Перевозка скоропортящихся грузов

К скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в зависимости от термической, технологической обработки и периода года указаны в Правилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.

Отдельные скоропортящиеся грузы, требующие при перевозке соблюдения определенных условий и температурных режимов, допускаются к перевозке на особых условиях, на основании заключаемых договоров между перевозчиком и заинтересованными грузоотправителями,

грузополучателями.

На железнодорожном транспорте в значительных объемах осуществляются перевозки мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, свежих плодоовощей, продукции молочной, маслосыродельной и жировой промышленности, яиц, различных видов консервированной продукции, минеральных вод, напитков и вин.

Для сохранения качества перевозимых скоропортящихся продуктов необходимо подготовить их к перевозке в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ и Техническими условиями, строго соблюдать Правила приема и требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов в вагоне, правильно обслуживать их в пути

следования, ускорять продвижение, своевременно осуществлять выгрузку и выдачу груза.

В зависимости от способа технологической обработки скоропортящиеся грузы подразделяются на охлажденные, подмороженные, мороженые и термически обработанные. Охлажденный продукт имеет в толще температуру от 0 до +4°С. При охлаждении био- и микрохимические процессы замедляются. Подмороженный продукт имеет температуру на

глубине 1 см от поверхности от –3 °С до –5 °С. Замороженным называется продукт, в толще которого температура не выше –8 °С.

В качестве вспомогательных средств для повышения сохранности продуктов применяют хранение в газовой и вакуумной среде, облучение ультрафиолетовыми лучами, ионизацию при помощи катодных лучей, обработку консервантами, антиокислителем и в некоторых случаях

антибиотиками. Консервирование продуктов (стерилизация (+110 °С), пастеризация (+85 °С) в герметической упаковке, обезвоживание (сушка), посол, копчение и др.) также задерживает биохимические и микробиологические процессы.

Особые условия перевозок скоропортящихся грузов требуют специального обслуживания их на станциях погрузки, выгрузки и в пути следования. Общее руководство этими операциями осуществляют Департамент грузовой и коммерческой работы МТК РК, службы грузовой и коммерческой работы железных дорог и соответствующие работники отделов отделений и станций. В целях повышения эффективности использования изотермического подвижного состава и привлечения дополнительных объемов перевозок скоропортящихся грузов в 1997 г. было создано Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Рефсервис МТК». Основные принципы взаимоотношений между МТК РК, железными дорогами и ГУП «Рефсервис» регламентируются Положением об основных принципах организации деятельности ГУП «Рефсервис», утвержденным МТК РК.

Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах, ИВ-термосах, крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах. К изотермическим вагонам относятся рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, молочные цистерны, изотермические вагоны-цистерны.

ИВ-термос — переоборудованный грузовой вагон рефрижераторных секций. Эксплуатируется без холодильно-отопительного оборудования как одиночный изотермический вагон в режиме «термос».

Изотермические вагоны, рефрижераторные контейнеры имеют теплоизоляцию кузова, позволяющую ограничивать теплообмен между грузом и наружным воздухом. В рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контейнерах обеспечивается соблюдение заданного температурного режима при перевозке грузов. В вагонах-термосах, цистернах-термосах, ИВ-термосах и контейнерах-термосах в течение определенного срока сохраняется тепло или холод, аккумулированный грузом.

Крытые вагоны, другой подвижной состав (цистерны, багажные вагоны и пр.), универсальные контейнеры защищают груз от осадков, а при утеплении сохраняют тепло или холод, аккумулированный грузом на определенный срок. Крытые вагоны, кроме того, позволяют проводить сквозное нерегулируемое вентилирование грузового помещения при перевозке грузов. Все транспортные средства, используемые для перевозок пищевых продуктов, должны иметь санитарные паспорта, оформляемые в установленном порядке.

В рефрижераторных вагонах, к числу которых относятся рефрижераторные секции и автономные рефрижераторные вагоны с обслуживающей бригадой (АРВ-Э), перевозятся скоропортящиеся грузы, перечисленные в Правилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.

