Монотеистический культ бога Атона

Приблизительно в 1353 — 1336 годах до н. э. фараон Аменхотеп VI (взявший себе имя Эхнатон) провозгласил одного из почитаемых в Египте богов - бога Атона - Единым Предвечным Богом и Создателем всего сущего. Вначале бог этот изображался антропоморфным, как и все другие египетские боги - Атон был человеком с головой сокола увенчаный солнечным диском. Но впоследствии Атон был провозглашён не имеющим земного подобия, а солнце стало считаться нерукотворным изображением (иконой) Атона, поэтому и на фресках он стал изображаться как солнечный диск, тянущий лучи-руки к людям. Но ввиду недостаточной продолжительности проповедования этого культа и сложной политической ситуацией внутри Египетского царства и на его границах, эта попытка утвердить монотеизм не увенчалась успехом. Хотя вполне возможно, что именно она дала основу для формирования монотеистической религии у древний евреев.

Зороастризм, маздеизм, митраизм (религия Древнего Ирана)

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и наполненных приключениями богов и героев. Зороастрийская религия представляла собой дуалистическую модель извечной борьбы Добра (Аху-ра-Мазды) и Зла (Ангро-Майнью).

Верховным божеством и творцом всего сущего, согласно маздеизму/митраизму, считался Аху-ра-Мазда. Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра, в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и посредничество между богом и человечеством. Позже он превратился в божество договора, согласия, а также стал богом солнца, покровителем воинов и согласно пророчествам должен был стать будущим Спасителем человечества (мессией).

Ангро-Майнью был вначале фигурой соседнего маздеизму пантеона. Но противопоставление двух групп божеств и, двух их глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и вследствие каких-то неясных пока причин нарастало. В итоге Ангро-Манью стал считаться в зороастризме предводителем сил тьмы и зла.

Суть нововведений Зороастра (прибл. 660-550 гг. до н.э.) сводилась к приданию всем древним божественным силам явственного этического акцента, к превращению их в некую абстракцию, символизирующую извечную борьбу сил Добра против Зла).

Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план социальную проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать упомянутой проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка - человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм как доктрина принадлежит к принципиально новому типу религий - к религиям основателя, пророка.

Суть зороастризма в самом общем виде была сведена к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря - мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса, как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра, Ангро-Майнью - силы зла. В том числе, согласно Зороастризму, в эту борьбу вовлечены и все люди - и от их помыслов и деяний зависит какая сторона (Добро или Зло) побеждает и правит миром.

При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.

Мифология зороастризма не очень красочна и богата, но зато весьма интересна. В ранних текстах Авесты описывается модель космоса, в которой имеется божественная небесная сфера (своеобразный Рай) и Подземное Царство тьмы, где властвует Ангро-Майнью (своеобразный Ад).

Мифология зороастризма разработала эсхатологическое (пророческое и обращенное в будущее) учение о конце мира и своего рода "Страшном суде", о делении всех людей на праведников и грешников: души праведников через три неба попадают в светоносную сферу, где пребывают рядом с Ахура-Маздой, а грешники оказываются в преисподней. При этом сам Заратустра помогает душам перейти через грань, отделяющую мир живых от мира мертвых, по волшебному мосту Чинват: для праведников мост широк, для грешников - узок, как лезвие бритвы.

Стоит оговориться, что позднее многие мифы и детали эсхатологии зороастризма мы встречаем в иудаизме, христианстве и исламе. На этом фоне довольно убедительным выглядит предположение, что зороастризм во многом повлиял на формирование так называемых "мировых" монотеистических религий.

__________________

Иудаизм. Возникновение культа Яхве

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам библии, точнее, ее наиболее древней части - Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале 2 тысячелетия до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т.е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств - покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа.

Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых, как стало считаться позже, иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого поступали, стал считаться один и тот же - Яхве. Иначе говоря, евреи различных племён стали постепенно считать, что бог, которому они молятся каждый в своём племени, и о котором у каждого племени имелись свои мифы и сказания - один общий бог всего еврейского народа.

