Особенности международной конкуренции в условиях глобализации

ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

3.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ. ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА СТРАНЫ

СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Конкуренция- форма взаимодействия рыночных субъектов, которая предполагает состязание между ними за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья

Конкурентоспособность – это:

§ относительная характеристика положения и роли экономического объекта или субъекта на рынке

§ свойство объекта или субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными объектами или субъектами

§ обладание конкурентным преимуществом

Конкурентное преимущество – это:

§ уровень конкурентоспособности

§ свойство, создающее преимущества для субъектов экономического соревнования, которые позволяют данному субъекту опережать других в достижении поставленных целей

Международная конкуренция– это соперничество между субъектами МЭО (покупателями и продавцами) в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, максимизации прибыли, максимального удовлетворения потребностей покупателей, повышения благосостояния стран и т.д.

Формы международной конкуренции

1) Внутриотраслевая и межотраслевая

2) Неценовая и ценовая

3) Добросовестная и недобросовестная

4) внутри монополистических объединений, между монополистическими объединениями, между монополизированными и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами), между аутсайдерами

5) Видовая – между товарами, удовлетворяющими одинаковые потребности

Предметная – между одинаковыми товарами

Функциональная – между разными товарами, удовлетворяющими разные потребности

Факторы, влияющие на международную конкуренцию

В современных условиях (определяют конкурентоспособность стран)

• достаточно открытый и развитый финансовый рынок

• высокая производительность

• высокое качество жизни

• национальная экономическая среда, стимулирующая инновации

• сильная геополитическая позиция государства (союзы, стратегии)

• наличие передовых технологий

• наличие высококвалифицированных кадров

• достаточные инвестиции в новые технологии и "человеческий капитал"

• минимальный государственный бюрократизм

• рациональная внешнеторговая либерализация

• высокое качество производственной и торговой инфраструктуры

• достаточная конкуренция на внутреннем рынке страны

• высокий профессионализм менеджеров компаний

• развитый маркетинг

• развитость базы для проведения НИОКР

• достаточный уровень расходов на НИОКР

• способность к продуктовому и ценовому маневрированию

• качество технического обслуживания продукции

• платежеспособность основных покупателей и др.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Динамика международной конкуренции

Особенности международной конкуренции в условиях глобализации - student2.ru 19 в.: статичные, невоспроизводимые сравнительные преимущества национальных хозяйств (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные природно-географические, социально-исторические факторы)

Особенности международной конкуренции в условиях глобализации - student2.ru 20 – начало 21 вв.: динамичные, воспроизводимые конкурентные преимущества национальных хозяйств (научно-технические достижения, инновации)

Особенности международной конкуренции в условиях глобализации

1. Гиперконкуренция – интенсивная, агрессивная конкурентная борьба в быстро меняющихся условиях

2. Усложнение форм и методов конкурентной борьбы в соответствии с сегментацией рынков, индивидуализацией потребностей

3. Преобладание монополистической, олигополистической конкурентной борьбы между ТНК, внутри и между объединениями, альянсами, партнерствами

4. Ужесточение недобросовестной конкуренции – шпионаж, переманивание специалистов, копирование, подделка, насилие, бойкот, принуждение и др.

5. Преобладание неценовой конкуренции над ценовой, цена потребления как объект конкуренции

6. Переход от тарифных к скрытым, изощренным нетарифным методам регулирования внешней торговли

7. Переход от конкуренции на основе статичных, невоспроизводимых сравнительных преимуществ к конкуренции на основе динамичных, воспроизводимых конкурентных преимуществ

8. Экономической основой конкуренции стало производство, а не до и послепроизводственные стадии

9. Конкуренция в пределах метарынков, возникающих вокруг крупнейших компаний, вступивших в эру «е-революции», т.е. вышедших на уровень B2B «Business-to-Business»

10. Конкуренция на «молекулярном» уровне бизнеса, где отдельные звенья цепочки «производитель-потребитель» оптимизируются по критериям: скорость, гибкость, стоимость, надежность, способность к интеграции

11. Переход от моностратегии к «полистратегическому поиску» на основе кратко- и долгосрочного сотрудничества предприятий

12. Появление новых участников конкурентной борьбы - МСП, НИС

13. Лидирующая роль ТНК и НИС в конкурентной борьбе

14. Переход от мультинациональной (на множестве национальных рынков) к глобальной конкуренции (на едином мировом рынке)

15. Изменение подходов государственных органов к регулированию конкуренции и монополий:

• поддержка секторов, определяющих научно-производственный потенциал страны

• стимулирование межфирменного сотрудничества, сотрудничества с МСП, наукой

• переход от административных к экономическим методам

• интеграция антитрестовской, налоговой, торговой, промышленной политики

Наши рекомендации