основной металл; к — по сварному шву с выходом в околошовную зону параллельно шву; л — в околошовной зоне, параллельная сварному шву; м — гнездообразные трещины

Перед ремонтом корпусов уточняют величину дефекта и гра­ницы дефектных участков по одному из методов, указанных в табл.

Таблица 4 – Методы неразрушающего контроля

Метод Вид дефекта
Визуально-оптический Вмятины, гофры и другие деформация корпуса; коррозия поверхности корпуса; эрозионный износ; трещины
Ультразвуковой (ГОСТ 14782-76) Трещины в металле шва и околошовной зоне; трещины в основном металле; рас­слоение металла, в том числе отслоение плакирующего слоя; трещина стенки в ме­стах контроля и т.д.
Капиллярный (ГОСТ 23349—78) Трещины сварного шва, околошовной зоны и основного металла, выходящие на по­верхность, в частности межкристаллитная коррозия; коррозионное (щелочное) рас­трескивание
Радиографический (ГОСТ 7512—82) Внутренние дефекты сварных соединений и основного металла; зоны поражения кор­розией


При получении сомнительных результатов проводят повторное определение границ дефекта или дефектного участка дру­гим методом.

В зависимости от вида и размеров дефектов применяют в основном два способа их исправления: запарку или наплавку дефектного участка; замену дефектного участка (установку «латки», смену листа, обечайки, днища).

Трещины вида а–д (рис. 7.11) в корпусах сосудов и аппара­тов исправляют после соответствующей подготовки заваркой.

В корпусах, не подвергшихся после изготовления термооб­работке, и в монтажных швах исправлению путем вырезки де­фектного участка и установки «латки» подлежат следующие дефекты:

а) трещины, после исправления которых получается кресто­образный шов (е,ж,и);

б) трещины по сварному шву с распространением в около­шовную зону вдоль шва на расстоянии менее 100 м от него (к);

в) трещины в околошовной зоне, распространяющиеся вдоль шва на расстоянии менее 1100 мм от него (л);

г) гнездообразные трещины (м).

В корпусах, которые после изготовления подвергались тер­мообработке, трещины вида е, ж, и, к, л исправляют после соответствующей подготовки заваркой с последующей термообра­боткой.

Появившиеся в корпусе сосудов и аппаратов коррозию и эрозию стенок, отслоение плакирующего слоя ремонтируют на­плавкой дефектных мест в следующих случаях:

а) если сумма площадей дефектных участков не превышает 20% площади рабочей поверхности корпуса;

в) если площадь одного дефектного участка составляет не более 500 см2;

в) если глубина дефекта не превышает 30% фактической толщины стенки корпуса;

г) если расстояние между подготовленными к наплавке уча­стками не менее трехкратной фактической толщины стенки кор­пуса, но не менее 100 мм;

д) если отсутствует склонность металла корпуса к коррози­онному растрескиванию под напряжением.

Если эти условия невыполнимы, дефектный участок необхо­димо вырезать и на его место вварить вставку.

Отдельные очаги коррозии и эрозии исправляют заплавкой.

Наши рекомендации