В вагонах-термосах, ИВ-термосах, цистернах-термосах и термос-контейнерах перевозятся термически подготовленные скоропортящиеся грузы. Перечень скоропортящихся грузов, предельные сроки и условия их перевозки в вагонах-термосах устанавливаются перевозчиком.

Вино и виноматериалы наливом перевозятся только в сопровождении проводников грузоотправителя или грузополучателя, а молоко только в молочных цистернах. Допускается на особых условиях перевозка вина и виноматериалов наливом в танк-контейнерах и в контейнерах с

применением «плеститанков».

В крытых вагонах перевозятся скоропортящиеся грузы, если температурный режим для данного груза (согласно технической документации) на всем пути следования совпадает с температурой наружного воздуха. Перечень скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в универсальных контейнерах устанавливаются перевозчиком.

Перевозка скоропортящихся грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах осуществляется на специально оборудованных сцепах из фитинговых платформ и вагона-дизель-электростанции или вагона АРВ-Э, сопровождаемых бригадой механиков. Перечень, предельные

сроки и условия перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах устанавливаются перевозчиком.

Пресноводная живая рыба перевозится в двухвагонной рефрижераторной секции. Сроки перевозки устанавливает грузоотправитель.

Выполнение операций по экипировке и техническому обслуживанию рефрижераторных вагонов сосредоточено в рефрижераторных депо и на пунктах экипировки рефрижераторного подвижного состава.

Текущее содержание и обслуживание рефрижераторных секций и АРВ-Э производится сопровождающими их бригадами. Бригады сменяются в пунктах погрузки, выгрузки, в пути следования в порожнем состоянии.

Сопровождающая бригада несет ответственность за техническое состояние специального оборудования рефрижераторных секций и АРВ-Э и обеспечение в них заданного температурного режима.

Полная экипировка рефрижераторных секций перед погрузкой должна обеспечивать нормальную работу оборудования при следовании в груженом состоянии до станции назначения без экипировки в пути из расчета продвижения по установленным нормам пробега с запасом на

2 суток. Экипировка в пути следования допускается лишь на дальневосточном направлении.

Сопровождающая бригада до начала подготовки рефрижераторных вагонов под погрузку обязана проверить исправность оборудования, наличие горючесмазочных материалов и воды, а также состояние вагонов в санитарном отношении. При необходимости экипировки необходимо оформить заявку. Исправность оборудования, кроме того, проверяется в процессе предварительного охлаждения (обогрева) вагонов, а в случае, если оно не производится, — пробным запуском оборудования с полной нагрузкой на 20—30 минут.

Обслуживающая бригада должна следить за точностью показаний штатных термометров и систематически проверять их путем сличения их показаний с показаниями контрольного термометра.

Техническое обслуживание рефрижераторного подвижного состава производится в соответствии с Инструкцией по эксплуатации рефрижераторного подвижного состава.

При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать продолжительность его перевозки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности качества груза период года в разных климатических зонах нахождения железных

дорог следования.

Периоды года (летний, переходный и зимний) и климатические зоны нахождения железных дорог определены Правилами перевозок скоропортящихся грузов (Приложение 6). В зависимости от периода года, термической подготовки и вида подвижного состава и контейнеров,

скоропортящиеся грузы перевозят с охлаждением, без охлаждения (с вентилированием или без), с отоплением, утеплением (определяется перевозчиком).

Перевозчики должны должны предоставлять под погрузку скоропортящихся грузов исправные вагоны, контейнеры, которые, при необходимости должны удовлетворять ветеринарно-санитарным требованиям. Соответствие вагонов, контейнеров ветеринарно-санитарным требованиям при перевозке скоропортящихся грузов определяется грузоотправителем.

При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспортабельности, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности и качества груза период года в разных климатических зонах по

предполагаемому направлению следования. В рефрижераторных вагонах при перевозке грузов обеспечивается соблюдение заданного температурного режима. Перед подачей таких вагонов под погрузку грузов, предъявляемых к перевозке с температурой –8° С и ниже грузовое помещение вагона предварительно охлаждается до 0° С, а перед погрузкой охлажденных грузов — до температуры хранения. При погрузке неохлажденных грузов предварительное охлаждение грузовых помещений не производится. При отрицательной температуре наружного воздуха перед погрузкой грузов, требующих отопления, грузовые помещения рефрижераторных вагонов предварительно обогреваются до +6 °С. Перед погрузкой бананов температура воздуха в грузовом помещении вагонов должна быть доведена до +12 °С.

