Корректирование трудоёмкости ТО и ТР
Годовой объём (трудоёмкость) работ по АТП определяется в человеко-часах и включает объёмы работ по ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2), ТР и вспомогательных работ.
Расчёт годовых объёмов по ТО производится исходя из производственной программы данного вида ТО и трудоёмкости единицы обслуживания. Годовой объём работ ТР определяется исходя из годового пробега парка автомобилей и удельной трудоёмкости ТР на 1000 км. Годовой объём вспомогательных работ по предприятию устанавливаются в процентном отношении от годового объёма работ по ТО и ТР.
Объёмы постовых и участковых работ ТР устанавливается в процентном отношении от годового объёма работ ТР. Для расчёта годового объёма работ предварительно для подвижного проектируемого предприятия устанавливают нормативную трудоёмкость ТО и ТР, а затем её корректируют с учётом конкретных условий эксплуатации. Нормативы ЕО включают только трудоёмкость уборочно-моечных работ, а другие работы ЕО (заправочные, постановка автомобилей на стоянку, проверка технического состояния автомобиля) выполняется водителем за счёт подготовительно-заключительного времени и механиком контрольно-пропускного пункта. Уборочно-моечные работы производятся по потребности в зависимости от климатических и сезонных условий с целью обеспечения санитарных требований и надлежащего внешнего вида подвижного состава.
При проектировании и расчётах обычно принимают, что уборочно-моечные операции проводятся при каждом ЕО.
Трудоёмкость ЕО при применении механизированных моечных установок должна быть уменьшена за счёт исключения из общей трудоёмкости ЕО моечных работ, связанных с применением ручного труда. При механизации других видов работ, например обтирочных (за счёт использования обдува воздухом), трудоёмкость ЕО также соответственно уменьшается. Поэтому расчётную трудоёмкость ежедневного обслуживания , реализуемую путём ручной обработки при использовании средств механизации определяем выражением:
, (2.24)
где - нормативная трудоёмкость ЕО, чел-ч;
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации ТС и организации его работы;
- коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО;
k5 – коэффициент корректирования нормативов ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых автомобилей на АТП;
- коэффициент корректирования нормативов ТР и моечных работ в зависимости от периода эксплуатации;
Kм– коэффициент, учитывающий снижение трудоёмкости за счёт механизации работ ЕО;
Для автобуса ПАЗ-4234:
[1, таблица Г.1]
=1,0 [1, таблица П.2]
=1,8 [1, таблица П.5]
k5 =1,1 [1, таблица П.6]
=1,15 [1, таблица П.7]
, (2.25)
где М – доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом, %;
М=35% [по данным предприятия]
Корректируем трудоёмкость ЕО для автобуса ПАЗ-4234:
Корректирование трудоёмкости ТО-1, ТО-2 и ТР осуществляется по следующим формулам:
, (2.26)
, (2.27)
, (2.28)
где - нормативная трудоёмкость ТО-1, чел-ч;
- нормативная трудоёмкость ТО-2, чел-ч;
- нормативная удельная трудоёмкость ТР, чел-ч/1000 км;
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации;
- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий;
k4 – коэффициент корректирования нормативов удельной трудоёмкости ТР (принимается аналогично , т.е. по промежуточному значению Х);
- коэффициент корректирования нормативов ТО;
- коэффициент корректирования нормативов ТР и моечных работ в зависимости от периода эксплуатации.
Для автобуса ПАЗ-4234:
[1, таблица Г.1]
[1, таблица Г.1]
[1, таблица Г.1]
= 1,2 [1, таблица П.2]
= 0,9 [1, таблица П.4]
k4 [1, таблица П.5]
[1, таблица П.7]
=1,165 [1, таблица П.7]
Скорректированные трудоёмкости по остальным маркам автобусов сводим в таблицу 2.4.
