Вопрос2.Виды складок. Обработка односторонних и встречных складок
Складки являются одной из разновидностей вытачек. Их проектируют на основных деталях изделия для свободы движения и одновременно для прилегания изделия по линии талии, а также в качестве отделочных швов. Складки бывают односторонние, встречные, бантовые, застроченные по всей длине, прямые (защипы) и сложные.
Односторонние складки. Это такие складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки - в другую. Каждую складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией (линия внутреннего сгиба), боковой (линия наружного сгиба) и линией, определяющей конец стачивания. Глубина складки зависит от модели. Если складка на детали одна, то она может быть глубиной 4 - 8 см, если складок на детали несколько, то их проектируют глубиной 2-3 см. При раскрое деталей делают припуск, равный удвоенной глубине складки. Так, если глубина складки равна 2 см, то величина припуска должна быть равна 4 см.
Деталь перегибают по намеченной средней линии лицевой стороной внутрь и сметывают по боковой линии редкой строчкой (два-три стежка на 1 см) на специальной машине или вручную сметочными стежками длиной 1 - 2 см, а затем стачивают. Строчку заканчивают в поперечном направлении по прямой или овальной линии (рис. 6, а). После этого деталь раскладывают на столе лицевой стороной вниз. Нитки сметывания на участке, где складка стачана, удаляют, складку отгибают на одну сторону (в зависимости от модели) и приутюживают до плотного прилегания. С лицевой стороны складка может быть отделана строчкой на расстоянии, предусмотренном моделью. Строчку прокладывают с помощью специальной линейки.
При наличии отделочной строчки край складки с лицевой стороны может быть отлетным. В этом случае складку сметывают по намеченной линии с изнанки, отгибают на сторону, заметывают, приутюживают и закрепляют с лицевой стороны отделочной строчкой. Нитки заметывания с лицевой стороны удаляют и складку приутюживают с изнанки через прокладку.
Односторонняя складка может быть обработана и на детали, состоящей из двух частей (рис. 6, б). В этом случае односторонняя складка является еще и соединительной. На одной из частей детали с изнанки по вспомогательному лекалу или по линейке намечают боковую линию (линию наружного сгиба) и линию, определяющую конец стачивания. Две части детали скадывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы, сметывают по намеченной линии по всей длине детали и стачивают, заканчивая строчку поперек припуска на складку. Край припусков на складку стачивают на расстоянии 1,2- 1,5 см от срезов и затем обметывают на специальной машине. При наличии специальной двухигольной машины стачивание производят с одновременным обметыванием срезов. Деталь раскладывают на столе лицевой стороной вниз, нитки сметывания на участке стачивания удаляют, оставляя их на участке, где складка будет расходиться. Припуск на складку отгибают в сторону, заметывают и приутюживают с изнанки через прокладку.
При наличии отделочной строчки на складке с отлетным краем последовательность обработки меняется. Складку сметывают на специальной машине или вручную. Припуск на складку перегибают на сторону в зависимости от модели, заметывают и приутюживают. Отделочную строчку прокладывают с лицевой стороны складки с помощью направляющей линейки на расстоянии в зависимости от модели. Срезы припусков на складку стачивают и обметывают. Нитки сметывания и заметывания на участке отделочной строчки удаляют, складку приутюживают.
Встречные складки. Это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнанки - в противоположные стороны (рис. 6, в). Встречную складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией, боковой (линия наружных сгибов) и линией, определяющей конец стачивания. Глубина складок зависит от модели. При раскрое деталей на складку делают припуск, равный глубине одного сгиба, умноженной на четыре. Так, если глубина одного сгиба 3 см, то припуск при раскрое должен быть равен 3 х 4 = 12 см.