Продолжительность нахождения скоропортящихся грузов в грузовом вагоне рефрижераторной секции, отцепленном по заявке грузоотправителя грузополучателя) от служебного вагона с дизель-электростанцией, не должна превышать 6 часов. При отрицательной температуре наружного воздуха грузоотправитель обязан принять меры, предотвращающие переохлаждение или подмораживание плодоовощей в период их погрузки.

В летний и переходный периоды года до наступления заморозков при перевозке в крытых вагонах вентилируются на всем пути следования: рыба вяленая, плодоовощи, яйца куриные пищевые неохлажденные. Непрерывное вентилирование крытых вагонов производится через полуоткрытые боковые люки или через открытые боковые люки, зарешеченные изнутри металлической решеткой. Крышки боковых люков в полуоткрытом положении должны быть закреплены проволокой с постановкой деревянных брусков, изготовленных грузоотправителем в соответствии с Правилами перевозок скоропортящихся грузов.

Предъявляемые к перевозке скоропортящиеся грузы согласно статьи 18 Устава должны соответствовать требованиям, установленным нормативными документами (стандартами, Техническими условиями и иными документами, содержащими требования к качеству груза и

упаковки).

Скоропортящиеся грузы перевозят по железным дорогам в различных видах тары. Охлажденное, остывшее, замороженное и подмороженное мясо может перевозиться без упаковки.

Перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования могут выборочно проверять качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и соответствие их нормативным документам. Проверка производится в процессе предъявления груза к перевозке. Температура замороженных, мороженых, подмороженных, остывших и охлажденных грузов измеряется в момент погрузки в вагон. Вскрытие отдельных мест с грузом и последующая упаковка груза после проверки, а также опломбирование вагона, контейнера осуществляется грузоотправителем.

Соответствие по товарной сортности груза при его предъявлении к перевозке перевозчик и владелец инфраструктуры не проверяют.

При предъявлении грузов к перевозке вместе с перевозочными документами грузоотправитель представляет станции отправления документ о качестве груза (удостоверение, сертификат качества), датированный днем погрузки в вагон, контейнер. В документе о качестве груза должно быть указано точное наименование, качественное состояние, срок транспортабельности груза в сутках и температура груза перед погрузкой, а также для отдельных грузов другие данные, перечисленные в Правилах перевозок скоропортящихся грузов (дата убоя животных, птицы, ботанический сорт и дата сбора овощных культур и т.п.). На оборотной стороне накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправитель указывает наименование, номер и дату выдачи прилагаемого документа о качестве. При перевозке плодоовощей грузоотправителем дополнительно прикладываются документ о содержании токси-

кантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов применения пестицидов.

При перевозке продуктов и продовольственного сырья животного происхождения грузоотправителем дополнительно прикладывается ветеринарное свидетельство формы № 2 или 3 на грузы при транспортировке по территории РК и стран СНГ. Ветеринарными справками формы № 4 сопровождаются грузы, перевозимые в пределах района (города). На грузы, вывозимые на экспорт, пограничные ветеринарные пункты выдают ветеринарный сертификат формы № 5 взамен ветеринарного свидетельства, выданного Госветслужбой района (города).

При отгрузке плодоовощей, живых растений, семенного и посадочного материала из зон, объявленных под карантином, грузоотправителем дополнительно прикладывается карантинный сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов или фитосани-

тарный сертификат (при экспортных, импортных и транзитных перевозках таких грузов) в соответствии с Правилами перевозок железнодлорожным транспортом подкарантинных грузов.

Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в документе о качестве, и предельный срок перевозки менее срока доставки, установленного в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Скоропортящиеся грузы в специализированных изотермических вагонах и рефрижераторных контейнерах перевозятся только большой скоростью.

В верхней части накладной грузоотправителем проставляется штемпель «Скоропортящийся» и дата истечения срока доставки.

