Избрание и посвящение духовных лиц

Установив степени иерархии, апостолы дали Церкви определенные указания на то, какие лица и скакими качествами должны быть избираемы на иерархические должности и как должно производиться самое избрание их.

Ап. Павел в своих пастырских посланиях разъясняет, какими качествами должен обладать епископ, пресвитер и диакон (прочитать 1 Тим, 3, 2-12; Тит. 1, 5-9). Апостольские правила к сим требованиям присоединяют, что на иерархические должности не может быть поставлен глухой, слепой, бесноватый, раб без согласия господ, всякий женатый на вдове, рабыне, актрисе, блуднице, отверженной от супружества.

Что касается способа избрания на иерархические степени, то апостолы сами установили тот порядок, чтобы в выборе принимали участие все члены общины. Апостолы, например, предложили иерусалимской общине избрать семь диаконов (рукополагали сами апостолы), ап. Павел, рукополагая пресвитеров разным церквам (Деян. 14. 23), сообразовался с желанием верующих этих церквей.

Все эти апостольские указания послужили для Церкви правилами, которыми она руководствовалась при избрании на иерархические должности. Так, в выборе лица на ту или иную иерархическую должность принимала участие вся церковная община, т.е. клир и миряне. Последние, по многочисленности своей, иногда назначали особых лиц, старейшин, которые участвовали в выборе кандидата.

После того, когда вся церковь признала избранное лицо достойным занять иерархическую должность, произносился обший возглас: "достоин" (аксиос), и следовало посвящение.

В пресвитера и диакона рукополагал епископ местной церкви, в епископа рукополагали епископы окрестных церквей. Последние принимали даже участие в избрании епископа или сами лично, или через своих уполномоченных, наблюдая, чтобы кандидат соответствовал требованиям Апостольских правил. При избрании епископа требовалось также согласие епископа главного города области.

На низшие церковные должности назначал один епископ, поскольку поставление на эти должности не имело такого важного значения для Церкви как поставление пресвитера или епископа.

Положение клира в первые века и его содержание

Клир христианской Церкви первых веков не составлял какого-либо наследственного сословия, как это было в церкви ветхозаветной. В клир мог вступать всякий желающий и удовлетворяющий условиям вступления в клир.

Школою для образования клириков являлся тот же клир, где под руководством епископа клирик, начиная с низших должностей, проходил свое служение. С течением времени явились христианские училища, например, в Александрии, где клирики получали образование.

Никакими общественными преимуществами клирики не пользовались, поскольку христианская религия была вне закона. Часто бывало, что клирики состояли на службе и в государственных учреждениях, что потом было Церковью запрещено, так как это было несовместимо с иерархическим званием и обязанностями.

Что касается брачной или безбрачной жизни клириков, то нужно заметить, что Церковь допустила брачное и безбрачное состоянии членов клира. Требовалось только, чтобы всё было благообразно, поэтому запрещалось состоящим в браке иерархическим лицам "изгонять своих жен под видом благоговения", а безбрачным после рукоположения вступать в брак. Перемещение клириков, особенно епископов, не допускалось. Если и допускались перемещения, то лишь в исключительных случаях.

В первенствующей Церкви не было каких-либо определенных источников содержания клира. Каждый член клира, прежде всего сам заботился о своем содержании. Многие клирики, по примеру ап. Павла, по вступлении в клир продолжали заниматься теми ремеслами или промыслами, которыми они занимались до вступления в клир, и тем доставляли себе средства к содержанию.

Случалось и так, что в клир вступал какой-либо богатый земледелец и, продолжая получать доходы от земли, доставлял еще и другим средства к содержанию, каким был, например, св. Киприан Карфагенский (III в.). Кроме того, клир получал некоторые средства на содержание от церковной общины. Эти средства, состоящие из добровольных пожертвований членов общины, распределялись между клириками епископом.

К таким пожертвованиям, кроме денежных, принадлежали и вещественные приношения, состоящие, по обычаю ветхозаветной церкви, из хлеба, вина, плодов, и разного рода припасов. Часть хлеба и вина отделялась для богослужения, часть отдавалась бедным, а остальное шло в пользу клира.

Кафедры епископов

Многочисленные христианские общины, основанные апостолами и их преемниками в разных городах и селах, постепенно начали группироваться в церковно-правительственные округи, центром которых были городские общины. Как в гражданском отношении известному городу подчинены были ближайшие села и деревни, так и церковные общины в селах и деревнях мало-помалу подчинились ближайшим городским общинам, тем более, что и самое христианство они часто получали из городских общин.

Во главе образовавшихся таким образом церковных округов стояли предстоятели городских общин — епископы, кафедры которых были в городах. Церковный округи первоначально назывались парикиями, а впоследствии епархиями. С образованием церковных округов постепенно образовались и приходы.

Сельские общины образовали собою сельские приходы. В городах, вследствие увеличения числа верующих, епископ разделял паству на группы, в которые назначал пресвитеров и диаконов, сначала временно, а потом и навсегда, которые совершали там богослужение. Так образовались городские приходы. Городские и сельские приходы округа составляли местную церковь. Свои названия церкви получали от кафедральных городов (Иерусалимская, Антиохийская) так как в каждой церкви была только одна епископская кафедра.

Наши рекомендации