При изготовлении складки деталь перегибают по намеченной средней линии лицевой стороной внутрь и сметывают по боковой линии редкой строчкой (два-три стежка в 1 см) на стачивающей машине с ослабленной верхней ниткой, на выметочной машине или вручную сметочными стежками длиной 1 - 2 см, а затем стачивают. Нитки сметывания на участке стачивания удаляют, оставляя их на участке, где складка будет расходиться. Деталь раскладывают на столе лицевой стороной вниз, припуск на складку раскладывают на обе стороны строчки стачивания складки, располагая намеченную среднюю линию строго по шву стачивания, разметывают и приутюживают. Чтобы избежать смещения сгибов складки в процессе носки, а также для прочности рекомендуется припуски на складку закреплять с изнанки строчками, проходящими около строчки стачивания складки (см. рис. 6,в), или с лицевой стороны строчкой по всей ширине поперек припуска складки (рис. 6, г). С лицевой стороны складка может быть отделана строчками-расстрочена (слева и справа шва соединения) на расстоянии, предусмотренном моделью (рис. 6, д). Строчку прокладывают с помощью специальной линейки.
При наличии отделочной строчки края складки с лицевой стороны могут быть отлетными. В этом случае складку сметывают по намеченной линии с изнанки, раскладывают на две стороны, разметывают, приутюживают и с лицевой стороны расстрачивают отделочными строчками на расстоянии, предусмотренном моделью. Нитки сметывания удаляют, оставляя их на участке, где складка будет расходиться, складку еще раз приутюживают с изнанки через прокладку.
Встречная складка может быть одновременно и соединительной (рис. 6,е). В этом случае в обработке будут участвовать три детали: две основные, т. е. части одной детали, и третья полоска основного материала, равная по ширине удвоенной ширине припуска на складку (в крое). Так, если ширина припуска сгиба (в крое) 4 см, то ширина полоски должна быть равна 8 см.
Для обработки такой складки на одной из частей основной детали с изнанки по вспомогательному лекалу или по линейке намечают боковую линию (линию наружного сгиба) и линию, определяющую конец стачивания. Две части основной детали складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы, сметывают по намеченной линии по всей длине детали и стачивают, заканчивая строчку у намеченной поперечной линии, определяющей конец стачивания, закрепляя в конце двойной строчкой или завязывая узел. Нитки сметывания на участке стачивания удаляют, оставляя их только на участке, где складка будет расходиться. Шов стачивания частей детали разутюживают. На разутюженный шов накладывают третью деталь - полоску из основного материала- лицевой стороной вниз, приметывают ее по намеченной линии основной детали и притачивают по этой линии со стороны основной детали, начиная строчку от конца строчки стачивания складки. Затем стачивают внутренние срезы (сгибы) складки. Ширина шва 1,2 - 1,5 см. Затем срезы шва обметывают на специальной машине, а при наличии специальной двухигольной машины стачивание производят с одновременным обметыванием срезов. Края складки отделывают строчкой на расстоянии в зависимости от модели.
При наличии отделочных строчек на встречной соединительной складке с отлетными краями вдоль отделочных строчек последовательность обработки меняется.
На частях основной детали намечают линии наружных сгибов, на третьей - дополнительной детали - среднюю линию. Припуски на складку на частях основной детали перегибают наизнанку по намеченным линиям, заутюживают, затем накладывают основную деталь на дополнительную сгибами к намеченной средней линии, наметывают и настрачивают на расстоянии, предусмотренной моделью. После этого с изнанки стачивают срезы припусков на складку и обметывают их на специальной машине или стачивают с одновременным обметыванием.
С целью экономии ткани допускается выкраивать третью деталь длиной не по всей длине складки, а только под нестачанную часть (рис. 6, ж). В этом случае сначала обметывают на специальной машине верхний срез дополнительной детали, затем ее приметывают и притачивают к срезам припуска на складку. Ширина шва 1,2 - 1,5 см. Затем обметывают срезы швов притачивания полоски, одновременно обметывают срезы шва соединения частей основной детали.
Билет 19