Грузоотправитель при погрузке скоропортящихся грузов должен размещать и укладывать их в вагоне, контейнере без загрязнения мест, повреждения тары и внутреннего оборудования вагона (контейнера). При наличии на стенах вагона, контейнера вертикальных брусков или

гофр скоропортящиеся грузы укладывают вплотную к ним, а при их отсутствии — на расстоянии 4-5 см от торцевых и продольных стен. Скоропортящиеся грузы (кроме плодоовощей) укладывают плотным штабелем.

Ящики при плотной укладке размещают по длине вагона (контейнера) плотно один к другому и торцевым стенам. Просвет по ширине вагона (контейнера), который возникает за счет некратности размеров ящиков и ширины грузового помещения, распределяется равномерно между ящиками. Грузы, перевозимые в бочках, мешках, сетках при некратности размеров мест груза и ширины вагона (контейнера) размещают симметрично продольной оси вагона (контейнера).

Бочки устанавливают вертикально укупоренным днищем, втулкой вверх в один или несколько ярусов либо укладывают горизонтально, если втулка сбоку. При установке бочек в несколько ярусов должны применяться прокладки. При закатывании бочек в изотермические вагоны на напольные решетки должны настилаться доски или щиты. Не допускается погрузка бочек емкостью более 400 дм3 в изотермические вагоны и более 100 дм3 в контейнеры. При перевозке в крытых вагонах и универсальных контейнерах в зимний период бочки необходимо ос-

тавлять незаполненными на 10-15 % их вместимости.

Плодоовощи в ящиках в вагоне размещают одним из следующих способов:

– при шахматной укладке ящики в нечетных ярусах размещают вдоль вагона с просветами между ящиками 4-5 см, на расстоянии 7-8 см от одной продольной стены вагона и 2-3 см — от другой. Ящики четных ярусов размещают в таком же порядке, но с перекрытием интервалов нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположенные ящики не менее, чем на 2-3 см;

– при вертикальной укладке дощатые ящики размещаются по длине вагона плотно один к другому и к торцевым стенам вагона, а по ширине —с наличием просветов 4-5 см между ящиками, а также штабелем груза и продольными стенами. Через каждые два яруса на головки ящиков накладывают рейки сечением 2-3 см, концы которых должны опираться в продольные стены вагона. В двух верхних ярусах ящики обязательно устанавливаются на рейки. При перекрестной укладке ящики размещаются в первом ярусе вдоль вагона, во втором ярусе — поперек вагона и т.д. с просветами между рядами ящиков 4-5 см.

Ящики-лотки и картонные ящики в вагонах устанавливают плотным штабелем без применения реек. Стойки смежных ящиков-лотков верхнего яруса увязывают между собой проволокой или шпагатом. Мешки, сетки с овощами размещают в вагоне (контейнере) «стоймя» в несколько ярусов.

При перевозке бананов в зимний период во избежание их переохлаждения нижние ряды картонных ящиков (коробок) укладывают на поддоны, устанавливаемые на напольные решетки. Коробки с бананами устанавливают в вагонах плотными штабелями без зазоров или шахматным

способом. При отрицательной температуре наружного воздуха погрузка бананов со склада в рефрижераторные секции или АРВ-Э осуществляется только через отапливаемые тамбуры. В акте экспертизы указываетсятемпература наружного воздуха в период погрузки бананов.

Грузы в вагоне размещают так, чтобы обеспечивалось открывание дверей с обеих сторон (с отступлением от двери на 25 см.). Если груз в междверном пространстве неустойчив, то двери вагона следует ограждать досками или щитами. Если длина ящиков некратна длине вагона, а также, если укладка производится шахматным способом, то междверное пространство на ширину 70—100 см должно ограждаться распорками.

Требования к размещению и укладке отдельных наименований грузов определены в Правилах перевозок скоропортящихся грузов.

