Лабораторная работа № 3. Способы движения агрегатов

Способы движения агрегатов

Цель работы – изучить основные способы движения машинно-тракторных агрегатов, научиться подбирать оптимальные способы движения машинно-тракторных агрегатов для выполнения заданных технологических операций

Порядок работы

1. Обосновать кинематические параметры работы агрегата, составить кинематическую характеристику участка. Для этого следует выбрать и обосновать способ движения агрегата исходя из заданных условий, агротехнических требований, предъявляемых к работе.

При выборе способов движения надо исходить из агротехнологических требований: качества работы, удобства обслуживания, возможности уменьшения вспомогательных операций и т. д. Если эти условия позволяют применять различные способы движения, следует выбирать тот, который дает наиболее оптимальные варианты, способствующие повышению производительности агрегата.

А. Гоновое движение:

Движение «челноком» в сельскохозяйственной практике применяет­ся довольно широко, к данному способу движения прибегают при выпол­нении многих сельскохозяйственных операций, кроме вспашки. При этом необходимо отметить, что если вспашка выполняется оборотными плуга­ми, то можно и вспашку выполнять при движении «челноком» (рисунок 1).

Лабораторная работа № 3. Способы движения агрегатов - student2.ru

Рисунок 1 - Челночный способ движения МТА

Движение всвал. При этом способе движения могут выполняться вспашка, дискование, лущение, боронование, культивация, посев и некото­рые другие операции (рисунок 2).

Лабораторная работа № 3. Способы движения агрегатов - student2.ru

Рисунок 2 – Движение МТА всвал

При этом заезд агрегата начинается по центральной линии участка, вдоль длинной его стороны. Поворот агрегата на конце загона осуществля­ется на по окружности. По мере обработки участка длина поворота будет увеличиваться за счёт прямолинейной составляющей.

При вспашке всвал по центральной линии участка образуется свальный гребень, который из года в год не должен повторяться, он дол­жен чередоваться с развальной бороздой.

Движение вразвал. Этот способ движения также широко применяет­ся при работе агрегатов на участках поля. При этом, первый проход начи­нается с края участка, вдоль его длинной стороны, поворот делается на 180° со спрямлённым участком. По мере обработки участка длина спрям­лённой части пути будет уменьшаться - до тех пор, пока не будет обрабо­тан участок полностью (рисунок 3, 4).

Лабораторная работа № 3. Способы движения агрегатов - student2.ru

Рисунок 3 – Движение МТА вразвал

Лабораторная работа № 3. Способы движения агрегатов - student2.ru

Рисунок 4 – Движение МТА вразвал расширением прокоса

В случае вспашки участка способом «вразвал» по центральной линии участка образуется развальная борозда, которая при последующей обра­ботке поля обязательно должна чередоваться со свальным гребнем, чтобы избежать водной эрозии почвы.

Движение комбинированное. Чаще всего применяется при вспашке с целью уменьшения количества развальных борозд - при таком движении количество развальных борозд снижается примерно в полтора раза (рисунок 5).

Лабораторная работа № 3. Способы движения агрегатов - student2.ru

Рисунок 5 – Движение МТА с чередованием всвал - вразвал

Б. Движение по диагонали: осуществляется под некоторым углом к стороне участка. Данный способ движения применяется зна­чительно реже - чаще всего после первичной вспашки при разделке пла­стов тяжёлыми дисковыми боронами (рисунок 6).

Лабораторная работа № 3. Способы движения агрегатов - student2.ru

а – диагональный способ движения МТА; б – диагонально-перекрестный способ движения МТА.

Рисунок 6 – Движение МТА по диагонали

В. Движение вкруговую: чаще всего применяется при заготовке кормов, когда трактор с косилкой копирует контур участка при скашива­нии травостоя (рисунок 7).

Лабораторная работа № 3. Способы движения агрегатов - student2.ru

а - от периферии к центру; б - с угловыми поворотами

Рисунок 7 - Круговые способы движения МТА

При всех способах движения значительную долю пути агрегата составляют повороты и заезды. Чем короче гон, тем больший процент пути составляют повороты и заезды. В среднем они составляют 10–12 % от общего пути агрегата, а на коротких участках – 40 % и более. Неправильно выполненные повороты увеличивают холостой путь агрегата до десятков километров за сезон, а иногда снижают качество работы.

При гоновых (загонных) и некоторых других способах движения повороты осуществляются вхолостую, как правило, на 180°; при круговых (беззагонных) способах движения (при рабочем ходе или вхолостую) – на 90°; при диагональных способах (движение под углом к стороне поля) или при неправильной конфигурации поля – на различные углы.

Наиболее распространенный гоновый способ движения агрегатов -челночный. Его используют в основном при работе симметричных агрега­тов (посев, посадка, боронование, дискование, культивация, внесение удобрений и др.).

Способы движения всвал, вразвал и с чередованием загонов приме­няют при вспашке, с расширением прокосов - при уборке сельскохозяйст­венных культур, диагональный способ - преимущественно при поверхно­стной обработке почвы, диагонально-перекрестный - при посеве.

2. Составить кинематическую схему участка.

Наши рекомендации