Таблица 2.4 – Корректирование нормативов трудоемкости ТО и ТР
Модели автомобилей и прицепного состава принятые к расчету | Коэффициенты корректирования | |||||||||
основная | приводимые | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
МАЗ-105 | _____ | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 |
МАЗ-103 | _____ | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,3 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 |
МАЗ-203 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 | |
МАЗ-107 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,3 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 | |
НЕМАН | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,3 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 | |
ПАЗ-4234 | _____ | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,8 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 |
Продолжение таблицы 2.4
МАЗ-206 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,4 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 | |
МАЗ-256 | _____ | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,3 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 |
ИК-256 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 2,7 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 | |
МАЗ-152 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,5 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 | |
А-09202 | _____ | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,8 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 |
А-0921 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 1,4 | 1,1 | 1,15 | 1,125 | 1,165 | 0,65 |
Продолжение таблицы 2.4
Модели автомобилей и прицепного состава принятые к расчету | Трудоемкость единицы ТО и ТР на 1000 км, чел.-ч. | ||||||||
нормативная | расчетная | ||||||||
основная | приводимые | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
МАЗ-105 | _____ | 2,13 | 18,72 | 57,0 | 15,2 | 1,75 | 23,16 | 70,54 | 21,04 |
МАЗ-103 | _____ | 1,48 | 13,17 | 41,45 | 12,5 | 1,22 | 21,19 | 66,68 | 22,49 |
МАЗ-203 | 1,35 | 17,03 | 27,83 | 12,5 | 1,11 | 21,07 | 34,44 | 17,3 | |
МАЗ-107 | 1,73 | 22,87 | 34,37 | 12,5 | 3,3 | 36,79 | 55,29 | 22,49 | |
НЕМАН | 1,43 | 11,72 | 36,28 | 12,5 | 1,53 | 18,85 | 58,36 | 22,49 | |
ПАЗ-4234 | _____ | 1,1 | 9,63 | 19,65 | 6,9 | 1,63 | 21,45 | 43,77 | 17,19 |
МАЗ-206 | 1,1 | 9,63 | 19,65 | 6,9 | 1,27 | 16,68 | 34,04 | 13,37 | |
МАЗ-256 | _____ | 1,05 | 11,43 | 20,42 | 6,9 | 1,73 | 18,39 | 32,85 | 12,41 |
ИК-256 | 1,2 | 9,5 | 35,0 | 4,5 | 2,66 | 31,74 | 116,9 | 16,82 | |
МАЗ-152 | 1,7 | 14,33 | 47,05 | 15,2 | 2,09 | 26,6 | 87,34 | 31,55 | |
А-09202 | _____ | 1,1 | 8,99 | 14,25 | 6,9 | 1,64 | 20.03 | 31,74 | 17,19 |
А-0921 | 1,1 | 9,22 | 13,42 | 6,9 | 1,27 | 15,97 | 23,25 | 13,37 |
Трудоёмкость сезонного обслуживания определяем по формуле:
, (2.29)
где ПН – процент работ сезонного обслуживания в зависимости от климатических условий;
Пн=20 % [ по данным предприятия]
Для автобуса ПАЗ-4234 трудоёмкость сезонного обслуживания составляет:
По остальным моделям автобусов рассчитываем аналогично и результаты заносим в таблицу 3.5.
После корректирования нормативной трудоёмкости ТО и ТР необходимо определить среднюю трудоёмкость для группы автобусов по формуле:
, (2.30)
где i – условное обозначение данного вида ТО и ТР;
ti1,ti2…tin – расчётная трудоёмкость единицы ТО и ТР/1000км для автомобилей с первой по n-ую модель в пределах одной группы, чел-ч;
А1, А2…Аn – число автомобилей соответствующей модели в группе;
При определении средней расчетной трудоемкости ТО и ТР/1000км для автомобилей следует пользоваться данными расчетных таблиц 3.4. Выполнив все необходимые расчеты, занести результаты по форме таблицы 3.5.
Средняя трудоёмкость по ТО и ТР рассчитывается аналогично. Результаты расчётов сведены в таблицу 2.5.
Таблица 2.5 - Скорректированная трудоёмкость сезонного обслуживания и средняя трудоёмкость по ТО и ТР
Модель автобуса | Количество автобусов | Скорректированная трудоёмкость, чел-ч | ||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | tСО | ||
МАЗ-105 | 1,75 | 23,16 | 70,54 | 21,04 | 14,11 | |
Средняя трудоёмкость по видам ТО и ТР | 1,75 | 23,16 | 70,54 | 21,04 | 14,11 | |
МАЗ-103 | 1,22 | 21,19 | 66,68 | 22,49 | 13,34 | |
МАЗ-203 | 1,11 | 21,07 | 34,44 | 17,3 | 6,88 | |
МАЗ-107 | 3,3 | 36,79 | 55,29 | 22,49 | 11,06 | |
НЕМАН | 1,53 | 18,85 | 58,36 | 22,49 | 11,67 | |
Средняя трудоёмкость по видам ТО и ТР | 1,63 | 23,8 | 60,21 | 21,93 | 12,04 |
Окончание таблицы 2.5
ПАЗ-4234 | 1,63 | 21,45 | 43,77 | 17,19 | 8,75 | |
МАЗ-206 | 1,27 | 16,68 | 34,04 | 13,37 | 6,81 | |
Средняя трудоёмкость по видам ТО и ТР | 1,56 | 20,49 | 41,82 | 16,43 | 8,36 | |
МАЗ-256 | 1,73 | 18,39 | 32,85 | 12,41 | 6,57 | |
Икарус-260 | 2,66 | 31,74 | 116,94 | 16,82 | 23,39 | |
МАЗ-152 | 2,09 | 26,6 | 87,34 | 31,55 | 17,47 | |
Средняя трудоёмкость по видам ТО и ТР | 2,0 | 23,03 | 62,75 | 17,88 | 12,53 | |
А-09202 | 1,64 | 20,03 | 31,74 | 17,19 | 6,35 | |
А-0921 | 1,27 | 15,97 | 23,25 | 13,37 | 4,65 | |
Средняя трудоёмкость по видам ТО и ТР | 1,53 | 18,85 | 29,27 | 16,08 | 5,86 |