Типы сборочного производства и организационные формы сборки
Организационная форма сборки машин определяется типом и условиями производства. При этом решающими факторами являются объем выпуска изделий в календарном периоде времени, трудоемкость сборочных работ и экономическая эффективность. Организационные формы сборки указаны на рис. 1.35, а их связь с типом производства дана на рис. 1.36. Трудоемкость сборки предварительно может быть определена сравнением с трудоемкостью сборки аналогичных машин или расчетом по укрупненным нормативам.
Непоточная сборка характеризуется тем, что операции выполняются за разные промежутки времени, поэтому возможно «пролеживание» деталей или сборочных единиц между операциями.
Непоточная стационарная сборка без расчленения сборочных работ характеризуется тем, что весь процесс сборки выполняется на одной сборочной позиции: стенде, станке, рабочем месте. Сборочные работы выполняются, как правило, бригадой рабочих последовательно, т.е. от начала до конца.
Достоинства этого метода сборки:
- неизменное положение базовой детали, что способствует достижению высокой точности собираемого изделия;
- использование универсальных транспортных средств, приспособлений и инструментов, что сокращает продолжительность и стоимость технологической подготовки производства.
К недостаткам метода следует отнести:
- увеличение длительности общего цикла сборки, выполняемой последовательно;
- требование высокой квалификации рабочих.
Областью применения такой организационной формы сборки является единичное и мелкосерийное производство крупногабаритных изделий.
Непоточная стационарная сборка с расчленением сборочных работ предполагает дифференциацию процесса на узловую и общую сборку. Сборка каждой единицы и общая сборка выполняются в одно и то же время разными бригадами (сборщиками). Собираемая машина остается неподвижной на одном стенде. В результате такой организации длительность процесса сборки сокращается.
Непоточная подвижная сборка характеризуется последовательным перемещением собираемого изделия от одной позиции к другой, которое может быть свободным или принудительным. Технологический процесс при этом разбивается на отдельные операции, выполняемые одним или несколькими рабочими.
При сборке со свободным перемещением рабочий, закончив свою операцию, с помощью средств механизации или вручную перемещает собираемую сборочную единицу на следующую рабочую позицию.
При сборке с принудительным перемещением объект сборки передвигается при помощи конвейера или тележек, имеющих общий привод.
Поточная сборка характеризуется тем, что операции выполняются за одинаковый промежуток времени — такт или за промежуток времени, кратный такту. Одной из форм поточной сборки является поточная стационарная сборка. При такой организации сборки все собираемые объекты остаются на рабочих позициях в течение всего процесса сборки. Рабочие или бригады последовательно переходят от одних собираемых объектов к следующим через промежутки времени, равные такту. Каждый рабочий или бригада выполняет закрепленную за ними одну и ту же операцию.
Поточная стационарная сборка применяется при сборке крупных и громоздких изделий, неудобных для транспортирования.
Основные преимущества такого вида сборки — равномерный выпуск продукции, короткий цикл сборки, высокая производительность. Область использования — серийное производство.
Поточная подвижная сборка может быть со свободным или с принудительным ритмом. В первом случае рабочий передает собираемое изделие на следующую операцию по мере выполнения своей, во втором случае (работе с принудительно регулируемым ритмом) момент передачи йа следующую операцию определяется сигналом (световым или звуковым) или скоростью непрерывно или периодически движущегося конвейера.
Поточная сборка сокращает длительность производственного цикла, уменьшает межоперационные заделы деталей, повышает специализацию сборщиков и возможности механизации и автоматизации сборочных операций, что в конечном счете приводит к снижению трудоемкости сборки на 35—50 %.
Главным условием организации поточной сборки является обеспечение взаимозаменяемости собираемых узлов и отдельных деталей. В случае необходимости пригоночных работ они должны производиться за пределами потока при предварительной сборке. Конструкция собираемого на потоке изделия должна быть хорошо отработана на технологичность.
Организация поточной сборки экономически целесообразна при выпуске большого объема изделий.
Расчетное число рабочих позиций, которые должен пройти собираемый объект,
Особый интерес представляет поточный принцип сборки в условиях производств, выпускающих одновременно несколько изделий.