Получив точные данные о погрузке, руководитель обслуживающей бригады выполняет ряд работ по подготовке грузовых вагонов, энергохолодильного и электрического оборудования к перевозке. После выполнения подготовительных работ производят пробный цикл охлаждения (отопления) продолжительностью 1—2 ч. После окончания предварительного охлаждения (отопления) дежурному по станции или маневровому диспетчеру сообщается о готовности секции к погрузке. Вагоны секции могут загружаться скоропортящимися грузами с различными температурными режимами перевозки. Погрузка секции должна происходить как правило на одной станции. При погрузке рефрижераторной секции или АРВ-Э руководитель обслуживающей бригады обязан своевременно обеспечивать подготовку грузовых вагонов для подачи к месту погрузки, контролировать лично или через выделенного им работника бригады сохранность оборудования, в случае обнаружения нарушения правил укладки груза в вагонах требовать

от грузоотправителей соблюдения правил погрузки, осуществлять контроль температуры загружаемого груза и выборочно осуществлять наружный осмотр состояния груза. После окончания погрузки руководитель обслуживающей бригады должен сделать запись в рабочем журнале о точном наименовании груза в каждом вагоне, его технологической обработке, не-

обходимых режимах перевозки и заверить эти данные своей подписью. Бригада должна быть ознакомлена с порядком обслуживания секции (АРВ-Э) в пути следования.

Имеющиеся в грузовых вагонах циркуляторы должны быть включены при перевозке грузов с отоплением — на все время отопления вагонов, при перевозке с охлаждением — на все время работы холодильных установок.

Основным документом бригады в рейсе является маршрут секции (форма ВУ-83), в котором отражается вся работа секции за период груженого рейса.

Рабочий журнал секции (АРВ-Э) является основным документом, отражающим работу энергохолодильного оборудования и технологический режим при перевозке скоропортящихся грузов. Журнал ведется ежесуточно дежурным механиком.

После отправления со станции погрузки основной задачей бригады вляется соблюдение температурного и вентиляционного режимов перевозки. Температура воздуха в грузовых вагонах и температура наружного воздуха регистрируются в автоматизированном режиме. Через каждые четыре часа работы бригада регистрирует ее в рабочем журнале секции. Контрольная проверка температуры воздуха в грузовом помещении каждого вагона производится переносной термостанцией не реже, чем через каждые 12 часов. Одновременно по термометрам, установленным с обеих сторон вагона с дизель-электростанцией и служебным помещением, определяется температура наружного воздуха. По прибытии на станцию выгрузки руководитель обслуживающей бригады обязан совместно с дежурным по станции (маневровым диспетчером) установить порядок и последовательность подачи вагонов под выгрузку с учетом местных условий и наименьшим количеством расцепок.

К моменту отцепки вагонов от секции температура в грузовых помещениях доводится до нижнего предела при перевозке с охлаждением и до верхнего предела при перевозке с отоплением в соответствии с инструкцией по перевозке. Время отцепки и температура воздуха в вагонах указывается в рабочем журнале. При отцепке груженых вагонов от секции к местам выгрузки в первую очередь должны подаваться концевые части секции с тем, чтобы остальные вагоны, ожидающие разгрузки, могли охлаждаться или отапливаться.

По окончании разгрузки секции (АРВ-Э) работник хладотранспорта (при его отсутствии приемосдатчик станции) делает отметку в маршруте бригады, составлялся или нет коммерческий акт на порчу или понижение качества груза, и заверяет ее своей подписью и штемпелем станции. В случае составления коммерческого акта руководитель бригады представляет станции для просмотра рабочий журнал и выдает заверенную своей подписью выписку с указанием режима обслуживания в пути. Одновременно он представляет подробное объяснение обстоятельств этой перевозки.

При приеме к перевозке отдельных скоропортящихся грузов и обслуживании их в пути следования требуется учитывать выполнение ряда специфических особенностей: подготовку к перевозке, осмотр и проверку качества груза, соблюдение санитарных, ветеринарных и карантинных требований, различные температурные режимы при перевозке, соблюдение требований к таре, а также к способам укладки в вагонах и др.

Мясо и мясопродукты предъявляются грузоотправителем к погрузке только до той станции и в адрес того грузополучателя, которые указаны в ветеринарном свидетельстве. Погрузка в вагоны мяса и мясопродуктов разрешается после осмотра их ветеринарным врачом органа Госветнадзора. О назначенном времени погрузки мяса и мясопродуктов грузоотправитель уведомляет местный орган Госветнадзора не менее чем за 24 часа до подачи вагонов под погрузку.