Библейская легенда повествует о том, что все евреи (вслед за попавшим в Египет Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой, в результате чего евреи в Египте оказались в положении рабов. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из "плена египетского" в "страну обетованную", т.е. в Палестину. Также, согласно библейским сказаниям Яхве через Моисея дал еврейскому народу закон, десять заповедей, которые, впрочем, согласно исследованиям египтологов были заимствован из египетской Книги Мёртвых.

Специалисты обращают внимание на косвенные свидетельства того большого влияния, которое оказала египетская культура на идейно-доктринальные принципы иудеев, зафиксированные в Библии. Так, например, библейская космогония (первоначальная водная бездна и хаос; витающий в небе дух; сотворение духом из бездны и хаоса света и тверди) едва ли не буквально повторяет основные позиции египетской космогонии из Гермополя (один из вариантов египетской космогонии). Еще более наглядные и убедительные параллели ученые зафиксировали между знаменитым гимном богу Атону времен Эхнатона и 103-м псалмом Библии: оба текста - как на то, в частности, обратил внимание академик М. А. Коростовцев - почти в одинаковых выражениях и в идентичных контекстах славят великого единого Бога и его премудрые деяния. Эти свидетельства выглядят весьма убедительно. Как знать, может быть, реформы Эхнатона действительно оказали воздействие на идейно-концептуальные представления небольшого народа, находившегося где-то рядом с Египтом (если даже не под его властью) в середине 2 тысячелетия до н. э. и постепенной трансформации еврейского политеизма в монотеизм? Тем более что легендарный "исход" евреев и появление их в Палестине приходятся как раз на те самые XIV-XIII вв. до н. э., когда Египет только что пережил радикальные преобразования фараона Эхнатона.

Стоит также оговориться, что евреи будучи народом, состоявшим по большей части из пастушьих племён, большое значение уделяли астрологии, лунным и солнечным циклам, хорошо ориентировались в предстоящих астрологических (астрономических) событиях. Что в свою очередь, также оказывало немалое влияние на религиозную систему евреев.

А в последствии, когда евреи побывали ещё и в вавилонском плену, их религиозная система включила в себя и ряд заимствований из зароастризма, приобрела дуалистический характер, и стала проповедовать приход Спасителя человечества, предстоящий в конце времён Страшный Суд и воскрешение праведников в идеальном божественном мире. А вместе с идеями единственности бога, его единоначалия над миром и всем сущим, евреи развили идею о своей богоизбранности, как народа призванного богом для исповедования и хранения истинной религии.

Именно иудеи, по их представлениям, владели истиной, знали Бога, единого и общего для всех. Однако этот великий и всемогущий Бог, отвечавший иудеям взаимностью и выделявший их среди прочих, практически был только их богом, т.е. божеством небольшого народа. Это противоречие вело к тому, что рожденные иудаизмом действительно немалые духовные и интеллектуальные потенции евреев как бы загонялись внутрь, в глубины самой религии. В результате в страстных эсхатологических предсказаниях иудейских пророков все чаще звучали идеи о мессии, о грядущем пророке, который явится и спасет людей. Пророк Исайя связывал с этим моментом наступление царства всеобщей гармонии, когда волк мирно возляжет рядом с ягненком и когда перекуют мечи на орала. Пророк Даниил предсказывал в своих видениях, что грядет "сын человеческий", царство которого будет вечным и справедливым.

На рубеже нашей эры идея о мессии распространилась в иудейском обществе, ее исповедовало множество различных сект, со дня на день ожидавших божественного вмешательства в ход истории. Всплеск этих настроений был продиктован астрологическими аспектами: в этот период ожидалось наступления эры Рыб, а в связи со сменой астрологической эры иудеи ожидали и мистических событий, божественных изменений в устройстве общества и всего мира. Однако, сектам исповедовавшим скорый приход мессии предстояла несколько иная судьба.

________________________

Наши рекомендации