Обеспечение технологичности сборочной единицы
ГОСТ 14.202-73, ГОСТ 14.203-73
Обеспечение технологичности можно рассматривать:
1.По составу сборочных единиц
1. Принципы комплектования сборочных единиц
При делении изделия на сборочные единицы и детали целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями:
- сборочная единица не должна быть слишком большой по габаритным размерам и массе или состоять из большего числа деталей и сопряжений. В то же время излишнее «дробление» машины на сборочные единицы нерационально, так как это усложняет процесс комплектования при сборке, создает дополнительные трудности при организации сборочных работ (снабжение сборки узлами и деталями);
- если в процессе сборки требуется проведение испытаний, обкатки или специальной слесарной пригонки сборочной единицы, то она должна быть выделена в особую сборочную единицу (например, зубчатая пара заднего моста легкового автомобиля);
- сборочная единица при последующем монтаже её в машине не должна подвергаться какой-либо разборке, но если это неизбежно, то соответствующие разборочные работы необходимо предусмотреть в технологии (крышка с корпусом шестеренчатого насоса);
- большинство деталей машин, исключая ее главные базовые детали (станина, рама и др.), а также детали крепления и резьбовые соединения, должны быть включены в те или иные сборочные единицы, с тем, чтобы сократить количество отдельных деталей, непосредственно подаваемых на общую сборку;
- трудоемкость сборки должна быть примерно одинакова для большинства сборочных единиц;
- сборочная единица не должна разбираться как в процессе сборки, так и в процессе дальнейшей транспортировки и монтажа;
- габаритные размеры сборочных единиц должны устанавливаться исходя из необходимости обеспечения возможности их сборки и с учетом наличия технических средств для их транспортирования;
- сборочным операциям должны предшествовать подготовительные и пригоночные работы, связанные с резанием металла, которые сводятся в отдельные операции и должны производиться на специальном рабочем месте или в механическом цехе на станках;
- изделие следует разбивать таким образом, чтобы конструктивные условия позволили осуществлять сборку наибольшего числа сборочных единиц независимо одна от другой и без ущерба для эксплуатационных характеристик машин, что обеспечивает лучшую ремонтопригодность.
Деление на сборочные единицы сложных машин с большой номенклатурой деталей требует особого внимания и навыка. В этих случаях часто используют систему карточек, составляемых на каждую деталь. Карточки группируют в порядке последовательности сборки для каждой конструктивно-технологической сборочной единицы.
2.По точности
2. Точность расположения составных частей должна быть обоснована и взаимоувязана с точностью их изготовления. Метод сборки для данного объема выпуска и типа производства выбирают на основании расчета и анализа размерных цепей.
3.По обеспечению автоматической сборки
3. Для обеспечения автоматической сборки, в общем случае необходимо, чтобы сборочная единица и детали соответствовали следующим требованиям:
1) деталям необходимо придавать простые и симметричные формы, что позволяет упростить ориентацию деталей;
2) если деталь имеет слабовыраженные признаки асимметрии, то их в ряде случаев следует усиливать, предусматривая уступы, срезы или дополнительные отверстия;
3) конструкция деталей должна быть такой, чтобы при выдаче их из бункерно-ориентирующих устройств они не сцеплялись в двух- или многозвеньевые цепочки, образование которых приводит к прекращению выдачи деталей из бункеров (спиральные пружины, разрезные кольца, пружинные шайбы с большим зазором в замке и др.);
4) детали, сопрягающиеся с зазором или натягом, следует выполнять с заходными фасками или направляющими заточками для лучшего направления сопрягаемых деталей на сборочной позиции;
5) базовые детали изделий должны просто и надежно устанавливаться и закрепляться в сборочном приспособлении манипулятора (робота);
6) детали изделия должны иметь точно выполненные базы для надежного захвата их рабочим органом манипулятора (робота);
7) конструкция изделия в целом должна быть такой, чтобы при сборке детали подавались по простым прямолинейным траекториям;
8) конструкция изделия должна быть удобной для подвода и отвода сборочных инструментов, а также для выполнения сборки с одной стороны без применения поворотного приспособления;
9) в конструкции изделия следует избегать таких соединений, которые трудно осуществить автоматически (заклепочных, шпоночных, шплинтуемых, штифтуемых, замыкаемых разжимными и пружинными кольцами* использующих пружины кручения и растяжения, закрепляемых проволокой), относительную неподвижность деталей целесообразно обеспечивать методами пластической деформации, точечной и холодной сваркой, склеиванием, пайкой;
10) наиболее технологичными для автоматической сборки являются изделия (сборочные единицы), содержащие не менее 4 и не более 15 деталей (однотипное число деталей в сборочной единице 4–7).