Температура замороженного мяса говядины, баранины и козлятины в толще мышц у костей при погрузке в рефрижераторные вагоны и контейнеры должна быть не выше –8 °С, а мяса свинины — не выше –10 °С. Туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных должны быть разделаны на продольные полутуши или четвертины; туши свиней — на продольные полутуши или целые туши без голов; баранина и мясо прочих мелких животных должны предъявляться к перевозке целыми тушами без голов. На тушах, полутушах и четвертинах не должно быть остатков внутренних органов, сгустков крови, бахромок, загрязнений, повреждений поверхностей, кровоподтеков, побитостей, а также льда и снега. У замороженного мяса,

выпускаемого для реализации, допускается наличие зачисток, выхватов подкожного жира (15 % поверхности).

Замороженное мясо в тушах, полутушах и четвертинах, перевозимое без упаковки, укладывают в изотермические вагоны плотными штабелями с предварительной застилкой напольных решеток и стен на высоту погрузки бумагой с оставлением щелей между решетками и стенами вагона для циркуляции холодного воздуха. При перевозке на экспорт необходимо вкладывать в вагоны не менее 8 кг бумаги для застилки пола иностранных вагонов при перегрузке. Замороженные мясные блоки должны быть завернуты в пергамент, подпергамент, целлофан или

другие полимерные пленки, упакованные в ящики из гофрированного картона или изотермические картонные контейнеры, размещенные на стоечных или плоских поддонах. Температура в толще блока должна быть не выше: блоков из мяса на костях –8 °С, блоков из жилованного мяса и субпродуктов –12 °С, блоков из мяса птицы –18 °С.

Охлажденное мясо принимается к перевозке с послеубойным сроком хранения не более 4 суток. Температура охлажденного мяса должна быть в толще мышц у костей от 0 до +4 °С, поверхность мяса должна быть сухая с корочкой подсыхания, без следов плесени, ослизнения

и увлажнения. Обрезную свинину перевозить в охлажденном состоянии не разрешается. В переходный и зимний периоды года говядину, баранину и конину с послеубойным сроком хранения не более 2 суток перевозят в остывшем состоянии. Остывшее мясо при предъявлении к

перевозке должно иметь корочку подсыхания на поверхности и температуру в толще мышц у костей от +4 до +12 °С.

Мясо охлажденное и остывшее перевозится в рефрижераторных вагонах в подвешенном состоянии на балках с крючками так, чтобы туши, полутуши и четвертины не соприкасались между собой, с полом и со стенами вагона, правые половины полутуш и четвертины должны

находиться с одной стороны вагона от двери, а левые — в другой, и их внутренние стороны должны быть обращены к торцевой стене, на которой установлены приборы охлаждения. Четвертины говядины и туши баранины подвешиваются в два яруса, нижний ярус подвешивают к верхнему на веревках.

При перевозке мяса в подмороженном состоянии для промышленной переработки в накладной указывается, для какой цели направляется такое мясо (на пищевые цели или др.). Подмороженное мясо при погрузке в рефрижераторные вагоны должно иметь температуру от –3 °С до –5 °С на глубине 1 см. Подмороженное мясо укладывают по продольной оси вагона штабелями высотой не более 1,6 м. Мясо и мясопродукты, перевозимые без упаковки в изотермическом подвижном составе, выдаются с проверкой массы груза (путем взвешивания на товарных весах) и количества мест (в случаях, когда в накладной указано их число).

Мясо птицы предъявляется к перевозке в таре в замороженном состоянии (потрошеное и полупотрошеное) с температурой внутри тушки не выше –8 °С и в охлажденном состоянии (потрошеное) с температурой от 0 °С до +2 °С. Замороженное мясо птицы, отгружаемое на экспорт, должно иметь температуру не выше –18 °С. Дичь в оперении предъявляется к перевозке в упаковке с температурой не выше –15 °С.