В случае, когда исходная конструкция изделия недостаточно технологична для условий автоматической сборки, существуют различные способы ее совершенствования. Так, для облегчения соединения цилиндрических деталей на их сопрягаемых поверхностях предусматривают возможно большие по размерам заходные фаски с малыми углами. Фаски необходимы и на базовой детали, так как ее используют для установки многих деталей изделия. Оптимальный угол заходной фаски при соединении металлических деталей составляет 10—15°. На подшипниках, тонкостенных втулках, кольцах или на сопрягаемых с ними деталях заходные фаски выполняют ступенчатыми вначале с углом 30—45° для облегчения установки детали в отверстие корпуса или на вал, а затем с углом 10—15° для уменьшения силы запрессовки и деформаций кольца или втулки.
Расчет показателей технологичности
При проектировании технологического процесса сборки вместе с качественной производится количественная оценка технологичности, которая включает расчет и сопоставление численных значений показателей технологичности с их базовыми значениями.
Базовые показатели определяют для изделия-аналога, они отражают уровень технологичности, достигнутый при изготовлении аналогичных изделий на момент проектирования.
С этой целью в соответствии с ГОСТ 14.203—73 рассчитывают следующие показатели технологичности:
1) коэффициент сборности
где Е — число сборочных единиц в изделии;
Д — число деталей в изделии, не вошедших в сборочные единицы;
2) коэффициент применяемости унифицированных сборочных единиц в изделии
где Еу — число унифицированных сборочных единиц в изделии (подшипники, муфты, двигатели, переключатели и т.п.);
3) коэффициент применяемости унифицированных деталей в изделии (кроме крепежных)
где Ду — число унифицированных деталей (оси, пробки, рукоятки, скобы, петли, опоры и т.п.);
Д — общее число деталей;
4) коэффициент повторяемости составных частей изделия
где Q — число различных наименований составных частей в спецификации (сборочных единиц и деталей);
Е + Д — общее число составных частей в изделии (сборочных единиц и деталей);
5) коэффициент применяемости стандартных изделий
где Дст — число стандартных деталей;
6) коэффициент повторяемости материалов в изделии
где Qм — число различных марок материалов, применяемых при изготовлении изделия.
В заключение на основе анализа технологичности излагаются предложения по усовершенствованию конструкции изделия.
Составление схемы сборки
Последовательность сборки, в основном, определяется конструкцией изделия, компоновкой деталей, методами достижения требуемой точности и может быть представлена в виде технологической схемы сборки— наглядного изображения порядка сборки машины и входящих в нее деталей сборочных единиц или комплектов. На таких схемах каждый элемент изделия обозначают прямоугольником, в котором указывают наименование составной части, позицию на сборочном чертеже изделия, количество. Деталь или собранная ранее сборочная единица, с которой, присоединяя к ней другие детали и сборочные единицы, начинают сборку изделия, называется базовой детальюили базовой сборочной единицей.Процесс сборки изображается на схеме горизонтальной (вертикальной) линией, направленной от прямоугольника с изображением базовой детали к прямоугольнику, изображающему готовое изделие. Сверху и снизу от горизонтальной (справа и слева от вертикальной) линии показывают прямоугольники, условно обозначающие детали и сборочные единицы в соответствии с последовательностью их присоединения к базовой детали. На схеме сборки также условными значками (кружками, треугольниками с буквами) показывают места регулировки, пригонки и другие операции.
Использование технологических схем сборки целесообразно в любом производстве. В массовом и серийном производствах они позволяют быстрее освоить сборку сложных машин, когда еще не налажено ритмичное поступление деталей. При единичном производстве тяжелых машин наличия схемы обычно достаточно для осуществления сборочного процесса.
В дополнение к схемам сборки составляют типовые технологические инструкции с указаниями по выполнению специальных операций, например, при посадке шарико- и роликоподшипников, по гидравлическому испытанию узлов и деталей, запрессовке и распрессовке деталей с применением масла под высоким давлением, посадке деталей нагревом или охлаждением хладагентом, сборке узлов с использованием пластмассовой прослойки, балансировке, испытанию машины. При наличии сложных и ответственных сборочных операций схема сборки должна сопровождаться указаниями по их выполнению. К схеме прилагают нормировочную ведомость.
Технологическая схема сборки разрабатывается технологом. Он должен определить сборочные единицы изделия, выделив базовые элементы и количество разъемов, проверить возможность обеспечения требуемой точности сборки, установить шифр или индекс каждой сборочной единицы для разработки технологической документации.