Тушки кроликов должны иметь температуру не выше –9 °С, должны быть без шкурок, голов и внутренних органов (за исключением почек). Мясо птицы, кроликов и дичь в оперении с признаками плесени, оплеснения, запахом закисления, увлажненное к перевозке не принимается.

Субпродукты предъявляются к перевозке только в замороженном состоянии с температурой не выше –12 °С. Они должны быть свежими, чистыми и без признаков порчи. Головы, ноги и уши перевозят в ошпаренном или опаленном виде и без шерстяного покрова.

Эндокринно-ферментное сырье и специальное сырье для медицинского производства предъявляется к перевозке с температурой не выше –20 °С.

Мясокопченности в безвакуумной упаковке должны иметь хорошо выраженный запах копчения, сухую, чистую равномерно прокопченную поверхность без плесени и остатков волоса, выхватов мяса и жира, без бахромок мяса, с температурой от 0 до –9 °С.

Колбасы (сырокопченые, варено-копченые и полукопченые) должны иметь чистую, сухую поверхность без повреждений оболочки. Консистенция колбас сырокопченых должна быть твердой, плотной, температура не выше +12 °С; полукопченых — упругой, варенокопченых —

плотной, температура от –4 °С до –9 °С. Влажность колбас указывают в накладной под наименованием груза.

Пельмени в пачках, мясные полуфабрикаты, расфасованные в лоточки, обтянутые полимерной пленкой, сосиски и сардельки в полимерной упаковке, укладываются в картонные ящики и предъявляются к перевозке с температурой не выше –18 °С.

Предъявляемая к перевозке рыба мороженая, филе рыбное и морского гребешка, мидии, крабовые палочки, крабы, креветки и другие мороженые морские продукты при погрузке должны иметь температуру не выше –18 °С.

Признаки доброкачественной мороженой рыбы: чистая, естественной окраски поверхность тела, светло-красные или темно-красные жабры, запах (после оттаивания) свежей рыбы.

Рыба охлажденная перевозится в рефрижераторных вагонах в ящиках или в сухотарных бочках с температурой в толще мяса у позвоночника в пределах от –1°С до +3 °С.

Соленую рыбу и сельдь перевозят в деревянных, полимерных заливных или сухотарных бочках вместимостью не более 50 дм3 с мешкамивкладышами из полимерных материалов, в дощатых ящиках. Соленую рыбу и сельдь, расфасованную в пакеты из полимерных материалов перевозят в ящиках из гофрированного картона.

Рыба и сельдь в бочках должны быть залиты тузлуком, а уложенные в тару — отжаты.

Ящики должны быть выстланы пергаментом, целлофаном или другими водонепроницаемыми материалами.

Рыба и сельдь соленые, пряного посола и маринованные при погрузке должны иметь температуру от 0 °С до –3 °С. Живую рыбу и рыбопосадочный материал (мальков) перевозят в

рефрижераторных секциях для перевозки живой рыбы с проводниками грузоотправителя.

Плодоовощи предъявляют к перевозке свежими, чистыми, без механических повреждений и повреждений вредителями и болезнями, без излишней влажности, однородными по степени зрелости в каждой повагонной партии, упакованными в соответствующую для каждого вида

плодов и овощей тару, приведенную в Правилах перевозок скоропортящихся грузов.

В период массовых заготовок по согласованию с грузоотправителем и грузополучателем допускается перевозка навалом в крытых вагонах позднего картофеля, свеклы столовой, арбузов, тыквы, капусты среднепоздних и позднеспелых сортов.

Картофель для длительного хранения перевозится только в таре.

Плодоовощи в рефрижераторных вагонах и контейнерах перевозятся только в таре. Максимальная высота укладки плодоовощей в зависимости от типа вагона приведена в Правилах перевозок скоропортящихся грузов.

При перевозке свеклы столовой, арбузов и тыквы навалом пол и стены вагона должны выстилаться сухой соломой на высоту погрузки или древесной стружкой слоем 10 см. Междверное пространство крытых вагонов при перевозке в них овощей, картофеля и бахчевых культур навалом должно быть ограждено грузоотправителем овощными щитами.