Одним из основных условий выделения сборочной единицы является возможность ее сборки независимо от других сборочных единиц. Кроме сборочных единиц определяют детали и составные части изделия, которые поступают в готовом виде. В результате должна быть составлена схема сборочной связи отдельных деталей и составных частей данного изделия, которая определяет сборочный состав изделия.
Подготовка схем сборки значительно облегчается, если имеется образец, пробная разборка которого упрощает определение этапов сборки.
Технологическая схема сборки является основой для проектирования технологического процесса сборки. Для сложного изделия иногда целесообразно вначале разработать общую схему его сборки, а затем — схему узловых сборок, т.е. сборок узлов 1-го, 2-го и более высоких порядков.
Циклограмма сборки
Четкую организацию сборочного процесса во времени позволяет осуществить циклограмма сборки.
Циклограмма— это графическое представление последовательности выполнения операций, переходов или приемов сборочного Процесса и затрат времени на их выполнение. При построении циклограммы в вертикальной колонке построчно записывают все операции, переходы и приемы. Степень их дифференциации зависит от уровня циклограммы. Например, в случае циклограммы общей сборки достаточно представить только операции. При построении циклограммы отдельных операций возникает необходимость представления в ней отдельных переходов, приемов и т.д. На горизонтальной оси циклограммы откладывается текущее время и его затраты на выполнение каждого элемента сборочного процесса (рис. 1.34).
Анализ циклограммы позволяет не только определить общее время цикла сборки, но и наметить пути его сокращения, среди которых можно выделить два основных, наиболее часто используемых на практике:
- сокращение затрат времени на выполнение отдельных операций (переходов, приемов) за счет изменения режимов работы сборочного оборудования;
- совмещение во времени отдельных операций (переходов, приемов).
Нормирование сборочных операций
Важной частью организации и планирования сборочных работ является определение норм времени на сборочные операции. На основе технического нормирования определяется трудоемкость сборочных работ, производительность рабочих мест, устанавливают расценки, осуществляют календарное планирование производства, реконструируют действующие и проектируют новые сборочные цехи.
Норма времени по ГОСТ 3.1109-82 – это регламентированное время выполнения некоторого объема работ в определенных производственных условиях одним или несколькими исполнителями соответствующей квалификации.
Техническое нормирование — это установление обоснованных норм расхода производственных ресурсов (ГОСТ 3.1109—82). Под производственными ресурсами понимаются энергия, сырье, материалы, инструмент, рабочее время и т.д.
Задачи технического нормирования — выявление резервов рабочего времени, улучшение организации труда на предприятии и, в конечном счете, повышение производительности труда и увеличение объема производства.
Технически обоснованной нормой времени называют регламентированное время выполнения технологической операции в определенных организационных технических условиях, наиболее благоприятных для данного производства.
В машиностроении и, в частности при сборке, норма времени устанавливается на технологическую операцию. При сборке машин, как и при механической обработке заготовок деталей, различают три метода нормирования времени:
- технический расчет норм по нормативам;
- расчет норм на основе установления затрат рабочего времени наблюдением (хронометраж и фотографирование);
- определение норм по укрупненным нормативам (опытно-статистический метод).
Норма штучного времени на сборочные операции складывается:
- из основного (технологического) времени То;
- вспомогательного времени Тв;
- времени на обслуживание рабочего места Тобсл;
- времени на отдых Тотд,
т.е.:
Тшт = Т0 + Тв + Тобсл + Тотд.
Время на обслуживание рабочего места и отдых нормируется в процентах от оперативного времени, определяемого по формуле:
Топ=Т0 + Тв,
тогда:
где Аотд — процент оперативного времени для отдыха;
Аобсл — процент оперативного времени для обслуживания рабочего места;
К — поправочный коэффициент на оперативное время, учитывающий число приемов, выполняемых рабочим.
Нормирование сборочных работ ведется по нормативам времени на слесарно-сборочные работы.
При сборке изделий партиями определяется штучно-калькуляционное время:
где Тп-з — подготовительно-заключительное время на партию изделий;
n — размер партии изделий.
При поточной сборке в штучное время включается время на перемещение собираемого изделия (при периодически движущемся конвейере) или на возвращение рабочего в исходную позицию (при непрерывно движущемся конвейере). Если это время перекрывается другими элементами штучного времени, то оно не учитывается.
Обеспечение синхронизации операций в условиях поточного производства часто требует корректировки: изменения содержания операций путем их совмещения или разбивки, применения более производительных средств оснащения и т.п.
Сокращению времени выполнения сборочных операций в значительной степени способствует высокая технологичность конструкций изделий.