Бананы должны предъявляться к перевозке жесткими, с кожурой и плодоножкой зеленого цвета, с достаточно развитыми плодами с типичной для вида формой и размерами. Бананы, предварительно уложенные в мешки из полимерной пленки с плотной увязкой горловины мешка,

должны быть упакованы в картонные коробки. Бананы перевозятся только в рефрижераторных секциях или АРВ-Э и во время перевозки должны вентилироваться при положительной температуре наружного воздуха два раза в сутки, при отрицательной — один раз в сутки включением вентиляторов на 15—20 минут.

Молоко предъявляется к перевозке только пастеризованное или стерилизованное в охлажденном состоянии с температурой от +8° С, молоко стерилизованное — с температурой не выше +10 °С. Стерилизованное молоко должно быть расфасовано в пакеты ТБА или в стеклянную упаковку с укладкой в ящики.

Молоко перевозится в изотермических вагонах. Молоко нестерелизованное перевозится также в собственных или арендованных молочных цистернах. Цистерны при наливе должны заполняться молоком до половины высоты колпака. В трехсекционных цистернах разрешается

заливать две крайние или одну среднюю секцию.

К перевозке предъявляются молочные продукты: сметана с температурой от +6 до +2° С во флягах, пакетах ТБА или стеклянных гермитично укупоренных банках с укладкой в ящики; творог замороженный с температурой не выше –18° С в ящиках.

Масло сливочное предъявляется к перевозке в упаковке и должно иметь при погрузке температуру не выше –6 °С, а масло топленное — от 0 до –3° С. Масло сливочное перевозится в изотермических вагонах.

Мороженое перевозится в металлических емкостях, а мелко-фасованное — в коробках, специальных контейнерах и другой таре только в рефрижераторных вагонах с догрузкой в летний и переходный периоды не менее 2—3 т сухого льда в каждый вагон. Температура мороженого

при погрузке должна быть не выше –20 °С.

Яйца куриные пищевые (неохлажденные и охлажденные) перевозятся в специальной ячеистой упаковке, укладываемой в ящики. Охлажденные яйца предъявляются к перевозке с температурой не выше +6 °С.

Яйца неохлажденные в летний период года при температуре наружного воздуха не выше +25 °С и при положительной температуре в переходный период года перевозятся в крытых вагонах.

Стерилизованные соки овощные, фруктовые и нектары в стеклянной, жестяной упаковке, а также в пакетах ТБА перевозятся в изотермических вагонах во все периоды, а в крытых вагонах — в переходный и летний периоды.

Вина, ликеро-водочные изделия перевозятся в бутылках, размещенных в ящиках, обтянутых проволокой или стальной упаковочной лентой.

Ящики из гофрированного картона обтягиваются стальной упаковочной лентой или обклеиваются бумажной лентой в два пояса.

Шампанское, игристые и шипучие вина во все периоды года перевозятся в изотермических вагонах, температура должна быть в пределах от +8 °С до +16 °С.

Ликеро-водочные изделия в летний и переходный периоды года перевозятся в крытых и изотермических вагонах, а в зимний период — в изотермических вагонах, а в крытых только при температуре наружного воздуха не выше +15° С.

Перевозка вин допускается также наливом в собственных специальных цистернах-термосах и в собственных изотермических вагонах-цистернах в сопровождении проводников. Температура вина при наливе должна быть не ниже +8 °С в зимний период, не выше +15 °С — в летний.

Вода минеральная, напитки безалкогольные предъявляются к перевозке в упаковке в ящиках или специализированных контейнерах. Перевозка навалом не допускается.

Пиво в стеклянных, полимерных бутылках, жестяных банках перевозится в изотермических вагонах, температура при предъявлении к перевозке от +2 °С до +12 °С.

Пастеризованное пиво в летний и переходный периоды года допускается перевозить в крытых вагонах.

Пчелы перевозятся в ульях или в фанерных пакетах в сопровождении проводников грузоотправителя, грузополучателя. Перевозка пчел в крытых вагонах допускается при температуре наружного воздуха не выше +10 °С. При температуре выше +10 °С пчелы перевозятся в рефрижераторных вагонах.

Наши рекомендации